В Японию без оружия

   
   

В самый разгар очередных политических дебатов вокруг Южных Курил камчатские энтузиасты собрались в поход на Японию - в ближайшие дни туда отправляется парусная яхта "Морской ветер".

Руководителями историко-патриотической акции "Дорогой трех капитанов" стали предприниматели Николай Мещеряков и Александр Иванов, а начальником походного штаба - постоянный автор "АиФ-Камчатка", яхтсмен и журналист Александр Крышталь. Экспедиция приурочена к 200-летию так называемого Инцидента Головнина (Курильской эпопеи). Летом 1811 года команда капитана Василия Головнина на шлюпе "Диана", выйдя из Петропавловска, исследовала Южные Курилы. Но на острове Кунашир моряки были вероломно захвачены в японской крепости, куда пришли по приглашению и без оружия.

Действия японцев были спровоцированы рейдом лейтенанта Хвостова и мичмана Давыдова, которые на шхуне "Юнона" и тендере "Авось" опустошили за несколько лет до того японские склады на Сахалине и Итурупе. Этот лихой набег не был санкционирован российским правительством. Офицеры руководствовались письменными указаниями выселить японцев с Курил и Сахалина, полученными в Охотске от русского посланника Николая Резанова, обозленного тем, что его посольство не приняли японские власти. Историки считают, что Хвостов и Давыдов явно перестарались. А их "визит" прочно соединился в памяти японской с посольством Резанова, приходившим перед тем в Нагасаки на шлюпе "Надежда", прозванном жителями Страны восходящего солнца "Черным кораблем".

...Головнин с командой, что называется, попал в 1811 году под горячую руку. Он вместе с товарищами провел в японских тюрьмах более двух лет. Моряки могли и не вернуться на родину, если б не счастливый случай.

- Тогда усилиями нескольких человек было предотвращено вооруженное противостояние, на грани которого оказались еще не установившиеся российско-японские отношения, - говорит Николай Мещеряков.

...Старший офицер "Дианы" Петр Рикорд через год вернулся с подкреплением. Получив ложные сведения о гибели команды Головнина, он начал подготовку к штурму кунаширской крепости, чтобы отомстить и "примерно наказать японцев за надругательство над русским флагом". 8 сентября 1812 года Рикорд остановил в море судно "Кандзэ-Мару" под командованием японского купца и общественного деятеля Такадая Кахэя. Японец уверенно заявил, что русские находятся в городе Мацумаэ. И согласился идти с Рикордом на Камчатку.

   
   

Без харакири

- Нужно понять менталитет японцев периода самоизоляции: никакие встречные захваты заложников не заставили бы их тогда произвести обмен. Достойный уважения пленник должен был совершить харакири, - рассказывает Александр Иванов. - Рикорду посчастливилось угадать: Кахэя нужно принять как гостя - сначала на борту "Дианы", где он отдал японцу свою каюту, потом в Петропавловске, где поселил его в одном доме с собой.

Народная дипломатия

...Кахэй вернулся домой менее чем через год, не нарушив законы закрытой страны, и добился освобождения русских. Кстати, до этого иностранцы из японского плена не возвращались.

Неизвестно, куда бы зашел 200 лет назад Инцидент Головнина, если б капитан Рикорд действовал только как офицер русской службы. Но благодаря простому человеческому пониманию и разумной доверительности тогда удалось спасти людей и предотвратить войну.

- Мы можем, как и наши предшественники, находить общий язык со своими ближайшими соседями, - говорят организаторы акции "Дорогой трех капитанов". - Народную дипломатию никто не отменял, и, как показывает практика, она не только успешно дополняет дипломатию официальную, но в некоторых случаях действует даже эффективнее.

- А еще нам предоставится возможность познакомить японцев с крупнейшим российским еженедельником - в местах стоянок яхты над ней будет реять флаг "Аргументов и фактов". Кроме того, в нашем багаже имеются и фирменные сувениры от нашей любимой газеты, - добавляет Александр Крышталь, пообещав регулярно информировать читателей "АиФ-Камчатка" о подробностях путешествия.

СПРАВКА

Яхта "Морской ветер", выйдя из Петропавловска-Камчатского, пройдет до острова Кунашир, где был пленен В. Головнин, побывает в японских городах Хакодате и Мацумаэ, где русские моряки находились в плену. Экспедиция завершится на юге Японии, в городе Сумото, где родился и похоронен Т. Кахэй.

Инициатива народной дипломатии на яхте "Морской ветер" официально поддержана МИД РФ, Камчатской краевой федерацией парусного спорта, председателем Городской думы Петропавловска-Камчатского и руководством города Кронштадта (побратима Сумото).

Смотрите также: