На тропе войны. Как бороться с неадекватными соседями?

Не со всеми соседями можно договориться по-хорошему. © / Shutterstock.com

Эта история — очередной пример ожесточённых соседских войн, коих немало на памяти у сотрудников полиции. Ничего примечательного в ней абсолютно нет… если бы не случилась она с автором этих строк. Когда дело доходит до «себя любимой», банальные вещи воспринимаются гораздо острее…

   
   

Заявления без реакции

Среднестатистический подъезд старого дома в Петропавловске. Среднестатистическая семья, которая периодически лишает покоя соседей. Тут тебе и громкая музыка по ночам, и бурные выяснения отношений, и гости без определённого места жительства, шмыгающие туда-сюда. «Вишенкой на торте» в этой истории стала милая собачка: её хозяева из «нехорошей квартиры» решили облегчить себе жизнь и стали выгуливать животное прямо в подъезде. Через месяц в свои квартиры остальные жильцы добирались вприпрыжку и зажав носы.

Конструктивного диалога с горе-соседями не получилось. На все призывы быть более внимательными к нуждам своего питомца, нерадивые собачники посылали всех недовольных соседей по известному адресу. А дальше как в плохом детективе: после моей, признаюсь, громкой просьбы выгуливать собаку на улице, я целый час не могла попасть в квартиру — оба дверных замка были забиты обломанными зубочистками. Утром на улице меня ждал новый «сюрприз» — проколотые колёса автомобиля и надпись на лобовом стекле: «Верни собаку!», на следующий день — сожжённые квитанции в почтовом ящике. Догадаться, кто мелко, но неприятно пакостит, было нетрудно, поэтому знакомство с участковым стало неизбежным. Старший лейтенант полиции мои разгневанные объяснения выслушал, записал и даже пообещал провести с соседями профилактическую беседу… когда они протрезвеют:

Кстати
О размере значительного ущерба сказано в примечании 2 к статье 158 УК РФ. Оно гласит, что он определяется с учётом имущественного положения гражданина, но не может составлять менее 2 500 руб.
– Поймите, вы никак не можете доказать, что прокололи колёсам вам именно эти соседи, да и сумма в 750 рублей (стоимость клейки резины — прим. ред.) — не является значительным ущербом. А что касается нецензурной брани и угроз причинения тяжкого здоровью в ваш адрес (которые, кстати, «сыпались» в присутствии участкового — прим. ред.), то реальных действий соседка ведь не применяла: она за вами не бегала, не размахивала руками. В следующий раз фиксируйте подобные разговоры на записывающие устройства. А вообще, они пьяные, с ними сложно разговаривать…

Всё на бумагу

Слышать подобные объяснения от представителя власти мне, как человеку законопослушному, было странно. Получается, что я могу рассчитывать на защиту со стороны сотрудников правопорядка только, когда моему имуществу будет причинён значительный ущерб, а здоровью — тяжёлые последствия. Однако начальник отделения информации и общественных связей УМВД России по Камчатскому краю Алевтина Иванова уверенна — с бездействием участкового можно и нужно бороться:

– Конкретно в этом случае необходимо было начать «дёргать» участкового, когда собака только начала справлять естественные нужды в подъезде. Этот факт хотя бы можно зафиксировать, — советует майор внутренней службы. — А ведь нашим сотрудникам приходится разбираться и с совсем странными примерами соседских «войн». Например, один гражданин писал заявление в органы полиции о том, что сосед на него «не так смотрит».

Но если действия жителей, действительно, доставляют дискомфорт остальным жильцам подъезда, обязательно нужно об этом сообщать. Громкая музыка — пишите, бурные ссоры — пишите. Только так — методично и запротоколировано — можно повлиять на соседей, с которыми не удаётся договориться по-хорошему. Но стоит понимать, что других полномочий, кроме как составить протокол и провести профилактическую беседу, у участкового, действительно, нет. Если он неохотно делает эту работу, и вам кажется, что не пользуется данной ему законом властью, нужно обращаться к руководству: к начальнику ГУВД, в инспекцию по личному составу, если вас не слышат и там — в прокуратуру. Все адреса и телефоны этих организаций есть на сайте УМВД. Непреложной истиной остаётся одно правило: участковый не имеет права занимать позицию «не видел, не слышал», особенно если речь идёт об угрозах и порче имущества. К сожалению, мне известно немало печальных примеров, когда бытовые угрозы в адрес соседей заканчивались самым трагичным образом.

   
   

Смотрите также: