Камчатская погода с её перепадами давления, влажностью и дефицитом ультрафиолета – серьёзное испытание для кожи.
О том, как живётся дерматовенерологической службе в таких условиях, почему для постановки диагноза врачи иногда платят из своего кармана, как находят переносчиков венерических болезней и что делают, чтобы удержать молодых специалистов, рассказала главный врач Камчатского краевого кожно-венерологического диспансера Жанна Курганова.
Золотой стандарт
– Жанна Владимировна, с какими проблемами к вам приходят чаще всего?
– А как обстоят дела с инфекциями, передающимися половым путём? Говорят, что в последнее время наблюдается рост заболеваемости сифилисом.
– Мы всегда сравниваем наши показатели с данными по ДВФО и РФ. В период с 2021-2024 наблюдается тенденция к снижению в Камчатском крае и стабилизация заболевания сифилисом. В целом ситуация под контролем. Благодаря строгой маршрутизации: заполняется экстренное извещение формы 089У для служб Роспотренадзора и ставится в кожно-венерологическом диспенсере на контроль до того момента, пока пациент не пройдёт лечение. Мы такие случаи не скрываем, тщательно отрабатываем все цепочки контактов. Очень помогает Управление внутренних дел – мы направляем официальный запрос, и они оперативно находят людей, даже в самых отдалённых уголках Камчатки. Если это иностранные граждане, их лечение – платное. Если это граждане России, они лечатся бесплатно в условиях стационара или поликлиники. Если иностранные граждане не могут или не хотят лечиться, решается вопрос о депортации с Роспотребнадзором. К сожалению, на это по закону отводится до двух месяцев. Но ситуация всегда под контролем.
А вот заболеваемость гонорейной инфекцией в 2023 году была повышена по сравнению с показателями по РФ. В настоящий момент наблюдается тенденция к снижению и стабилизации. Высокие показатели у нас остаются только по хламидийной инфекции. Но такая ситуация наблюдается не только в крае, но и по РФ в целом и по ДВФО.
– Современная диагностика – это то, чем вы можете гордиться?
– Отчасти да. Сейчас у каждого дерматолога есть дерматоскоп – это обязательный инструмент, как стетоскоп для терапевта. Это существенно облегчает диагностику. Но наша гордость – клинико-диагностическая и серологическая лаборатории. Мы оснащены современным оборудованием для диагностики инфекций урогенитального тракта, кожи и подкожной клетчатки. Используем передовые технологии, включая ИФА, РПГА, ПЦР для выявления сифилиса, даже по спинномозговой жидкости, что является важным для диагностики нейросифилиса, как у взрослых, так и детей.
Конечно же, настоящий прорыв – это ПЦР-диагностика. Это золотой стандарт для выявления не только половых инфекций, но и грибковых поражений, которые часто маскируются под аллергию. Если раньше бактериологический посев на грибок, например, дерматофития, делался три недели и был с погрешностями, то сейчас ПЦР-анализ готов за сутки. Видовое определение дерматофитов с помощью молекулярно-генетического метода позволяет быстро подобрать оптимальный в отношении установленного вида дерматофита системный препарат. Для пациента в системе ОМС это бесплатно, тогда как в коммерческих структурах такой анализ стоит от 3 до 5 тыс. руб. Мы единственные в крае, кто делает ПЦР на дерматофитию в таком объёме.
Беспрецедентные меры
– Но на данный момент есть диагностическая проблема, которую решить пока никак не удаётся?
– Какие современные методы лечения используете?
– Можно выделить несколько методов: ПУВА-терапия (метод лечения, который включает в себя использование фотоактивного вещества совместно с облучением кожи длинноволновым ультрафиолетовым излучением) для лечения хронических дерматозов, ГИБП (генно-инженерные биологические препараты). Если 5 лет назад у нас было 1-2 таких дорогостоящих препарата, то сейчас их около 8. Лечение проводится по строгим показаниям через врачебный консилиум в системе ОМС в условиях дневного стационара по федеральной, региональной льготе. Для пациента это всё бесплатно. Это настоящий прорыв в лечении тяжёлых форм псориаза и других дерматологических заболеваний.
– Сотрудничаете ли вы с коллегами с помощью телемедицины?
– Активно работаем с Федеральными научными центрами дерматовенерологии и косметологии в Москве, с институтами в Санкт-Петербурге, ДФО и другими. Пик такого взаимодействия пришёлся на ковидные времена, но и сегодня эта практика сохраняется. По сложному пациенту готовим фотографии, высылаем медицинскую документацию, результаты анализов по специальному защищённому каналу. Если федеральные специалисты хотят лично видеть пациента – организуем телемост. Обратную связь получаем очень быстро, порой в течение суток.
В последние три месяца был показательный случай: у пациентки с диагнозом крапивница, находящейся на лечении в кожно-венерологическом отделении были изменения в показателях крови. Мы заподозрили гематологическую проблему и через ТМК проконсультировались с институтом гематологии. Нам сразу написали: «Ни в коем случае не назначать то, что планировали», и дали рекомендации для гематологов. Позже выяснилось, что женщина действительно стояла на учёте у этих специалистов. Такой совместных подход лечения предотвратил ошибку и при дальнейшем лечении пациентка получила хороший результат.
– А как строится работа с онкослужбой?
– Взаимодействие с онкодиспансером очень тесное. Мы работаем согласно приказа Минздрава региона по маршрутизации пациентов с подозрением на злокачественные новообразования (ЗНО). Сами на дерматологическом приёме смотрим пациентов, терапевты направляют в наш диспансер пациентов с подозрением на ЗНО. Так же мы ежегодно проводим «День меланомы», осматриваем всех желающих. К сожалению процент заболеваемости меланомы с каждым годом увеличивается. Единственное, чего не хватает, – это полноценной обратной связи от онкологической службы, но мы над этим работаем.
Репутация – прежде всего!
–Диспансер получил лицензию на косметологию. Зачем это госучреждению?
– Чтобы вернуть этой сфере медицинскую составляющую и обеспечить безопасность. Сейчас рынок переполнен, и даже те процедуры, которые по закону должны выполнять только врачи, часто делают люди без медицинского образования. В нашем диспансере – комплексный врачебный подход. Пациенты приходит не просто «уколоть морщины». При первичном приёме оформляется медицинская документация, врач-косметолог, врач-дерматолог проводит приём, собирает анамнез и заполняет протокол ведения пациента и при необходимости направляет на дополнительные обследования и консультации у других специалистов. Сначала лечим причину, например, воспаление при акне, и только потом подключаем косметологию. Подход к каждому пациенту индивидуальный.
Мы не обещаем чуда с первого раза, но гарантируем качественную работу. Наши врачи имеют сертификаты повышения квалификации, современное оборудование, сертифицированные препараты. За просрочку сертификата врач отстраняется от работы – это вопрос уголовной ответственности. Мы не можем рисковать, как это часто бывает в коммерческих кабинетах, где зачастую ведение медицинской документации оставляет желать лучшего.
– Сегодня острая тема для многих медучреждений – нехватка кадров. Как удерживаете специалистов?
– Штат укомплектован на 90%, что для ГБУЗ ККВД является отличным показателем. Но текучка есть. За три года уволились четыре врача. Причины разные: супруги-военные, декреты, а в последнее время – землетрясения. Один врач уехал, сказав, что не может жить в состоянии постоянной тревоги за себя и своих детей. Бывают и случаи непрофессионализма, которые заканчиваются увольнением. Я сама практикующий врач с 25-летним стажем и не позволяю халатного отношения к работе. Репутация диспансера –прежде всего.
Для привлечения молодёжи в крае применяются подъёмные (300-500 тыс. руб.), компенсация аренды жилья (по 20 тыс. на каждого врача в семье), помощь с очередью в детсады. Мы активно ведём переписку с вузами, встречаемся с выпускниками. Но есть и проблема «целевиков»: недавно одна выпускница, отучившись по целевому набору, не вернулась на Камчатку. Сейчас с этим разбирается региональный Минздрав.
– Каковы планы на будущее?
– Планов много. Это и обновление оборудования в лабораториях (КДЛ, ЦСЛ), и развитие косметологического отделения «Красивая кожа» через внедрение новых современных методов аппаратных и инъекционных методик. Кроме того, планируем внедрение искусственного интеллекта. Мы уже смотрим в сторону систем типа «FotoFinder (ФотоФайндер) – инновационный немецкий аппарат для видеодерматоскопии. Он делает снимки всей поверхности кожи и составляет «карту родинок». В дальнейшем её анализирует искусственный интеллект, и она сохраняется в базе данных. В будущем исследование можно повторить и оценить состояние кожи в динамике. Стараемся идти в ногу со временем. Наша цель – чтобы каждый житель Камчатки мог получить качественную, современную и, что важно, доступную дерматовенерологическую помощь.