62-й филармонический сезон на Камчатке завершился концертом «Весенняя фантазия». Со сцены филармонии «Октябрьский» прозвучали как уже полюбившееся камчатцам номера, так и премьерные выступления.
Одним из участников концерта стал дуэт «Грани» – виолончелистка Яна Пискун и пианист Алексей Бобельнюк. Творческий тандем уже несколько лет украшает главные музыкальные события края, а с 2017 года является лауреатом Международных конкурсов. О творческом становлении и создании дуэта «Грани» рассказал выпускник Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского Алексей Бобельнюк.
Она всегда меня находила
– Всё началось достаточно тривиально – когда мне было около шести лет, мама спросила, не хочу ли я заниматься музыкой, – рассказывает Алексей свою историю. – Я согласился, начал ходить в Детскую музыкальную школу № 7. А дальше происходило много разного, несколько раз я даже пытался бросить музыку, но она всегда меня находила.
С горем пополам окончил музыкальную школу – большое спасибо преподавателю по классу фортепиано, концертмейстеру Наталье Николаевне Заниной, которая всегда помогала мне, доводила до максимума. Если бы не она, я бы вряд ли доучился.
Екатерина Довгалева, kamchatka.aif.ru: Алексей, почему вы хотели бросить занятия?
Ребёнку сложно понять, зачем такие мучения нужны и почему ты занимаешься этим, вместо того, чтобы лишний раз поиграть в компьютер. Я, вообще, был проблемным ребёнком, чтобы сорвать занятие, например, мог специально изваляться в снегу. Но мама и Наталья Николаевна всегда находили слова, убеждающие продолжить обучение. Именно эта вера в меня и помогла.
– А когда всё-таки решили профессионально заниматься музыкой?
– Я не собирался связывать с музыкой жизнь, думал, окончу школу и поступлю на веб-дизайнера, например. Но судьба распорядилась иначе. Ещё во время учёбы в музыкальной школе меня познакомили с Валерием Павловичем Тумило-Денисовичем, моим будущим преподавателем в Камчатском музыкальном училище (с 2009 года – Камчатский колледж искусств. Прим. ред.). Тогда периодически поднимались разговоры о моём поступлении в это заведение, но мне они казались несерьёзными, и я не обращал на них особого внимания.
Но именно тогда я стал победителем конкурса «Юные дарования Камчатки», что дало мне возможность стать студентом музыкального училища без экзаменов. Важно ещё, что я совсем не хотел идти в десятый-одиннадцатый классы общеобразовательной школы, стремился поскорее уйти. То есть, можно сказать, пошёл самым простым путём.
Однако уже на первом курсе во мне проснулась целенаправленность, понимание своего дела. Я стал много заниматься самостоятельно, не из-под палки, как часто бывало до этого, а после училища поступил в Московскую государственную консерваторию имени Петра Ильича Чайковского.
– После окончания обучения не было соблазна остаться покорять столицу?
– Честно говоря, когда учился в консерватории, возвращаться на Камчатку я не собирался, даже мыслей у меня таких не возникало. Но в реальности всё часто складывается иначе. За полгода до окончания консерватории я потерял маму, что очень сильно повлияло на меня. До этого времени я всё ещё пребывал в детстве, а тут столкнулся с реальной жизнью.
Окончив вуз и вернувшись в Петропавловск, я ощущал, что обстановка здесь давит на меня, и поехал обратно в столицу. Но я осознавал – чтобы пианисту в Москве устроиться на высокооплачиваемую работу, должно очень сильно повезти. При этом мой друг работал в серьёзном столичном заведении официантом и зарабатывал весьма не плохие деньги. Приостановив музыкальную деятельность, я присоединился к товарищу. В заведении стоял рояль, и около месяца мы с другом даже играли по вечерам академические композиции.
Потом я всё-таки вернулся на Камчатку, и сразу несколько музыкальных школ предложили мне работу. После перерыва более чем на полгода (к игре в заведении я не отношусь серьёзно) я вернулся к музыке.
В тандеме
– Вместе с Яной Пискун вы создали музыкальный дуэт «Грани». Как родился творческий тандем?
– Появился просто – однажды ко мне подошла Яна и предложила поиграть дуэтом. Оказалось, она давно искала человека, с которым можно было осуществить эту затею. Я подумал, почему бы и нет.
Изначально мы собирались стать простым дуэтом – играть что-то обычное то там, то здесь. Однако это быстро наскучило – даже репетировать было неинтересно, но необходимо, потому что выступление с кем-то требует слаженности. Постепенно мы пришли к сложным музыкальным произведениям, требующим много дополнительных занятий и времени, и вышли на большую сцену.
С самого начала мы с Яной долго думали над названием дуэта. Итоговое – «Грани» – несёт в себе философский смысл – есть грани жизни и судьбы, характера, искусства, творчества.
– Однажды вы выступали в исправительной колонии. Место, прямо скажем, необычное.
– Скажу честно – нет желания повторять этот опыт. Обстановка там невероятно угнетающая. Конечно, это ожидаемо, но тем не менее. Это было очень тяжело, и возвращаться туда совсем не хочется.
– Алексей, вы – лауреат Международных конкурсов и участник концертов высокого уровня. Какие выступления стали самыми запоминающимися?
– Одним из самых запоминающихся для меня стал VII Международный конкурс-фестиваль сценического и художественного искусства «Радость планеты». А всё потому, что я не знал, что участвую в нём. Мы с Яной встретились, прошла обычная репетиция. Но она записала нашу игру на камеру, а я даже не обратил на это внимания.
Через некоторое время коллеги стали поздравлять меня с победой, а я не мог понять, что происходит. Оказалось, Яна отправила на конкурс запись нашего исполнения произведения «Арабески» Клода Дебюсси, и мы заняли первое место.
Академические метаморфозы
– Летом филармонический сезон закрыт. Чем в это время обычно заняты музыканты?
– Мы все становимся свободнее, потому что на время останавливается как концертная деятельность, так и преподавательская. Планов на лето я пока не строил. Но вот в прошлом году, например, в этот свободный период я на месяц устроился водителем грузовика.
– А музыке уделять время будете? Вообще, что вы любите слушать вне профессиональной деятельности?
– У меня, конечно, есть любимые академические произведения, но в повседневной жизни я в принципе не слушаю музыку, только фоном и не более.
Понимаете, академическая музыка всегда несёт в себе глубокий смысл, именно этим она отличается от популярной и эстрадной. Писатель Иоганн Вольфганг Гёте написал великую философскую драму «Фауст». А композитор Ференц Лист сотворил по этой книге потрясающее музыкальное произведение, в котором буквально читаются все метаморфозы. Вот что дано академическому искусству. Попсе же такого не добиться, хотя людям и нравится.
Смотрите также:
- В танцах по жизни: камчатский хореограф отказалась от участия в шоу на ТВ →
- Эта музыка будет вечной. Как металлист стал дирижёром хоровой капеллы? →
- Александр Гилёв: Заваливал экзамен в музыкальную школу ради спорта →