Его отец, неугомонный казак, был грамотным – окончил церковно-приходскую школу. И каждый вечер читал детям стихи при керосиновой лампе. А днём в дом приходили взрослые: в 30-х годах отец руководил ликбезом. И этот ликбез продолжается для писателя и журналиста Николая САФОНОВА до сих пор.
Незаменимому сотруднику газеты «Тихоокеанская вахта» – о работоспособности Сафонова главный редактор отзывается только с восторгом – в минувшем году исполнилось 80 лет. И он по-прежнему молод. Это не опечатка. 40 упражнений в день, многие из которых не каждому под силу. С гантелями. Ежедневные обливания ледяной водой. Тренировки памяти – каждый день Николай Иванович учит новое стихотворение. Занятия музыкой: «Она очищает душу!». Изучение медицины. И ни дня без строчки!
Он сменил много профессий, прежде чем стать корреспондентом. А как только занялся журналистикой – всё. Понял, что это – его.
Живи – учись!
- Если человек попал в ту струю, в которую его определила природа, – он состоялся. Я – попал. И до сих пор учусь. Человек на то и родился, чтобы работать! Причём так, чтобы и другим с тобой не тоскливо было, а радостно!
Николай Иванович на 81-м году своей жизни ведёт активную работу в трёх направлениях: печатается в «Тихоокеанской вахте», да так, что молодым авторам фору даст по писательской плодовитости. Работает в Вилючинском совете ветеранов, где он заместитель председателя. И шефствует над школьниками.
- Сейчас у меня интересный период в жизни. С одной стороны – старики. С другой – дети. И непонятно, кто над кем шефствует? Занимаюсь патриотическим воспитанием с детьми. «Разбираюсь» со стариками, которые ноют: «Почему такая власть в стране?». Я спрашиваю: «А за кого вы голосовали? А дети ваши и внуки?». – «Не знаю…». – «Вот и имеете то, за что боролись! Скажите детям, что это вы виноваты, пусть теперь они исправляют!».
- Стариков нужно выслушать – это прежде всего, – с уверенностью говорит Сафонов – подтянутый, худощавый, с блестящими молодыми глазами. – На этом и церковь держится: исповедовался – и выходишь, как новый. А в нашей светской жизни такого нет – ходишь с увеличивающимся грузом своих проблем и грехов до конца…
Кстати об исповеди. Сафонов в своё время был и парторгом, и председателем профсоюза. К нему приходили со своими бедами многие, но их секретов Николай Иванович никому не раскрывал, – и за это его уважали ещё больше.
- Не ищите хороших и плохих людей – их нет! Менять нужно не человека, а окружающую ситуацию!
За свою журналистскую практику Николай Иванович написал сотни очерков о людях, исповедуя свою позицию. И не раз слышал от героев своих публикаций: «Ну вы меня прямо красавцем расписали!». «Так вы такой красивый и есть!» – отвечал убеждённо автор.
Человек военный
…Первое знакомство с газетой состоялось у Николая в техникуме, куда он поступил после архитектурно-художественного училища. Каждый класс должен был вывесить к началу занятий свою стенгазету. Коля с другом Витькой такую газету на ватмане вывесили, что перед ней собрался весь техникум. Так, вдруг, они и стали редакторами-оформителями. А в 51-м Николая призвали в армию, и завертелась карусель – Минск, Красноярск, сержантская школа артиллеристов на Сахалине, Ракетные войска в Приморье, школа авиамехаников во Владивостоке… Здесь парня и приметил особист. И забрал к себе, в штаб флота. К этому времени Сафонова уже хорошо знали в газете ТОФ «Боевая вахта» – он писал туда заметки. Вскоре Николай сдал экзамен на звание старшего лейтенанта. Так родился в нём человек военный, преданный Родине не по долгу, но по душе и врождённому чувству чести.
В 1969-м из штаба флота Сафонова перевели в Вилючинск. В городе военных моряков офицер стал ответственным секретарём газеты «Залп», а в 1974-м его назначили в 45-ю дивизию пропагандистом.
О том, насколько дефицитным был «кадр», можно судить по такому примечательному случаю. Вскоре после назначения Николай Иванович на ледоколе вышел в море – встречать подводную лодку, которая шла подо льдом из Мурманска. Через 15 суток получили шифровку: «Капитан-лейтенанта Сафонова срочно отправить на место службы!». Ледокол – назад, к берегу. Там уже ждал самолёт, который доставил каплея до Петропавловска, где офицера встретил член военного совета адмирал Ковальчук: «Завтра улетаешь в Минск – учиться будешь!».
…По окончании высших курсов пропагандистов в Минске Сафонов получил назначение в «Тихоокеанскую вахту» – журналистом. К тому времени он уже окончил журфак ДВГУ и писал во все военные газеты, в том числе центральную «Красную звезду». Городов и весей исколесил и исходил пешком журналист немало: Владивосток, Хабаровск, Новосибирск, Аянка…
Путешествие в последнюю достойно отдельного рассказа.
В табунах
- В 1972 году пришёл ко мне Вячеслав Озолс, камчатский собкор «Боевой вахты», и спросил: «Хочешь в командировку на север Камчатки?». Конечно, я с радостью согласился. Надо было сделать материал о Григории Делянском, первом оленеводе Герое Социалистического Труда. И мы полетели. А назад – никак. Был апрель, полярный день, снег поплыл – самолёт не смог приземлиться. В результате командировка затянулась на 25 дней! Нас уже потеряли: управа-то была в Аянке, а мы – в табунах.
Что я там понял прежде всего? Не надо их (эвенов) трогать, не надо переделывать! Это другая цивилизация – людей, привыкших к жизни в тундре.
Язык у эвенов очень бедный – около 500–600 слов, я его почти выучил, пока жил в табуне. Приспосабливаться пришлось, как к космосу: утром вылазишь из кукуля – весь в шерсти! Мясо едят сырым, без соли. Как и костный мозг. Для нас мясо «варили»: доводили в воде до кипения, пока сверху не побелеет, и давали: «Ешь, варёное!». К костру не подпускали: мужчина, гость не должен заниматься костром, это для них позор. Костёр – женское дело. Можно было получить «гостинцы» – личинки оводов в супе. Для них это лакомство. Ещё они пьют настойку мухомора – по каплям.
Но люди там очень душевные. Когда, наконец, прилетел за нами вертолёт, в этот день даже табун не погнали пасти, все собрались возле нас. Матушка заплакала, оторвала пуговицу от моего кителя и привязала к косе – подарок от гостя…
Душевные струны
- Семья – это отдельная карусель. Познакомились мы с женой на танцах: я увидел девушку, которая хорошо двигается. А я и сам любитель – в своё время ходил в школу бальных танцев. Так и станцевались. Потом наша часть переехала в другой район, за 150 км. И вдруг она ко мне приезжает… Такая бесшабашная!
Поженились мы в 1957-м, уже в Раздольном. Зоя – моя женщина, мы прожили в любви и согласии всю жизнь. Она оставила меня в 2005-м… Сейчас я знаю: согласился бы на всё, лишь бы она была жива!
Семья – это маленькое государство, где у каждого – свой боевой пост. У меня, например, была обязанность чистить обувь. Моя жена не могла выйти из дому в нечищенных туфлях или сапогах – это же позор мужу!
Я стараюсь любить – это мой главный жизненный принцип. Детей, жену, природу, людей, которые рядом. Знаю наверняка: если к тебе относятся не так, как ты хочешь, значит, ты мало отдаешь… Второй важнейший принцип: учиться. Учусь всегда. Сейчас думаю заняться музыкой: раньше играл на домре, потом купил немецкий аккордеон. С нового года займусь конкретно, буду уделять по нескольку минут в день. Эта струна в душе требует, чтобы её иногда трогали…
И, конечно, пишу. Писательский талант дан не всякому. У Чехова больше тысячи рассказов, я как-то попытался посчитать на досуге. И нет повторений! Его мастерство непередаваемо. Как и мастерство художника. На одном вернисаже, где была выставлена картина Репина «Всадник во ржи», автора спросили, как достичь такого, что каждый колосок, как живой? «Это может сделать любой, – ответил Репин. – Пусть только потренируется 25 лет». Вот и я всю жизнь тренируюсь.
Редакция «АиФ-Камчатка» поздравляет Николая Ивановича с Днём российской печати! Крепкого вам здоровья и творческого долголетия!
ДОСЬЕ: Николай САФОНОВ родился 10 августа 1931 г. в с. Казаковка (ныне с. Надеждино) Близнецовского района Харьковской области (Украина). Окончил несколько учебных заведений, в том числе военно-политическое училище, ДВГУ (журналистика, 1968 г.), многочисленные курсы. 31 год отслужил в армии, после демобилизации в 1982-м – парторг в 7-м военном совхозе ТОФ, председатель профкома. В 2007-м Н. Сафонова снова пригласили на работу в «Тихоокеанскую вахту», где он до сегодняшнего дня постоянный сотрудник. Две дочери, трое внуков, одна правнучка. В настоящее время готовится к публикации первый сборник авторских рассказов и очерков, печатающийся в типографии «Тихоокеанской вахты». Награждён 12 медалями.
Смотрите также:
- Судьба и особый талант - уметь ждать на берегу →
- Боевой тыл каперанга Поротикова →
- Флот начал подниматься →