Как управлять автомобилем в гололёд?

Категория:  Авто
Ответ редакции

Зимой у водителей возникает множество проблем, начиная от замерзшего двигателя и заканчивая более серьёзной – движением в гололедицу. Даже хорошо подготовленный к зимней езде автомобиль полностью не убережёт от непредвиденных ситуаций. И даже профессиональный водитель не всегда может справиться с управлением своего «железного коня» в зимний период. В управлении МЧС по Камчатскому краю раскрыли секреты управления автомобилем в гололедицу.

   
   

Как выбрать шины для езды в гололедицу

У большинства автомобилистов бытует мнение, что чем крупнее величина протектора на шинах, тем лучше держится автомобиль на льду. Это заблуждение. Лучшим вариантом являются шины с мелким, но достаточно насыщенным рисунком протектора.

Но даже с такими шинами не исключена аварийная ситуация. Дело в том, что выбирая такие шины, коэффициент сцепления колёс со льдом не может полностью обеспечивать безопасность, как автомобиля, так и самого водителя. Если обычная езда превратилась в скольжение по льду, то коэффициент сцепления уменьшается приблизительно в полтора раза. Если произошла блокировка колёс, то машина становится неуправляемой и абсолютно не реагирует на движения руля. И именно поэтому лучший вариант для зимних дорог – шипованная резина.

Изменения стиля вождения

В зимнее время нужно в обязательном порядке менять стиль вождения. Управление «железным конем» в гололедицу должно сильно отличаться от езды в любое другое время года. Есть множество способов, которые  позволяют понять, как ездить в гололед:

1. Опасность «по накату».

Довольно частым явлением для ДТП считается движение накатом. Зимой езда накатом совершенно не рекомендуется, ведь на ведущих колёсах обязательно должен присутствовать запас тяги. В противном случае машина обречена на занос задней или же передней оси. Если такое случилось, ни в коем случае нельзя нажимать на педаль тормоза, иначе может произойти блокировка колёс. Нужно плавно отпустить педаль тормоза, выжать сцепление и включить пониженную передачу. И изменяя усилие нажатия на педаль газа, взять машину под контроль.

«В гололедицу очень важно правильно использовать педаль тормоза. Ни в коем случае нельзя безудержно давить на педаль в ожидании, что автомобиль остановится, напротив, можно окончательно потерять управление. В данном случае нужно уметь сочетать торможение двигателем и резкие прерывистые нажатия на педаль тормоза. Только в таком случае можно добиться желаемого результата – скинуть скорость, не потеряв управления. При торможении также не рекомендуется работать рулём – это правило действует и для сухого асфальта, и тем более для гололедицы», - рассказали в МЧС.

   
   

2. Ручник для экстремалов

Ручной тормоз чаще всего используется автогонщиками, которым нужно на большой скорости войти в крутой поворот. В обычной жизни ручной тормоз также может пригодиться в экстренных ситуациях. Чтобы научиться работать ручником, нужно выбрать тихое место, где не бывает других автомобилей, чтобы избежать ДТП. Для большого поворота достаточно того, чтобы задние колёса машины немного пошли в занос. Для крутых поворотов ручник необходимо удерживать дольше. Такое правило подходит для автомобилей с АКПП, а также для машин с передним приводом.

3. «Сцепление» для сцепления

Педаль сцепления предназначена не только для того, чтобы переключать передачи, но и для предотвращения ДТП. Например, выжатое сцепление предотвращает прошлифовку главных-ведущих колёс в момент начала движения по скользкой дороге. При заносе машины, когда задняя часть начинает обгонять переднюю, нужно на непродолжительный период выключить сцепление, что поможет уменьшить вращение. Если в определённом случае нужно затормозить, а это допустимо только при помощи торможения двигателя, сцепление позволит плавно включить пониженную передачу.

4. Смещение корпуса

Ещё одним вариантом выхода из неприятной ситуации в гололедицу является поворот с контр-смещением. Но это подходит только для автомобилей с передним приводом.

Попадая в вираж, автолюбитель начинает тормозить и выкручивает руль в противоположную повороту. Когда машина начинает вставать поперёк дороги, нужно плавно убрать ногу с тормоза и развернуть рулевое колёсо в другую сторону. После этого практически не нужно работать рулём, нужно отпустить машину в занос, регулируя подачей газа пробуксовку ведущих колёс. После того, как машина прошла поворот, можно остановить занос, выжав педаль сцепления.

5. Перегазовка

Таким способом, как перегазовка зачастую пользуются гонщики, как в зимний, так и в летний период. Это понятие трактуется, как перемена передач с высоких на пониженные с повышением оборотов. При этом появляется возможность не допустить сильное сдерживание колёс ведущей оси, а значит неизбежен срыв в скольжение.

На скользком участке необходимо выжать сцепление и постепенно переключиться на нейтральную передачу, затем убрать ногу с педали сцепления. После этого нажать на мгновение педаль газа, выжать сцепление и включить пониженную передачу, после чего отпустить сцепление. Последовательно пройдясь по передачам с более высокой до первой, можно замедлить скорость движения машины вплоть до остановки даже на скользкой дороге.

6. «Нежность» управления

В зимнее время года транспортным средством необходимо управлять очень нежно и аккуратно. Плавность должна быть во всём: от управления рулевым колёсом и до торможения.

Водителю нужно запомнить, как перераспределяется масса автомобиля с задним приводом – скидывая скорость, передняя часть машины загружается, значит, передок автомобиля будет опущен, а значит, сцепление задней части ухудшится. Справиться с такой проблемой поможет быстрая работа рулевым колёсом. Это единственный момент, когда нужна быстрота и резкость. Когда машина выровняется в сторону заноса, нужно моментально вывернуть руль в обратную сторону. Эти движения должны быть сделаны незамедлительно, иначе транспорт может войти в ритм и вытащить машину из заноса будет достаточно трудно.

Смотрите также: