Когда кто-то из творческих жителей Камчатки попадает на телевизионное шоу, земляки радуются, гордятся и болеют за «своего». И такая поддержка вместе с захватывающей и тёплой конкурсной атмосферой зачастую дарит артисту гораздо больше, чем это дала бы победа.
В этом году преподаватель Камчатского колледжа искусств, артистка хоровой капеллы им. Евгения Морозова и солистка эстрадно-джазового оркестра «Без Баяна» Ольга Серебрянская участвовала в «Новой звезде» – ежегодном масштабном музыкальном конкурсе, где представлены все регионы страны.
– Честно говоря, по собственной инициативе я бы в жизни не стала участвовать в нём из-за преобладающей неуверенности и стеснения, – рассказывает Ольга. – Однако мои друзья и знакомые настояли, и я подала заявку в последний день. А потом об этом даже не думала – отбор проходит несколько месяцев, ты уже и забыть успеваешь… Но в итоге я попала на конкурс.
Без скандалов и интриг
Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: В телевизионном шоу есть место интригам и козням, как диктуют стереотипы?
Участие в проекте подарило мне удивительный опыт съёмки, творческой обстановки и, самое главное, огромное количество новых знакомств – с музыкантами из разных регионов мы поддерживаем тёплые отношения до сих пор. В такие моменты понимаешь, что музыкальный мир невероятно тесен – как по теории шести рукопожатий (социологическая теория, согласно которой любые два человека на Земле разделены не более чем пятью уровнями общих знакомых – Прим. ред.). Мы встречаемся друг с другом на концертах в разных городах и взаимодействуем на расстоянии.
По меркам проекта я выступила плохо, но, как это ни странно, не расстроилась и не заплакала – реакция произошла обратная. Я переосмыслила то, что делаю. Осознала, наконец, что занимаюсь любимым делом, и стесняться и бояться – бессмысленно. А конкурсов, проигрышей и побед в жизни может быть сколько угодно. Не могу сказать, что шоу стало для меня переломным моментом, но прорывом – точно.
– В вашем Инстаграм-аккаунте много видео с исполнением собственных песен. Последствия переосмысления?
– Да, сегодня я обожаю участвовать в онлайн-марафонах по написанию песен. Этот формат хорош точно заданными критериями и сроками, и ты, хочешь не хочешь, в эти рамки укладываешься. После просмотра видео-урока – тренинга, раскрывающего психологию пения, необходимо написать песню и выложить её на всеобщее обозрение.
Первый опыт стал для меня шоком – было страшно и волнительно выкладывать в сеть собственные песни – одно дело выступать с оркестром или ансамблем, а тут делиться исключительно своим, личным. Но затем я стала постоянно участвовать в онлайн-марафонах. Как это обычно и бывает, стоит только помечтать. Вообще, очень важно дарить себе возможность делать, что хочешь. А то мы живём такие «правильные», ходим на работу и с работы, но закрываемся от многого, стесняемся, прячем свои мечты и желания.
Ведь даже сейчас самоизоляция подарила нам множество возможностей. Хочется прокричать на весь мир: «Открывайте глаза и делайте, что любите!» На каждую песню найдётся слушатель, на каждую картину – человек, который будет любоваться ею. Не бойтесь того, что просит ваша душа.
Двое без баяна
Значимой частью творческой жизни Ольги является единственный профессиональный джазовый оркестр на Камчатке «Без Баяна». Она считает важной миссию коллектива.
– Наше детище растёт уже десяток лет, и мы поставили себе задачу – просветить и приобщить Камчатку к джазу, – рассказывает Ольга. – Всегда страшно и опасно ступать на что-то неизведанное, и наш случай не стал исключением – мы не знали, как отреагирует публика.
Но, когда начали выступать в Петропавловске и других уголках нашего края – в сёлах Апача, Кавалерское, посёлке Вулканный и так далее, поняли, что это нужно, потому что необычно и интересно.
Отрадно видеть на концертах постоянных зрителей. Я понимаю, что наше творчество вдохновляет не только нас, но и других, глаза горят у всех. Сколько бы времени не прошло, мы шагаем с нашим первоначальным лозунгом «Джаз на краю Земли».
– Ваш коллега и художественный руководитель Марсэль Юрьевич как-то сказал, что иногда для прослушивания музыки публика должна быть подготовленной. Вы согласны?
– Когда человек идёт на концерт, скажем, нашего замечательного Камчатского камерного оркестра имени Георгия Аввакумова, он, скорее всего, знает, как будет звучать Чайковский или Прокофьев, и понимает, чего хочет и ждёт. Но у нас почему-то даже в школах принято останавливаться на истории академической музыки в середине XX века – а она ведь не остановилась. Просто потом, как и в живописи, появилось бесчисленное количество направлений. И если человек придёт на концерт авангардной, хоть и академической музыки, ему будут необходимы разъяснения – как и на выставке современного искусства.
Магомаев рядом с «Кастой»
– У меня и мама, и папа, и бабушки, и дедушки – все музыканты. Поэтому, наверное, и моё причастие к творчеству было предопределено – невозможно жить в такой семье и никоим образом не реагировать на происходящее – я росла в репетиционной атмосфере, – говорит Ольга. – Хотя никто никогда не настаивал.
– И вы решили стать музыковедом, что, мне кажется, совсем не просто…
– Помню, как во время прослушивания в нашем колледже искусств отметили, что у меня достаточно хорошие «уши» (музыкальный слух – Прим. ред.) и предложили поступить на отделение «Теория музыки». И принятое решение подарило мне безграничный фронт работы, ведь такая профессия даёт возможность проявлять себя в различных сферах. Выпускники нашего факультета часто поступают в высшие учебные заведения на композиторов, музыкальных режиссёров, критиков, преподавателей и так далее. Я решила продолжить обучение по своей специальности в консерватории, и сегодня через меня обязательно проходит каждый студент нашего колледжа – работаю в родной альма-матер.
– А если «медведь на ухо наступил» – это навсегда?
– Я могу посмотреть на этот вопрос с разных сторон. С одной – как преподаватель сольфеджио – предмета, развивающего музыкальный слух. С другой – как человек, занимающийся творчеством, который пишет песни, участвует в марафонах. И, знаете, и в том и в другом случае скажу, что всегда важно понимать, зачем тебе это.
Всегда есть студенты, которые на занятиях говорят: «Ольга Ивановна, я не могу это спеть». Тогда я спрашиваю: «А что ты для этого сделал?» Ничего не получится, если не пробовать снова и снова. Нельзя же стать футболистом, просто смотря на мяч. Так что главное – ставить перед собой цели и идти к ним. Если есть желание, силы и терпение – всё получится.
– Ольга, вы легко можете переключиться с академического направления на эстрадное. А что обычно звучит в вашем плейлисте?
– Нет абсолютно никакой системы, всё очень хаотично. Так, среди огромного количества джазовой музыки можно заметить «Jamiroquai» (британская группа, яркий представитель джаз-фанка и эйсид-джаза 1990-х – Прим. ред.), и тут же – песни Муслима Магомаева.
У меня нет предвзятости ни к одному жанру, даже альбомы хип-хоп группы «Каста» есть. Обращаю внимание лишь на то, хорошо ли сделано произведение. А хорошо – это когда сердце отзывается.