Несравненная Майя

   
   

ОНА - одна из театральных легенд Камчатки, актриса нашей "Драмы" и одна из ее прим, стоящая в одном ряду с другими столпами камчатской сцены. Тем не менее она немного чурается излишнего внимания со стороны...

МЫ БУДЕМ говорить с ней и о ней - Майе Соловьевой, заслуженной артистке РСФСР и народной в глазах тех, кто помнит и знает ее по сцене и, конечно, по жизни. Накануне Нового года, 28 декабря, поклонники и друзья отметили 85-летний юбилей несравненной Майи.

- Майя Степановна, для зрителя театр начинается с вешалки, а для вас, заслуженной артистки, с чего?..

- Он начинается от дверей моего дома, как только я выхожу. А еще это переживания за кулисами от ожидания первого выхода на сцену - несмотря на то, что этот спектакль я могла сыграть уже десятки раз. После двух-трех шагов, первых реплик все проходит, но вначале колени подрагивают. Когда я в первый раз играла Шурочку Азарову в пьесе "Давным-давно", это было еще в городе Фрунзе, я рыдала за сценой, боясь выйти под софиты. Сложная и главная роль, много переодеваний, переходов - и тут я... совсем молоденькая. Меня буквально вытолкнули на сцену. И с годами это волнение перед каждым выходом не проходило.

На всю страну

- ВАМ доводилось испытывать сценические неудачи, когда получалось сыграть не так, как задумывалось?

   
   

- Наверное... Неудачи бывают, в основном, тогда, когда берут к постановке плохую пьесу. Актеру трудно разобраться в этом сумбуре, и у него в голове начинается смута. Я не скажу, что возникает мысль: "Ах, какой провал!". Но все же неудовлетворенность своей работой, конечно, была... В советские времена и у нас был план - выпустить столько-то спектаклей, а если к социалистическому празднику - тогда хватали все подряд. А гениальных авторов не хватало, вот и шел конвейер.

И все же это было нечасто - наш театр любили во многих городах страны. Бурные премьеры и репертуарные спектакли в Петропавловске и по всему Дальнему Востоку, на которые слетались критики со всего Союза, восторженные отзывы в центральной прессе... А московские гастроли?! Мы собирали полные залы в Малом театре, и на нас зритель ехал даже из Прибалтики.

У нас был очень сильный коллектив, и многие режиссеры из центра считали за честь работать с нами. Некоторые спектакли до сих пор считаются даже лучшими, чем в московских театрах. Взять пьесы "Проснись и пой" и "Самоубийца" Театра сатиры - у нас объективно получилось несравненно интереснее. Так что успехов больше, чем неудач.

- Известна фраза, которую приписывают Фаине Раневской: "Театр - это террариум единомышленников". Для камчатской сцены это справедливо?

- Нет. Если это и проявлялось, то в очень незначительной степени, почти незаметно. Даже когда к нам приезжали критики, смотрели спектакли и как-то вживались в нашу жизнь, то они удивлялись тому, что Камчатский театр - один из немногих, где нет ссор, подсиживаний и скандалов. Конкуренция небольшая, конечно, была между актерами, но только на творческой почве.

- В Петропавловске сейчас только два профессиональных театра - драмы и кукол. Поговаривают, что отношения между их труппами складываются не очень, хотя мастера есть и там, и там. Одни считают, что Шекспир выше Андерсена, другие - что близость к зрителю важнее. Почему так?

- Никогда этого не замечала. Наши актеры вхожи в Театр кукол, и я сама с удовольствием смотрела их спектакли. Актеры кукольного театра тоже ходят к нам - и на спектакли, и на посиделки, мы работаем в совместных капустниках на День театра. Актеры коллективов поддерживают дружбу - ну, естественно, кто с кем, тут уж сердцу не приказать. Скорее, речь идет о конкуренции между руководствами коллективов, но все они достойные, творчески одаренные люди - каждому хочется быть впереди, удивить зрителя.

Скучать не давали

- ВАС в свое время избрали руководителем Камчатского отделения Всероссийского театрального общества (ВТО). Вы согласились. А ведь у вас и так были высокое звание, репертуар, которому можно только завидовать, да и семья на руках... Зачем?

- А это было очень интересно, хотя и хлопотно. Мы устраивали различные творческие встречи, смотры работ молодых режиссеров, актеров - это были значимые события не только для нас, но и для зрителей. Даже отправить "своих" в командировки по обмену творческим опытом в центральные театры страны мы находили возможности. У нас при отделении существовала даже журналистская секция - ее активисты регулярно приходили на наши спектакли, участвовали в театральных событиях и писали о них рецензии.

Так что все эти общественные дела доставляли удовольствие и гордость.

- А при всей вашей загруженности удавалось вспоминать, что вы мама, что на плите должен стоять борщ, а в комнате гудеть пылесос?

- Времени на все хватало. И потом я же была не одна, часть обязанностей - сбегать в магазин и т. д. - ложилась на дочь (Людмила Соловьева - известный камчатский телережиссер. - Ред.).

Как говорят в семье, я готовить умею. В традиции - вареники, пельмени, которые мы все вместе садились лепить, но "коронкой" были тортики. В нашем доме всегда было много гостей. Театральные или просто друзья-приятели, с которыми свел когда-то случай, - никто не уходил голодным, а то и запросто оставались ночевать. Дома нам скучать не давали. Успевала.

Право на отару

- В ВАШЕЙ биографии значится, что вы родились в актерской семье в куйбышевском городке Сорочинск. И вдруг - семья резко уезжает в Среднюю Азию. Что так?

- Стационарных театров в царское время было очень мало, вот и мотались мама и папа по всей России. Даже в Харбине играли в антрепризе. А потом - революция. Судьба распорядилась так, что семья и оказалась впоследствии во Фрунзе (ныне Бишкек. - Ред.). А там, в Киргизии, собрался почти весь цвет театрального сообщества. Таких спектаклей, особенно в военное время, еще надо было поискать.

Война... Я за кулисами была сызмальства. И тут меня случайно попросили почитать текст пьесы и... утвердили на роль. Так профессиональная сцена для меня и началась.

А в начале 50-х началось смутное время, доносы. И Фрунзенский театр остался без хороших режиссеров. Коллектив распался. К тому времени мама уже была заслуженной артисткой, депутатом. У нее по статусу было даже право на собственную отару овец. Их, правда, никто из нас не видел...

...В Киргизии стало делать нечего, и тут пришло приглашение на Дальний Восток. Мы (к тому времени Майя Соловьева была уже замужем за нашим известным актером, ныне покойным Михаилом Штейнбергом. - Ред.) оставили все на попечение бабушки и оказались на Камчатке. Здесь я и стала заслуженной в 33 года.

- Чем сегодня живет заслуженная артистка РСФСР?

- Воспоминаниями о гастролях по Камчатке, о нашем благодарном зрителе. Очень приятно, что до сих пор приходят весточки со стороны от тех, кто бывал на наших спектаклях. Живу семьей. Близким окружением своим. Дочерью, внуком Мишей. Общением с друзьями, музыкой, книгами... Я не скучаю.

А еще мне очень жаль моих "бездомных" коллег - условия, в которых им сегодня приходится работать, невыносимы. Когда они вернутся в родной театр, только порадуюсь.

- Майя Степановна! "АиФ-Камчатка" поздравляет вас с юбилеем, Новым годом и Рождеством! Желаем вам в первую очередь здоровья и... ощутимой толики процветания.

ДОСЬЕ

Майя Соловьева - заслуженная артистка РСФСР. В Камчатском театре драмы и комедии работала с 1954 по 2001 год. Сыграла около 150 ролей. Самой значимой и трудной для себя считает роль Марии Стюарт в спектакле по пьесе Ф. Шиллера. Другие любимые роли: Клея ("Эзоп"), Катерина ("Гроза"), Тугина ("Последняя жертва"), Коллонтай ("Посол Советского Союза"), Эржи ("Проснись и пой"), Вини ("Счастливые дни"). В 2000 г. спектаклем режиссера В. Зверовщикова "Счастливые дни" по пьесе С. Беккета Майя Степановна завершила свою богатую творческую биографию.

Смотрите также: