Как стать звездой танца

Хореография, как спорт, движется вперёд. © / АиФ

Накануне Всемирного дня танца, который отмечается 29 апреля, корреспондент «АиФ-Камчатка» побывал в Вилючинске на репетиции юных артистов.

   
   

– Вообще хореография, так же как и спорт, движется вперёд, в сторону усложнения, большей техничности. Чтобы быть в призёрах, нужно постоянно развиваться, удивлять техникой, новыми постановками, сложными элементами. Сегодня поднять ногу на 90 градусов уже недостаточно! Работать надо над собой! — говорит Елена Соколова, создатель и бессменный руководитель детского образцового хореографического коллектива «Вдохновение» вилючинского центра развития творчества детей и юношества.

Чем удивили Москву?

Татьяна Боева, kamchatka.aif.ru: Вы показываете своё творчество только на Камчатке?

Елена Соколова: В конце марта мы участвовали в двух международных конкурсах в Москве: «Единство России» и «Богатство России». За билеты мы платили сами, в остальном помог отдел образования вилючинской администрации. И у нас за день до состязаний была всего одна репетиция на сцене концертного зала «Космос», в течение 6 минут!

Возила я детей 10-11 лет, эта возрастная группа выезжала за пределы Камчатки впервые. Сценический опыт у ребят очень скромный, выступали они лишь на нескольких концертах. В составе было 13 детей: 12 девочек и один мальчик, Миша. А кроме дипломов и кубков мы привезли ещё благодарственные письма от организаторов конкурса. Высокое московское жюри оценило не только хореографическое мастерство и постановку номеров, но и слаженность, воспитанность исполнителей, умение вести себя на сцене и за кулисами. Такая оценка дорогого стоит, ведь председателем жюри была сама Мира Кольцова, народная артистка СССР, художественный руководитель легендарного ансамбля «Берёзка».

– Какие номера вы показали в столице?

Справка
Образцовый детский коллектив «Вдохновение» в жилом районе Приморском посещают более 100 детей в возрасте от 5 до 17 лет, из них сформированы 7 групп. В ансамбль принимают всех желающих. Ежегодно руководитель ансамбля готовит более 10 новых постановок. Все танцевальные номера — авторские.
– Мы привезли на конкурс две композиции. Первая — детский эстрадный танец «Точка, точка, запятая». Вторая — фантазия «Огненное дыхание Земли», постановка, рассказывающая в музыке и танце об извержении вулканов. Дети были в красных костюмах, имитирующих языки пламени, с красными обручами, перетянутыми полосками ткани — символами потоков лавы, вытекающих из кратеров. И, конечно, усиливала впечатление динамичная музыка, в которой слышались звуки бубна и приглушённый гул.    
   

– По какой системе вас оценивали?

– Конкурс проходил по квалификации, как в фигурном катании. То есть, судьи в жюри ставили оценки, высший балл — 10. Мы зарабатывали разные баллы, были 7, 8 и даже 9. В итоге получили два диплома и два кубка: первое место на конкурсе «Единство России» и третье — на «Богатстве России».

Честно говоря, я не рассчитывала занять высокие места, тем приятнее стала победа. У наших детей не было опыта борьбы, и они восприняли поначалу выступление, как задание выйти и станцевать как учили. Зато потом, на гала-концерте, все уже осознали, перед какой аудиторией выступают, и волновались гораздо больше, чем на конкурсе.

Поездка эта была в большей степени воспитательной, а не соревновательной — мне хотелось встряхнуть детей, дать им толчок в работе над собой, стимул раскрыться и совершенствовать своё мастерство дальше.

Что потрясло?

– Какие впечатления сложились у детей от путешествия в Москву?

– Конечно, им понравилось! Всю поездку мы играли в «Доброго гнома». Перед дорогой написали свои имена на бумажках, перемешали их и вытянули по очереди. Секрет игры в том, что ты должен оказывать ненавязчивые знаки внимания тому, чьё имя вытянул. Дверь придержать, место занять, подать пальто, передать соль на столе. И лишь после поездки раскрываем секрет, кто кому помогал. Знаете, что интересно? Про двоих детей — Мишу и Ульяну — трое ребят думали, что именно они были их добрыми гномами. А были и такие, кто вообще не заметил никакого внимания. Что это значит? Некоторые просто не приучены заботиться о других, и им трудно быть добрым для кого-то. А мы такими играми заставляем детей быть внимательными друг к другу.

Кроме выступлений была у нас и культурная программа: побывали на Красной площади, в московском планетарии, в развлекательном комплексе на ВДНХ. Сходили в Московский театр оперетты на мюзикл «Золушка», в детский музыкальный театр на балет «Принцесса на горошине».

Дисциплина на занятиях жёсткая. Фото: АиФ

Потом обсуждали всё это между собой, особенно театральные постановки. Ребят поразила акустика в залах — несмотря на отсутствие микрофонов, каждое слово актёров было прекрасно слышно. А Мишу потрясла техника исполнения танцев: «У них такие прыжки, такая растяжка!».

Кто кому должен?

– У вас на занятиях правила поведения строгие?

– Да, дисциплина жёсткая, без этого нельзя. Форма, причёска, движения — всё должно соответствовать, как говорят у военных, поставленной задаче. Если замечаю ошибку у одного — проконтролировать это же движение у себя должны все. Самоконтроль и самоанализ — основа всего, нельзя привыкать к ошибке!

Первые три года вообще учимся молчать на занятиях и слушать педагога. Как-то пригласили меня на постановку школьного вальса для выпускников. А те слушать не хотят. Значит, говорю, вам не надо и эти танцы не для вас — повернулась и ушла. Зато потом, стоило мне сказать: «Внимание!», как все глаза и уши — на меня.

Сейчас такая тенденция пошла — дети избегают напрягаться. У каждого второго — репетитор, который готовит его к ЕГЭ по специальной программе. Всё готовое, почти никаких усилий! И в хореографии сталкиваюсь с тем же. Уже редко встречается, что когда даёшь задание, то ребёнок старается справиться, приложить усилие, чтобы его выполнить. А ведь навыки танца, техника формируются годами, с одного раза не затанцуешь! Это не кружок рукоделия, где недоделанную работу можно взять домой. У нас коллективное дело, все влияют на всех: один не доделал — тянет назад весь коллектив.

Сейчас модно у молодёжи говорить: «Я свободен и никому ничего не должен!» Объясняю, что это не так. Человек сам перед собой обязан! Тем более, перед обществом, близкими, друзьями. Свобода — это, прежде всего, ответственность. Тем более сейчас, в век атомных технологий, когда мир можно взорвать одним неверным решением или безответственным поступком.

Мы говорим об этом с детьми. Дисциплина — это правила, такие же, как ПДД. Ну, не будешь ты их соблюдать. Давайте посмотрим, сколько на обочинах дорог цветов — для тех, кто ездил не по правилам… Порядок, красота, вежливость, комфорт — так должно быть. Поэтому мы привыкаем, втискиваемся в рамки и… всё получается!

Мнение родителей

Ольга Мирошниченко, мама 11-летней Лилианы:

– Ходим мы в ансамбль с 4 лет. Для Лилианы «Вдохновение» — вторая семья. Дочь летала на конкурс в Москву в первый раз, и я доверила Елене Викторовне своего ребёнка с лёгким сердцем, как самой себе, потому что это Педагог с большой буквы: и вторая мама, и наставник. Она прививает детям дисциплину, способность работы в команде, ответственность за того, кто рядом с тобой. И хороший вкус к музыке и танцу. Дочка у меня тихая, скромная. А после поездки она поверила в себя и выросла в творческом плане на несколько ступенек. Я вижу, как загорелся мой ребёнок — бежит на репетицию в любом настроении, просто летит! От имени всех родителей — огромное спасибо педагогу за наших детей!

Досье
Елена Викторовна СОКОЛОВА. Родилась 30 марта 1961 г. в г. Могилёв Белорусской ССР. Окончила белорусский институт физкультуры, московскую академию повышения квалификации работников образования по специальности «Хореография и художественное воспитание». На Камчатке с 1986 г. Основала два детских образцовых хореографических ансамбля: «Фантазия» в Рыбачем и «Вдохновение» в Приморском. Руководит «Вдохновением» с 1998 года. Коллектив неоднократно побеждал в танцевальных конкурсах и фестивалях, в том числе международных. Среди последних достижений — гран-при и первое место по народному танцу в международном конкурсе «Славянские встречи» в Минске, гран-при международного телевизионного конкурса «Созвездие-2015». Педагог высшей категории, награждена грамотой Министерства образования РФ и нагрудным знаком «Почётный работник общего образования РФ». Замужем, двое дочерей.

Смотрите также: