Охотник на браконьеров

   
   

Он любит зрелищное кино, шашлык и флотский хлеб, слушает ДДТ, не пьет, не курит и мечтает о большом корабле.

Мастер спорта, двукратный чемпион Балтийского флота по гиревому спорту, командир ПСКР "Сахалин", без пяти минут капитан 2 ранга Виктор ФИЛИМОНОВ рационален и практичен, гордится своей работой и уверен, что из любого конфликта нужно выходить мирным путем. О службе и о себе он рассказал корреспонденту "АиФ-Камчатка" накануне Дня пограничника.

Худой мир лучше...

- Виктор Иванович, говорят, в былые времена вы находились в походах 360 дней в году и обошли все моря и океаны...

- Это, конечно, преувеличение, но в 2002 году было дело - ходили беспрерывно 250 суток...

- С какой "добычей" вернулись из последнего похода?

   
   

- Он начался 6 апреля и продлился до 13 мая, но был очень напряженный. Мы вели охрану наших вод в Охотском море и Тихом океане, возле Курильских островов. Задержали 6 судов, два из которых - под иностранными флагами. Все с браконьерским крабом на борту. Последнее судно взяли "тепленьким", ночью - даже опомниться не успели. Ни разрешений, ни сопроводительных документов, естественно, нет. Причем капитаны двух судов устроили саботаж, имитировали неисправности. Пришлось взять их на буксир - "за ноздрю" - и вперед. А сценарий у браконьеров, как правило, один и тот же - судно регистрируется за границей, выходит из Японии, близ Сахалина, в течение 10-15 часов идет в район промысла, "забивается" крабом и направляется в японские порты. Там же камчатский деликатес и продают всем желающим...

- Часто приходится стрелять в непокорных?

- За все время моей службы - ни разу. Хотя, если судно убегает, мы имеем права открыть предупредительный огонь - три коротких очереди вверх. Ну а потом, с разрешения начальника погрануправления, - стрельба на поражение. Вообще, лучше до этого не доводить, все-таки на судах - живые люди...

- Какое на вашей памяти самое крупное дело?

- Весной 2003 года задержали "Лонжерон" - огромное браконьерское судно, водоизмещением 10 тыс. тонн, под жвак набитый минтаем. Рыбу переправляли за границу - в основном, в Пусан. "Лонжерон" также пришлось взять на буксир, так как капитан отказался идти, имитировав поломку, - все как обычно. Одни мы не смогли потянуть такой груз - пришлось вызывать океанский буксир. Потом попали в шторм, из-за чего буксировка растянулась на 5 дней. А после разбирательств компания-владелец была оштрафована на 20 млн долларов...

- Браконьеры часто оказывают сопротивление?

- Чаще пьяные команды и капитаны пытаются избавиться от вещественных доказательств.

Удача на первом месте

- Вы мечтали стать пограничником?

- В детстве я кем только не мечтал стать: морским пехотинцем, пожарным, милиционером. Но когда учился в спецклассе с военным уклоном, окончательно определился с выбором. Правда, к моменту окончания училища в стране бушевали 90-е годы, власть тогда не очень заботилась об армии. Были мысли уйти на гражданку. Но когда получил диплом, твердо решил, что пойду в пограничники и сразу поеду на Камчатку, потому что наслышан был о ней от друзей и знакомых.

- Ваши родители имеют отношение к воинской службе?

- К службе - нет, к морю - да. И мама, и папа были моряками в Калининграде. Мама по полгода ходила на плавбазе в Атлантику, а я ее ждал на берегу - с бабушкой и дедушкой. Зато мое детство было в жвачках и джинсах...

- Обратно в Калининград не тянет? Что, кроме зарплаты, вас здесь держит?

- Да, уровень жизни там выше, климат мягче, зимы как таковой нет и жары тоже. Но... надо строить военную карьеру. И первый этап я уже прошел - стал командиром корабля здесь, на Камчатке. Второй этап - получить звание капитана 1 ранга, а для этого нужно стать командиром корабля 1 ранга... В Калининграде с большими кораблями туго. Там есть бригада пограничных кораблей, но они маленькие и их уже почти все списали. Я не вижу себя в роли штабного офицера, хочу продолжить службу на море, окончить заочно академию - или ФСБ в Москве, или Военно-морскую им. Кузнецова в Санкт-Петербурге. А там... как получится. Удача для моряка - на первом месте.

Женщина - это Женщина

- Чем сегодняшняя служба отличается от срочной?

- Сейчас все служат по контракту. И я считаю, что такая служба намного эффективнее. Хотя со мной многие и не согласны. И потом, флот - это не пехота. Здесь надо знать технику, которую за год - за два не выучишь. Корабль - это сложное инженерное сооружение. Моряки-срочники были подневольными людьми, многие море на дух не переносили. А контрактники ходят в долгие походы, привыкают, а значит, их профессиональный уровень повышается. Все мы служим сознательно, да, за деньги, а что в этом плохого? Конечно, есть нюансы, ведь получать деньги и ничего не делать - это чисто русское желание. У нас были такие, и я их всех уволил, несмотря на недокомплект. Кстати, с приходом контракта дедовщина - "гадковщина", как говорят на флоте, - исчезла как класс. Это раньше я каждый день проверял, сколько синяков у экипажа, а сейчас у меня голова на этот счет не болит.

- За что военный моряк может лишиться премии?

- За опоздание на военную службу, например.

- А женщины есть на борту "Сахалина"?

- Нет. Насколько я знаю, на военных кораблях женщин нет нигде в стране. Это в американском военном флоте есть. Например, на корабле береговой охраны США "Монро" командир - высокая симпатичная леди лет сорока... Но, честно говоря, мне не хотелось бы находиться под ее командованием. Женщина должна оставаться Женщиной.

- Вы живете на корабле?

- Когда я пришел служить, то, как и многие офицеры, жил на корабле - зарплата была маленькая - 3 тыс. рублей. Сейчас зарплата позволяет даже лейтенанту снять квартиру за 10-15 тысяч. И я тоже снимаю. На корабле в основном ночуют молодые контрактники, которые на что-то копят.

Книги и веники

- Что всегда берете с собой в море?

- Ноутбук, где записана целая библиотека разных книг, и дубовые веники, потому что очень люблю баню.

- Чем занимаетесь в свободное время?

- Раньше активно практиковал тяжелую атлетику - пауэрлифтинг, гиревой спорт. Сейчас иногда "тягаю" гантели, меряемся с товарищами на руках. Силовой спорт - это, прежде всего, выносливость. И потом, авторитет возрастает среди экипажа - силу народ уважает. А в море, конечно, работа тяжелая. Напряжение возрастает, постоянная качка, команда недосыпает, поэтому стараемся устраивать себе маленькие радости - праздничные ужины с шашлычком или делаем "Паратунку" - надуваем плотик, нагреваем воду и "отмокаем" в соленой воде...

- Приметы есть на корабле?

- Самое главное - в море в понедельник не выходить.

- Офицерский и рядовой состав ест из одного котла?

- Да, и экипаж, и офицеры едят то, что готовит наш кок-профессионал. В море мы и хлеб сами печем - очень вкусный, в магазине такого не купишь.

- Сможете собственноручно что-то приготовить в быту?

- Я больше люблю есть - мясо, борщ. Но и приготовить что-нибудь - всегда пожалуйста, только не для себя, а для любимого человека. Спагетти, например, с обжаренным мясным фаршем, луком, грибочками и соусом. Это очень вкусно. Я долго холостяковал, поэтому к жизни приспособлен.

ДОСЬЕ

Виктор Филимонов родился в Калининграде в 1978 году, там же окончил школу, затем Высшее Калининградское военно-морское училище - ракетно-артиллерийский факультет. В 2000 году по распределению попал в погранвойска на Камчатку. Начал службу командиром артиллерийской боевой части на СКР "Айсберг". В 2001 году был назначен старпомом, а в 2007 году - командиром ПСКР "Сахалин".

Смотрите также: