С прививкой или без?
Kamchatka.aif.ru: Светлана Борисовна, какова ситуация с туберкулёзом на Камчатке сегодня?
Светлана Погорелова: Тревожная! Конкретный пример — с 19 по 30 января я в составе бригады наших медработников была в командировке в Олюторском районе. Мы проводили обследование, мониторинг детского населения с помощью специфичного Диаскинтеста, когда результат виден уже через три дня. В итоге по результатам туберкулинодиагностики 24 ребёнка из Хаилино и 34 из Вывенки отобрано для дальнейшего обследования и лечения в Олюторском тубдиспансере. А за 2013 год у нас прошло двое детей, больных туберкулёзом, в возрасте до одного года. И вот что страшно: у одного из них не было прививки БЦЖ! И доля малышей, которым в первые же дни жизни не была обеспечена защита от опаснейшей туберкулёзной инфекции, год от года увеличивается!
За этими цифрами — вероятность роста заболеваемости детей туберкулёзом, а при таком, мягко говоря, несерьёзном отношении родителей к здоровью своих детей эта вероятность чрезвычайно высока. Не будем забывать, что именно в Камчатском крае и на Дальнем Востоке сохраняется наиболее неблагополучная ситуация по туберкулёзу у взрослого населения, а значит, риск инфицирования детей здесь очень велик.
Убедительный довод
– В чём, по вашему мнению, причина такого странного поведения взрослых, от которых зависит ни много ни мало жизнь ребёнка?
– Причина, к сожалению, банальна: людям не хватает достоверной информации. Многие родители склонны больше доверять не врачам, а мнению несведущих людей, активно выступающих на интернет-форумах со своими умозаключениями о вреде вакцинации вообще и прививки БЦЖ в частности, а также о том, что делать пробу Манту не обязательно. Естественно, эти опасные утверждения бездоказательны, а люди, которые их пропагандируют, к сожалению, не несут никакой ответственности за последствия своей лжи.
В итоге родители отказываются прививать детей в принципе, и дети оказываются абсолютно не защищены от инфекций, включая такую опасную, как туберкулёз. Да, прививка БЦЖ не защищает от заболевания туберкулёзом на 100 %, чем иногда родители и мотивируют свой отказ. Но привитый ребенок не заболеет смертельно опасной формой туберкулёза с поражением центральной нервной системы, да и сама вероятность заболевания у привитых детей минимальна!
Но «благодаря» тому, что сегодня увеличивается прослойка невакцинированных детей, мы через 3—5 лет снова получим рост тяжёлых форм детского туберкулёза, вернувшись к показателям середины прошлого века! Кого тогда будут винить родители, отказавшиеся защитить своего ребёнка с помощью вакцины?
– Ситуацию с вакцинированием ещё как-то можно объяснить. А почему у родителей перестала вызывать доверие диагностическая проба Манту?
– Но согласитесь, что информация всё-таки специфическая…
– Согласна. И потому не снимаю ответственности с нас, фтизиатров, за то, что мы недостаточно активно и доступно разъясняем населению смысл и значение всех этих понятий.
Итак, проба Манту, она же — туберкулинодиагностика. Только с её помощью, и никак иначе, можно определить, есть в организме человека туберкулёзная инфекция или нет, а также выявить начальные формы заболевания. Ещё одно предназначение пробы Манту — оценить активность иммунитета ребёнка после прививки БЦЖ.
Проба Манту абсолютно незаменима, никаких других методов диагностики первичного инфицирования на сегодняшний день в мире не существует.
– Но ведь не так давно появился Диаскинтест...
Тройная гарантия
– Тогда почему бы не заменить пробу Манту на этот более прогрессивный тест?
– Дело в том, что Диаскинтест бывает отрицательным у людей, которые уже перенесли туберкулёз. В этом случае мы можем сказать, что активной туберкулёзной инфекции в организме в настоящее время нет. Но это не значит, что больной не инфицирован! Завтра иммунитет ослабеет, палочка Коха проснётся — и человек заболеет! Эти две пробы не взаимозаменяемы, у них разное предназначение!
– Многие взрослые искренне считают, что рентген и томография — решение всех диагностических проблем, и можно сколько угодно водить ребёнка на снимки. Так ли это?
– Вопрос очень правильный. Ко мне на приём нередко приходят родители, которые отказываются проводить детям кожные иммунологические пробы на туберкулёз, но готовы сколь угодно часто делать рентген. Вынуждена их огорчить: ни один из методов, о которых мы сегодня говорим, — проба Манту, Диаскинтест, лучевая диагностика, не является единственным и прямым методом диагностики туберкулёза. Чтобы поставить или исключить диагноз, необходимо выполнить и первое, и второе, и третье.
Что же касается рентгена или томографии, мы, фтизиатры, всегда назначаем лучевую диагностику очень осторожно, строго по показаниям, тем более детям. Только изучив результаты пробы Манту и Диаскинтеста, врач может решить, нужна ли вообще обзорная рентгенограмма или ребёнку нужно выполнить ещё и компьютерную томографию.
– Светлана Борисовна, правильно ли я поняла, что фтизиатры не назначают сразу химиопрофилактику всем, у кого «особенная» реакция Манту?
– Абсолютно правильно. Именно поэтому и проводится целый комплекс диагностики, где каждый метод имеет своё предназначение. Единственное, в чём мы действительно заинтересованы, — так это в том, чтобы как можно меньшее число детей страдали из-за неосведомлённости родителей или их предвзятого отношения к тому, что советуют врачи. Нам нужно учиться слушать друг друга в интересах ребёнка.