Бывший мэр Петропавловска – о слабостях, мечтах и планах

   
   

Сегодня он строит дом в посёлке Паратунка – настоящий сруб с русской печкой. И утверждает: «Делать это своими руками – большое удовольствие для каждого, кто имеет такую возможность. У меня она есть, и я счастлив».

Возможность эта появилась у Владислава СКВОРЦОВА без малого год назад. Как признаётся сам бывший глава Петропавловска, после отставки для него началась совсем иная жизнь…

Полный мрак

- Владислав Васильевич, а вы похудели. Какая-то специальная диета?

- Скорее, сбросил груз ответственности. А лучшая диета – это физический труд и освобождение от больших проблем – комок нервов и лишние килограммы исчезают сами собой.

- Ходили слухи, будто уедете в Москву. Почему вы ещё здесь?

- На то много причин. Весь прошлый год, пока шло след­ствие по уголовному делу, я провёл под подпиской о невыезде. Кроме того, 20 лет назад я уже уезжал с Камчатки, купил дом на Кубани, но вернулся назад. И, кажется, навсегда.

- В марте будет ровно год со дня вашей отставки. В 2011-м Камчатку коснулось много перемен. Был отстранён от работы губернатор. Можно также вспомнить уход руководителя камчатского МВД, епископа Игнатия. Как думаете, такие масштабные перестановки в верхах были совпадением?

- Где-то совпадение, где-то нет… Смена губернатора и начальника краевого МВД – возможно, звенья одной цепи. А владыка Игнатий, хоть и не хотел уезжать, насколько я знаю, всегда предполагал такую возможность, поэтому и спешил как можно больше сделать для Камчатки.

- С кем из бывших коллег поддерживаете дружественные отношения?

- Практически со всеми. Я благодарен моим коллегам за хорошую работу, мне приятно, что для многих из них она дала возможность подниматься на новые ступени.

- А с Машковцевым? Когда-то вы были в одной команде…

- Это не так. Когда Машковцев выиграл выборы, я был в команде Владимира Афанасьевича Бирюкова и уже тогда подумал: «Вот теперь настанет полный мрак». В то время я был просто обязан остаться на Камчатке. Меня убедили продолжить работу в областной администрации. Для того, чтобы выручить Камчатку, но не Машковцева. И я отработал 4 года, после чего попросил его больше не баллотироваться в губернаторы. Когда он не услышал этой просьбы, я ушёл.

   
   

- Вы – последний глава города, избранный народным голосованием. Сегодня президент возвращает нам право выбирать руководителей регионов. Как считаете, это правильно?

- Сказать, что я согласен с линией президента, – всё равно что ничего не сказать. Каждое время, каждый исторический момент рождает свою, наиболее эффективную систему управления. Система назначения хороша тем, что позволяет не допустить к власти «машковцевых» и «голенищевых» – тех, кто за эту власть борется, абсолютно не желая её получить. Ни для кого не секрет, что Михаил Борисович не хотел становиться губернатором, он шёл на выборы только для того, чтобы позиционировать себя как человека, имеющего влияние в политических кругах. А когда он победил, то очень расстроился – ему это было не нужно. Поэтому для того, чтобы исключить риск попадания во власть людей, не представляющих, что такое административная работа, особенно в условиях угрозы потери устойчивости го­су­дар­ства, правильнее было назначать руководителей.

С другой стороны, народ, имея право выбора, должен осознавать свою ответственность за него. Увы, зачастую сделав выбор, общество начинает не то чтобы жалеть… перестаёт понимать действия властей, потому как они не всегда на блюдечке с голубой каёмочкой. Перемены происходят медленно, особенно там, где есть много незаметных проблем. Возьмём, к примеру, какой-нибудь обшарпанный дом Петропавловска – да, он непригляден снаружи, но настоящие его проблемы находятся в подвале или на крыше – то, что человеческому глазу не видно. Реальная власть не начнёт с покраски фасадов, в первую очередь она станет решать вопросы жизнеобеспечения. Народу этого не понять – ему нужен именно фасад. Когда были нужны свет и тепло, на вопросы не мощёного тротуара никто не обращал внимания. Сейчас же мало кого волнует протекающая крыша или не отапливаемая квартира – таких проблем в Петропавловске практически не осталось.

И сегодня, когда в стране решены основные вопросы жизнеобеспечения, возврат к прямым выборам – это хорошо. Не стоит ждать милости от природы, царя-батюшки или президента. Чем больше развито общество, тем больше оно должно участвовать в процессах го­су­дар­ственного управления, в том числе в выборах губернатора. Возможно, спустя какое-то время мы вернёмся и к большей самостоятельности муниципалитетов.

Анализ проблем

- Где находится ваша трудовая книжка?

- Наверное, у меня дома… Официально я сейчас нигде не работаю, занимаюсь строительством дома, навожу порядок в архивах. Раньше на это не было времени, накопилось много простых человеческих проблем, которые нужно решать.

- А что потом?

- Так или иначе, буду заниматься обоснованием и привлечением инвестиций на Камчатку, стратегическим планированием, анализом проблем и поиском способов их решения.

- Но в большую политику не вернётесь?

- А это и есть большая политика. Принято считать: есть налоги и бюджет – значит, есть возможность развития территории. Я же, кроме таких прямых методов, особенно в условиях их крайней ограниченности, всегда искал способы для развития бизнеса. Говорят, мы понастроили много торговых центров, а я считаю: нужно предоставить возможность желающим строить ещё больше. Не уводить, не отпускать заработанные на Камчатке деньги, а наоборот, делать так, чтобы они оставались для развития нашей территории. Нужно давать возможность бросить якоря в камчатскую землю представителям бизнеса, формировать инвестиционную привлекательность нашей территории. Для тех, кто хочет строить, – искать строительные площадки, а для тех, кто имеет идеи развития, – деньги. Вот то, чем мне действительно интересно заниматься.

- Какие-то привилегии у вас как бывшего мэра остались?

- В течение года после отставки я получаю ежемесячное пособие.

- Сколько, если не секрет?

- На уровне моей заработной платы – около 200 тысяч рублей.

Без цепей

- Вам сложно было оставить свой пост?

- Это как снять с себя цепи, которыми по собственной воле был скован 15 лет по рукам и ногам. Сегодня я живу абсолютно другой жизнью. И к ней нужно привыкнуть. Привыкнуть ужинать с семьей, не спеша завтракать… Или спеша, но не до такой степени, чтобы одновременно отвечать на телефонные звонки про ночные происшествия в городе или, перелистывая бумаги, готовясь к совещанию. Все эти годы я посвятил службе, занимал должности, которые требуют от человека полной отдачи и не оставляют для семьи практически ничего. Даже в выходные дни мне было сложно думать о домашних делах. Но, слава богу, близкие никогда ими меня не нагружали. Наверное, поэтому сейчас я делаю всё с большим удовольствием: мою посуд, готовлю…

- Что готовите?

- Сегодня приготовил очень вкусного барашка. На Рождество пекли архангельские козули (пряники. – Прим. ред.) по рецепту тёщи. Могу приготовить осьминога в винном соусе или треску под маринадом.

- На вашей странице в Интернете есть эпиграф: «От слабости убежать нельзя; когда-нибудь придётся встретиться с ней лицом к лицу и победить или погибнуть, а если эта встреча неизбежна, почему бы не вступить в бой прямо сейчас?». А какие у вас слабости?

- Я бросил курить четыре года назад, но до сих пор, бывает, срываюсь. Наверное, есть и другие слабости, но они не так существенны.

- О чём вы мечтаете?

- Может быть, это не очень скромно, но я мечтаю стать дедом.

- Что может поднять вам настроение?

- Улыбка жены. Стоит ей улыбнуться, и я становлюсь счастливым человеком. А она улыбается часто...

Смотрите также: