В Камчатском крае строительная отрасль является одной из приоритетных. Сегодня в ней заняты свыше 5 000 человек, трудами которых год от года благоустраивается полуостров. Сейсмоусиляются старые и возводятся новые жилые дома и социальные объекты, увеличиваются объёмы и темпы строительства... Но так было не всегда.
Индустрия полуострова за последние годы претерпела немало трудностей, выдержать которые смогли далеко не все. Со времён Советского Союза крупных строительных организаций в крае также остались считаные единицы. Среди них - ОАО "Камчатскстройматериалы".
Более четырёх десятков лет это предприятие производит и реализует нерудные строительные материалы. У истоков компании стоял и руководит им сегодня генеральный директор Николай ТОНЧУК. "Локомотив и генератор всех идей" - так с уважением называют Николая Алексеевича коллеги. Под его чутким руководством организация прошла через все этапы приватизации. Представьте: 90-е годы, денег ни у кого нет, оборудование изношено, но нужно покупать расходные материалы, выплачивать зарплату рабочим, платить налоги и по счетам...
"Сейчас, слава богу, всё это закончилось, - рассказывает заместитель генерального директора Виктор ОЛЬКОВИЧ. - Сегодня мы можем со спокойной душой организовать поставки оборудования или запасных частей, а в те времена, даже если и находились средства, перечислить их в сторону Москвы было невероятным риском".
Сам себе монополист
С Николаем Тончуком Виктор Олькович работает более 20 лет, вместе они прошли многие невзгоды. На Камчатку Виктор Витальевич приехал в 1986 году из Выборга, где также работал в индустрии промстройматериалов, на карьере. Развивал новые технологические линии и продолжил это направление уже на Камчатке...
- В начале 90-х на полуострове планировалось ввести в эксплуатацию много новых карьеров. Но не всё, что было задумано, удалось осуществить. На 70 км Мильковской трассы есть перспективное месторождение гранодиаритов "Ольховое". Разрабатывать его мы начинали ещё в советские времена: выполнили проектные решения, приступили к строительству, но когда закончились средства, все работы пришлось заморозить. Этот карьер - практически единственный, продукцию которого можно использовать при реконструкции взлётно-посадочной полосы Елизовского аэропорта, и сегодня мы его реанимировали.
Нашими потребителями являются около 400 предприятий. Другими словами - практически каждая строительная организация в Камчатском крае получает от нас песок, щебень, гравий, шлак и все другие нерудные стройматериалы.
- Много ли на Камчатке месторождений нерудных материалов?
- Разведанных месторождений, которые находятся в доступной зоне, где есть какая-то инфраструктура, не так уж и мало. Например, карьер "Сопка Петровская". Разведанных запасов там осталось 1 млн 50 тыс. кубов в плотном теле. При сегодняшнем потреблении и при нашей производительности строительного камня там должно хватить ещё на 20 лет.
Кроме указанных, наши компании владеют лицензией на добычу базальтов Приморского месторождения, спрос на продукцию которого в настоящее время практически отсутствует.
Месторождение строительных песков "Халактырка" полностью покрывает потребности строителей в качественном песке.
Месторождение песчано-гравийной смеси "Николаевка" - это крупнейшее предприятие нашей отрасли на Камчатке. Объём поставок продукции этого месторождения в прошлом году практически достиг доперестроечного уровня и составил более 500 тыс. куб. м нерудных материалов. Все месторождения были разведаны в советские времена в окрестностях Петропавловска и Елизова. Других доступных нет. Да и нет в них необходимости, разведанных запасов эти месторождений с лихвой хватит ещё не на одно поколение. Ведь что такое карьер? Это немалая площадь земли... Чтобы открывать карьер, необходимо нарушать рельеф, вырубать лес, строить дороги, развивать инфраструктуру, а это - дополнительный удар по нашей чуткой экологии.
- Что позволяет "Камчатскстройматерилам" оставаться монополистом?
- Скажу откровенно, это не простое стечение обстоятельств. Мы не пошли по пути разбазаривания накопленного потенциала и даже в самые трудные времена пытались его сохранить. Отрасль производства строительных материалов края представлена в основном группой наших компаний, которые выросли из структуры предприятия "Камчатскстройматериалы". По сути, мы монополисты по отношению к себе. Но я не считаю, что это плохо. Мы не используем эту ситуацию для диктата цен.
Не надо лукавить
- Можно ли доверять вашей продукции?
- У нас есть две аккредитованные лаборатории - в Николаевке и в Петропавловске. На каждый продукт мы выдаём потребителю паспорта качества. Проводим испытания, проверяем материалы на радиоактивность. Они соответствуют всем требованиям, которые предъявляются к строительству на Камчатке. Другое дело, что некоторые строители иногда лукавят...
- Как?
- Всеми правдами и неправдами ищут что-то, чем можно заменить, к примеру, щебень. Добывают породу, похожую на камень, которая не проходит никакие ГОСТы. Почему у нас плохие дороги? Потому что не соблюдается технология и используются некачественные материалы. Пошли, где-то что-то накопали и пустили это в асфальт, который на второй сезон начинает разваливаться. Сейчас мы пытаемся переломить эту ситуацию.
- А у кого самый лучший асфальт - знаете?
- Неплохой асфальт в Петропавловске у "Спецдорремстроя". Потому что его директор Олег Куц берёт щебень только у нас, и больше нигде.
- Вы довольны своей материально-технической базой?
- За последние три года мы инвестировали в основной капитал порядка 90 млн рублей собственных средств. Это позволило обновить основные фонды на 80 %. И увеличить мощности по производству щебня на 175 тыс. м куб. Также после реконструкции была введена в эксплуатацию технологическая линия N 2 мощностью 50 тыс. м куб. щебня в год на карьере диабазов "Сопка Петровская" в Петропавловске. На Николаевском карьере заработали две линии кубовидного щебня, который так ценят наши дорожники. Хотелось бы купить ещё один экскаватор, нужен новый бульдозер. Пять лет назад к нам приезжали японцы, в составе делегации был представитель фирмы "Камацу". Когда он увидел наш советский бульдозер, то всё бросил и начал со всех сторон его фотографировать: "Это же раритет! Такая техника не работает нигде, она давно списана. Я её нигде не видел. Ей же 30 лет, она не может работать".
Но всё равно объёмы производства растут. Возьмём для примера три последних года: 2008-й - 293, 2009-й - 357, 2010-й - 676 тыс. м куб. нерудных материалов. И это радует. Наше предприятие - как лакмусовая бумажка: если есть прирост производства - значит, есть у строителей деньги, есть объёмы, есть объекты, есть развитие края. К примеру, сегодня идёт крупное строительство жилья на Северо-Востоке - там востребовано большое количество щебня. Всё это замыкается на нас.
Молоко за вредность
- Правда, что ваша продукция экспортируется в Японию?
- Да, это перлит с Начикинского месторождения. Перлит - это разновидность вулканического стекла, лёгкий и гигиеничный. При нагревании этот материал увеличивается в объёме до 20 раз. В строительной индустрии его используют как утеплитель. В азиатских странах его также используют в сельском хозяйстве - выращивают в нём деревья на плоских крышах домов. Перлит улучшает структуру почвы, а за счёт открытых пор он работает как губка: забирает воду и удобрения и по мере необходимости отдает их корневой системе. Он также используется в металлургии. Компания "Тойота" использует его при производстве двигателей.
- Не секрет, что люди, работающие с камнем, подвержены профессиональным заболеваниям. Что делает ваше предприятие для безопасности здоровья своих сотрудников?
- Всё, что предусмотрено законом, мы строго выполняем, ежегодно предоставляем основные и дополнительные отпуска всем категориям работников, оплачиваем больничные листы, проезд к месту отдыха и обратно.
- И даже молоко за вредность?
- Без молока ни шагу! Каждому - по пакету в день.
- Какая ситуация на предприятии с сотрудниками? Сложно найти рабочих?
- Вопрос с кадрами - очень серьёзный. Как ни парадоксально - это одна из проблем, которая сдерживает рост производства. Мы усиленно ищем выход из этой ситуации. Связываться с иностранной рабочей силой - хлопотно, поэтому мы делаем ставку на отечественных специалистов, но их на Камчатке очень мало. Это эффект упущенного поколения. Молодёжь не представляет себя на производстве, все хотят быть директорами, управляющими, менеджерами... А нам требуются и специалисты, и простые работяги. Условия хорошие. Дробильщики, к примеру, на пять лет раньше на пенсию выходят.
- На ваш взгляд, какие перспективы вообще у строительной отрасли края?
- Перспектива вытекает из динамики. Та динамика, которая есть сегодня, говорит о том, что рост объёмов сохранится и в дальнейшем. Будут строиться стратегические объекты, новое жильё, будет и реконструкция взлётно-посадочной полосы аэропорта в Елизове... Отрадно, что сегодня мы видим резкий подъём в строительстве дорожно-мостовой сети Камчатского края. А что касается города, то к концу июля "Спецдорремстрой" уже выполнил годовую программу по производству асфальта. Теперь дорожники просят нас увеличить объём производства материалов. Всё это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.
КСТАТИ
В распоряжении ОАО "Камчатскстройматериалы" - единственный на Камчатке мобильный дробильно-сортировочный комплекс на пневмоколёсном ходу. Это оборудование позволяет оперативно организовать производство нерудных строительных материалов на любом из камчатских месторождений строительного камня.