Гаишник на обочине

   
   

Анекдот про инспектора ГАИ.

Самолет заходит на посадку в Елизовском аэропорту, шасси уже коснулись земли, но лайнер неожиданно набирает скорость и снова улетает в небо. У командира корабля спрашивают:

- Что случилось?

Он отвечает:

- Да Шапошникова увидел на взлетной полосе, а у меня резина лысая...

На минувшей неделе страна в последний раз отметила День милиции. Отпраздновал его и Петр ШАПОШНИКОВ - единственный камчатский гаишник, про которого сочиняли байки и анекдоты.

   
   

Его знали все водители. И всем было известно - договариваться с ним бесполезно. Если он решил вас оштрафовать - оштрафует. Независимо от того, какую должность вы занимаете, знакомы с ним или нет...

Пять лет назад Шапошников ушел на пенсию. Но дать откровенное интервью о своей службе в ГАИ согласился только сейчас - специально для читателей "АиФ-Камчатка".

Права с дыркой

- Петр Петрович, вы своих первых нарушителей помните?

- Конечно. В 1977 году я устроился на работу в ГАИ, получил звание младшего сержанта и встал на КП. Светофоров там не было, а по дорогам ездили в основном таксисты, которые к правилам относились не очень трепетно. Поэтому, как только мне доверили компостер, я начал прокалывать таксистам дырки в правах. Что тут началось! С жалобами на меня в ГАИ приходили целые делегации, человек по пятнадцать. Однажды начальник не выдержал, предложил и мне, и таксистам сдать экзамен по ПДД. Я за две минуты на все вопросы ответил, а они провалились. И после этого успокоились. Вежливыми стали. Увидят меня у дороги, останавливаются, мол, куда вас, Петр Петрович, подвезти.

- Сколько лет вы проработали в ГАИ?

- 28.

- И все это время на дороге стояли?

- В основном, да.

- Всегда в Петропавловске?

- Иногда в командировки выезжал в поселки: Атласово, Мильково, Шаромы. Помню, в 80-е годы, мы приехали в Мильковский район осенью. На совхозных полях в самом разгаре уборка урожая. А водители на грузовиках почти все пьяные. Мы одного поймали, второго, третьего. Остальные насторожились... У некоторых водителей были рации. Мы выходим на их волну, а там кто-то спрашивает: "Инспекторы стоят?" Мы отвечаем: "Нет, все свободно". Они снова поехали - еще человек десять попались. На следующий день в районе началась паника. Председатель совхоза звонит в областную ГАИ: "Вы что наделали? Уборочная кампания под угрозой срыва! У меня некому за руль садиться".

- Нынешние водители отличаются от тех, что были в советские времена?

- Да. Раньше, например, если автомобиль нужно было отбуксировать после ДТП, никогда не возникало проблем. Эвакуаторов не было, но водители попуток всегда помогали. А сейчас... В июне я поехал к друзьям в Авангай, и у меня машина сломалась в дороге. Сутки я простоял на обочине, так никто и не остановился.

Мораль для брата

- В свое время вы были самым известным в городе гаишником. Это мешало или помогало в работе?

- Сложно сказать. Льгот никаких не было. Наоборот, меня всегда посылали на самые сложные участки... А когда я хотел перейти на работу в ГУВД, мне сказали: "Если бы ты не был известен, взяли бы, а так - нет".

- Руководители ГАИ говорили вам, что среди водителей есть, так скажем, неприкасаемые, которых не стоит останавливать?

- О сотрудниках прокуратуры так говорили... Но у меня и с прокурорскими возникали конфликты. Как-то я оформлял столкновение двух автомобилей на Океанской. Ко мне подошла женщина и тихо сказала, кого из водителей надо признать виновным. Я ответил ей, что все сделаю по закону. А она мне: "Вы об этом пожалеете, и не раз". На следующий день меня вызывает начальник городской ГАИ Кокорин: "Тебе чего, штрафовать некого? Ты зачем на мужа работника прокуратуры протокол составил? Она проверку на нас натравила. Теперь из-за тебя весь отдел будут проверять".

- Вы многих начальников штрафовали?

- Многих.

- Наши губернаторы не попадались?

- Нет. Хотя кандидата в губернаторы я как-то оштрафовал накануне выборов за езду в нетрезвом виде. Отвез его в наркологический диспансер на экспертизу. Так он там настоящий концерт устроил! Среди ночи звонил заместителю начальника областной ГАИ... На следующий день я случайно встретил этого кандидата в городской администрации. Стоит в коридоре, беседует как ни в чем не бывало с тогдашним мэром Дудниковым. Я спрашиваю: "Чего вы не здороваетесь? За вчерашнее, что ли, обиделись?" Он покраснел весь, нет, говорит, все нормально.

- Правда, что вы даже родного брата как-то оштрафовали?

- Не правда. Просто я его всегда предупреждал, чтобы он правила не нарушал.

- А если бы нарушил?

- Я бы ему сначала мораль прочитал... Ну а если бы он стал злостным нарушителем, оштрафовал бы. Чтоб другим неповадно было.

- Вы никогда не жалели о том, что кого-то зря наказали?

- Пожалуй, нет. Хотя однажды человек из-за меня пострадал. Я работал на Богородском озере. Служебную машину оставил в сторонке, чтобы не привлекать внимание, а сам с радаром подошел к такси - "Волге", которая была припаркована на обочине. На этом участке дороги разрешенная скорость - 40. Многие водители ее, естественно, превышали. Я начал их штрафовать. А через несколько дней ко мне в городе подъезжает незнакомый таксист. "После того, - говорит, - как вы около моей машины постояли, мне уже три раза колеса прокалывали. Люди думают, что я с вами заодно".

- Вам когда-нибудь мстили?

- В 1996 году сожгли "шестерку"... На День рыбака я на площади Ленина остановил иномарку, которая ехала по тротуару. Из нее вылезает выпивший мужичок кавказской национальности под два метра ростом. Я ему делаю замечание. А он мне: "Где хочу, там и езжу". Я его, конечно, оформил. Но предчувствие какое-то нехорошее было. Прихожу вечером домой, только чаю выпил, телефон звонит, в трубке женский голос: "Машина ваша сгорела..." Мне потом рассказывали, что видели человека, который что-то бросил на мою "шестерку". Но поджигателя так и не нашли.

- А нападения на вас были?

- Один раз, в 1991 году, на морвокзале на меня напали корейцы. Видимо, кого-то из их лидеров я крепко прижал... Позже они приходили объясняться. От денег я отказался, но и заявление в милицию подавать не стал.

Все номера заняты

- Вы сами-то когда-нибудь правила нарушали?

- Только когда гнался за нарушителем с мигалкой... В аварии попадал, но не по своей вине. На 8 км в служебный "Ниссан-Санни", на котором я ехал, врезалась иномарка. Дежурный по ГАИ, как и положено, оформил протокол. А потом выяснилось, что меня протаранил родственник очень известного предпринимателя, который сейчас стал депутатом от "Единой России". У него связи были в руководстве ГАИ. Так что он даже машину нашу не стал ремонтировать. Мне самому ее пришлось делать.

- Принято считать, что чуть ли не все гаишники берут взятки...

- Я не брал. Поэтому и ездил не на джипе, а на "Жигулях" и на "уазике".

- Супруга ваша как к этому относилась?

- С супругой я разошелся. Конечно, она порой была недовольна, мол, другие в ГАИ хорошо живут, а мы еле сводим концы с концами... Знакомые сейчас шутят, что сюжет о честном инспекторе в "Нашей Раше" - это про меня.

- Как коллеги реагировали на то, что вы такой принципиальный?

- По-разному. Некоторые нормально, а некоторые удивлялись, что я так долго на "Жигулях" езжу...

Да я и сам сейчас думаю, что надо было уходить из ГАИ в 1997 году, когда получил майора. С тех пор на службе мне больше ничего не давали, кроме зарплаты.

- Не так давно на страницах нашей газеты начальник краевой ГАИ сказал, что на Камчатке нет проблемы блатных номеров. А вы как считаете?

- Простой человек блатной номер не получит. Когда я оформлял машину племяннице, мне сразу сказали, что все хорошие номера давно заняты.

- У вас есть рецепт: как можно победить коррупцию в ГАИ?

- Это надо не с ГАИ, а с УВД начинать. Известно ведь, что у нас есть милиционеры, которые магазинами владеют, заводами на побережье. Но никого это не волнует.

- А вы чем сейчас занимаетесь?

- Работаю в котельной оператором.

- Не пытались найти себе другую работу, у вас ведь наверняка осталось много влиятельных знакомых?

- Пока у тебя жезл в руках, все вокруг знакомые. А как только выходишь на пенсию, они исчезают куда-то. Так что я и в котельную-то устроился с большим трудом.

ДОСЬЕ

Петр Петрович Шапошников родился 19 ноября 1949 года в Эссо. Работал трактористом, водителем в оленеводческом совхозе, мастером в автоколонне 1400. В ГАИ служил с 1977 по 2005 годы. Вышел в отставку в звании майора. Награжден знаком "Ветеран боевых действий в Чеченской республике".

Смотрите также: