Джаз на краю земли. Кому медведь на ухо не наступил?

Ничего не получится, если не пробовать снова и снова. © / Из личного архива

Когда кто-то из творческих жителей Камчатки попадает на телевизионное шоу, земляки радуются, гордятся и болеют за «своего». И такая поддержка вместе с захватывающей и тёплой конкурсной атмосферой зачастую дарит артисту гораздо больше, чем это дала бы победа.

   
   

В этом году преподаватель Камчатского колледжа искусств, артистка хоровой капеллы им. Евгения Морозова и солистка эстрадно-джазового оркестра «Без Баяна» Ольга Серебрянская участвовала в «Новой звезде» – ежегодном масштабном музыкальном конкурсе, где представлены все регионы страны.

– Честно говоря, по собственной инициативе я бы в жизни не стала участвовать в нём из-за преобладающей неуверенности и стеснения, – рассказывает Ольга. – Однако мои друзья и знакомые настояли, и я подала заявку в последний день. А потом об этом даже не думала – отбор проходит несколько месяцев, ты уже и забыть успеваешь… Но в итоге я попала на конкурс.

Без скандалов и интриг

Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: В телевизионном шоу есть место интригам и козням, как диктуют стереотипы?

Ольга Серебрянская: Совсем наоборот, «Новая звезда» порадовала меня своей заботой и хорошим отношением – в такой тёплой атмосфере чувствуешь себя нужным. Мы с организаторами и конкурсантами много шутили, что словно в пионерский лагерь попали. Нас расселили по комнатам, закрепили ответственных людей, выдали талоны на питание (смеётся).

Участие в проекте подарило мне удивительный опыт съёмки, творческой обстановки и, самое главное, огромное количество новых знакомств – с музыкантами из разных регионов мы поддерживаем тёплые отношения до сих пор. В такие моменты понимаешь, что музыкальный мир невероятно тесен – как по теории шести рукопожатий (социологическая теория, согласно которой любые два человека на Земле разделены не более чем пятью уровнями общих знакомыхПрим. ред.). Мы встречаемся друг с другом на концертах в разных городах и взаимодействуем на расстоянии.

По меркам проекта я выступила плохо, но, как это ни странно, не расстроилась и не заплакала – реакция произошла обратная. Я переосмыслила то, что делаю. Осознала, наконец, что занимаюсь любимым делом, и стесняться и бояться – бессмысленно. А конкурсов, проигрышей и побед в жизни может быть сколько угодно. Не могу сказать, что шоу стало для меня переломным моментом, но прорывом – точно.

   
   

– В вашем Инстаграм-аккаунте много видео с исполнением собственных песен. Последствия переосмысления?

– Да, сегодня я обожаю участвовать в онлайн-марафонах по написанию песен. Этот формат хорош точно заданными критериями и сроками, и ты, хочешь не хочешь, в эти рамки укладываешься. После просмотра видео-урока – тренинга, раскрывающего психологию пения, необходимо написать песню и выложить её на всеобщее обозрение.

Первый опыт стал для меня шоком – было страшно и волнительно выкладывать в сеть собственные песни – одно дело выступать с оркестром или ансамблем, а тут делиться исключительно своим, личным. Но затем я стала постоянно участвовать в онлайн-марафонах. Как это обычно и бывает, стоит только помечтать. Вообще, очень важно дарить себе возможность делать, что хочешь. А то мы живём такие «правильные», ходим на работу и с работы, но закрываемся от многого, стесняемся, прячем свои мечты и желания.

Ведь даже сейчас самоизоляция подарила нам множество возможностей. Хочется прокричать на весь мир: «Открывайте глаза и делайте, что любите!» На каждую песню найдётся слушатель, на каждую картину – человек, который будет любоваться ею. Не бойтесь того, что просит ваша душа.

Фото: Из личного архива

Двое без баяна

Значимой частью творческой жизни Ольги является единственный профессиональный джазовый оркестр на Камчатке «Без Баяна». Она считает важной миссию коллектива.

– Наше детище растёт уже десяток лет, и мы поставили себе задачу – просветить и приобщить Камчатку к джазу, – рассказывает Ольга. –  Всегда страшно и опасно ступать на что-то неизведанное, и наш случай не стал исключением – мы не знали, как отреагирует публика.

Но, когда начали выступать в Петропавловске и других уголках нашего края – в сёлах Апача, Кавалерское, посёлке Вулканный и так далее, поняли, что это нужно, потому что необычно и интересно.

Отрадно видеть на концертах постоянных зрителей. Я понимаю, что наше творчество вдохновляет не только нас, но и других, глаза горят у всех. Сколько бы времени не прошло, мы шагаем с нашим первоначальным лозунгом «Джаз на краю Земли».

– Ваш коллега и художественный руководитель Марсэль Юрьевич как-то сказал, что иногда для прослушивания музыки публика должна быть подготовленной. Вы согласны?

– Когда человек идёт на концерт, скажем, нашего замечательного Камчатского камерного оркестра имени Георгия Аввакумова, он, скорее всего, знает, как будет звучать Чайковский или Прокофьев, и понимает, чего хочет и ждёт. Но у нас почему-то даже в школах принято останавливаться на истории академической музыки в середине XX века – а она ведь не остановилась. Просто потом, как и в живописи, появилось бесчисленное количество направлений. И если человек придёт на концерт авангардной, хоть и академической музыки, ему будут необходимы разъяснения – как и на выставке современного искусства.

Фото: Из личного архива

Магомаев рядом с «Кастой»

– У меня и мама, и папа, и бабушки, и дедушки – все музыканты. Поэтому, наверное, и моё причастие к творчеству было предопределено – невозможно жить в такой семье и никоим образом не реагировать на происходящее – я росла в репетиционной атмосфере, – говорит Ольга. – Хотя никто никогда не настаивал.

– И вы решили стать музыковедом, что, мне кажется, совсем не просто…

– Помню, как во время прослушивания в нашем колледже искусств отметили, что у меня достаточно хорошие «уши» (музыкальный слухПрим. ред.) и предложили поступить на отделение «Теория музыки». И принятое решение подарило мне безграничный фронт работы, ведь такая профессия даёт возможность проявлять себя в различных сферах. Выпускники нашего факультета часто поступают в высшие учебные заведения на композиторов, музыкальных режиссёров, критиков, преподавателей и так далее. Я решила продолжить обучение по своей специальности в консерватории, и сегодня через меня обязательно проходит каждый студент нашего колледжа – работаю в родной альма-матер.

– А если «медведь на ухо наступил» – это навсегда?

– Я могу посмотреть на этот вопрос с разных сторон. С одной – как преподаватель сольфеджио – предмета, развивающего музыкальный слух. С другой – как человек, занимающийся творчеством, который пишет песни, участвует в марафонах. И, знаете, и в том и в другом случае скажу, что всегда важно понимать, зачем тебе это.

Всегда есть студенты, которые на занятиях говорят: «Ольга Ивановна, я не могу это спеть». Тогда я спрашиваю: «А что ты для этого сделал?» Ничего не получится, если не пробовать снова и снова. Нельзя же стать футболистом, просто смотря на мяч. Так что главное –  ставить перед собой цели и идти к ним. Если есть желание, силы и терпение – всё получится.

 – Ольга, вы легко можете переключиться с академического направления на эстрадное. А что обычно звучит в вашем плейлисте?

– Нет абсолютно никакой системы, всё очень хаотично. Так, среди огромного количества джазовой музыки можно заметить «Jamiroquai» (британская группа, яркий представитель джаз-фанка и эйсид-джаза 1990-хПрим. ред.), и тут же – песни Муслима Магомаева.

 У меня нет предвзятости ни к одному жанру, даже альбомы хип-хоп группы «Каста» есть. Обращаю внимание лишь на то, хорошо ли сделано произведение. А хорошо – это когда сердце отзывается.

Досье
Ольга Серебрянская родилась 27 июля 1991 года на Камчатке. В 2010 году окончила Камчатский колледж искусств по специальности «Теория музыки», в 2015 году – Санкт–Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова по специальности «Музыковедение». Преподаватель Камчатского колледжа искусств, солистка молодёжного эстрадно-джазового оркестра «Без Баяна», артистка Камчатской хоровой капеллы им. Морозова.