Петропавловск-Камчатский, 16 апреля — АиФ-Камчатка. Известная на полуострове судоходная компания «Транзит ЛТД» фактически готова к началу навигации. Это хорошая новость для строителей, рыбаков, геологов и всех, кто работает в труднодоступных местах Камчатки.
Дорог, как известно, там отродясь не было. Доставлять грузы приходится реками, что лишь немногим предприятиям края под силу. И лидером в этом весьма непростом сегменте прибрежных перевозок является «Транзит ЛТД».
Проблемы и перспективы
Фото с сайта www.rybak.com |
На рынке компания уже 13 лет — срок вполне достаточный, чтобы составить репутацию о себе. О том, что она у коллектива довольно высокая, свидетельствует увесистый портфель заказов предприятия. Клиенты охотно идут сюда, заведомо зная, что их груз будет доставлен по назначению и в полной сохранности. Даже зимой, в отличие от конкурентов, компания принимает грузы на склад, чтобы с открытием навигации планомерно развезти их по заявленным адресам.
– Мы стараемся работать по нормам и стандартам, принятым не только в нашей стране. Для коллектива очень важно, чтобы вне зависимости от обстоятельств: погоды, финансовой ситуации и тому подобное, заказчик всегда был доволен его трудом. Это и традиция компании, и её важнейшее конкурентное преимущество, — рассказывает директор ООО «Транзит ЛТД» Андриян ШЕЛАХАЕВ.
По сути, предприятие вышло на качественно иной уровень, что открывает перед ним новые перспективы. Вместе с тем совсем уйти от проблем у него пока не получается. Обидно то, что прямой вины коллектива в этом совершенно нет. Проблемы зарождаются где-то в стороне и потом эдаким ненастьем обрушиваются на предприятие, подчас ставя его в уязвимое положение.
Вот пример из недавнего прошлого. По договору с крупной хабаровской компанией «ДЭМ» перевозчики взялись доставить в п. Озерновский большую часть материалов и оборудования, предназначавшихся для модернизации Паужетской ГеоТЭС. Отчётливо понимая всю важность задачи, они изначально настроились на ответственную работу. К тому же поджимало и время. Период навигации на Камчатке непродолжительный, а фронт работ предстоял весьма серьёзный, так что выкладываться требовалось на все сто.
Компания приступила к работе даже несколько раньше, чем договаривались. Персонал отлично знал особенности района плавания, так что дело спорилось. Даже частые шторма не помешали ему выполнить к августу основную часть заказа. Одно лишь огорчало перевозчиков: представитель ДЭМа почему-то затягивал свой приезд в п. Озерновский. Да и с перечислением денег за уже выполненную работу хабаровчане тоже не торопились. Естественно, перевозчики стали названивать им, требуя объяснений, но это не принесло ожидаемых результатов. И тогда компания пошла на довольно неординарный шаг: она приостановила выдачу специалистам ДЭМа уже завезённого оборудования.
Наверное, это был самый чувствительный нерв хабаровчан, потому что буквально через день от них стали поступать платежи. Правда, не в полном объёме, а частями, но, как говорится, на безрыбье и рак — рыба. К тому же руководство ДЭМа чуть ли не клятвенно пообещало, что перевозчики внакладе не останутся.
Поверили? Скорее всего, да, потому что работу компания продолжила. И трудились с таким накалом, что без проволочек довела её до полного завершения.
Вот тут и встал вопрос об окончательном расчёте. Увы, его так и не последовало. Дэмовцы «забыли» как о своих обещаниях, так и о том, что перевозчики трудились буквально сутками напролёт, чтобы обеспечить заказчика необходимым оборудованием.
Обычно в таких случаях говорят: мол, надо идти в суд — и он поможет. Не помог! Даже притом, что суд компания выиграла, и тот обязал хабаровчан выполнить свои договорные обязательства в плане оплаты труда. Руководство ДЭМа откровенно тянуло время, оставляя без внимания все попытки перевозчиков заполучить причитавшиеся им деньги. К сожалению, нынешнее законодательство фактически позволяет вести себя подобным образом. А недавно стало известно, что предприятие-должник вообще обанкротилось.
Фото с сайта www.russianlook.com |
Капля в море
Нам трудно сказать, что стало причиной этого, но, судя по статистике, многие российские банкротства — дело нечистое. Впрочем, в данном случае нас больше интересует судьба судоходной компании. Мы поинтересовались в коллективе, а есть ли у неё хоть какие-то шансы заполучить честно заработанное, но ни в одном из ответов не уловили оптимистических ноток. Да, компанию внесли в список очередников на получение денег от распродажи имущества обанкротившегося предприятия, однако значится она чуть ли не в самом конце, что, конечно, не сулит особых надежд.
Наша газета не единожды рассказывала о «Транзит ЛТД», и мы убедились: его коллектив никогда не перекладывал бремя ответственности на других. И теперь, оказавшись не по своей воле в несколько стеснённых обстоятельствах, он тоже уповает исключительно на собственные силы. Это уже традиция. И всё же, учитывая важность компании для экономики края, да и вообще для всех жителей полуострова, зададимся вопросом: а что, разве она не вправе рассчитывать на какие-то преференции для себя? Ответ, думается, очевиден: ещё как вправе! Причём он следует не из благих пожеланий, а из той политики, которую весьма охотно декларируют наши власти. Иной раз посмотришь телевизор — и невольно ловишь себя на мысли: дескать, ночей недосыпают бедолаги, а думают о том, как помочь малому бизнесу. Даже составили какие-то программы на этот счёт.
Чудеса изобретательности
Что ж, программы — дело хорошее, но вся беда в том, что под их благодатное тепло попадают буквально единицы. Это факт. Потому что в противном случае не пошли бы ко дну только за один прошлый год свыше 300 тысяч предприятий малого бизнеса. Понятно, речь идёт обо всей стране, но и в нашем крае эта ситуация не менее тревожная.
А ведь если подумать, нужна не такая уж серьёзная подмога. Дайте компании, скажем, льготный кредит, потому что коммерческий, ценой 19 %, для неё, как и для многих, по сути, грабительский. Или уменьшите её налоговую ношу: она тоже почувствует — реально! — финансовое облегчение. Но ничего подобного не было и нет даже в помине. Вот и приходится малому бизнесу проявлять чудеса изобретательности, чтобы остаться на плаву.
Компания выстояла благодаря тому, что у нее высокий кадровый, управленческий и технический потенциал. Коллектив фактически заканчивает модернизацию флота, что по нынешним временам дело весьма затратное. И ещё важный момент: с завершением навигации персонал здесь не отправляется в отпуск, как в иных судоходных фирмах, а участвует в ремонтных работах. Понятно, на это тоже тратятся немалые деньги, заработанные, в основном, летом. Приходится бережно расходовать каждую копейку. При этом её цены на услуги прозрачны и доступны, а руководство открыто для взаимовыгодного диалога.
С началом новой навигации коллектив, видимо, продолжит завозить материалы как на строительство школы в п. Озерновский, так и на благоустройство самого поселения. Есть немало заказов и от местных рыбопромышленников, особенно в плане обеспечения промвооружением. В посёлке, к слову, у перевозчиков — надёжные партнёры, с которыми они работают уже не первый год. Настроение? Как и положено, боевое, хотя, если честно, горечь от прошлогодней работы с дэмовцами всё ещё даёт о себе знать.
ДОСЬЕ
Андриян Викторович ШЕЛАХАЕВ родился в Петропавловске. Окончил музыкальное училище. Время было трудное, так что работать по специальности не довелось. Пошёл в прибрежную логистику, где и нашёл своё призвание. С 2001 г. возглавляет им же созданную компанию. Настойчиво повышает специальные и правовые знания. Женат. Любит классическую музыку и путешествия.
КСТАТИ
То, что малому бизнесу у нас живётся несладко, — это факт. Интересно, а как обстоит с ним дело за рубежом? Так вот, в Германии — очень даже неплохо. Как отмечают эксперты, здесь малый бизнес является одним из самых энергично развивающихся секторов экономики. Считай, все ветви власти оказывают ему финансовую и технологическую поддержку. В стране длительное время функционирует несколько программ, обеспечивающих предоставление малому бизнесу кредитов на льготных условиях. Процентная ставка — довольно низкая, 5–8 %. Причём кредит предоставляется на длительный срок — от 5 до 15 лет. Именно малый бизнес в значительной мере обеспечивает процветание Германии. Но почему у нас по-другому?!
Смотрите также:
- «Без должного уважения к газу к работе лучше не приступать. Это очень мощная сила, которую можно и нужно заставить работать на благо людей. На благо Камчатки». →
- Каковы у камчатского судоремонта шансы на возрождение? →
- Большая пройдена дорога, большие сделаны дела →