Мы могли выловить 250 тысяч тонн рыбы...

   
   

На Камчатке официально завершилась лососевая путина-2009. Как и прогнозировали ученые, подходы рыбы оказались очень высокими, особенно на восточном побережье полуострова.

Однако к большим объемам вылова камчатский флот оказался не готов, да и московские чиновники поначалу восприняли известие о "серьезной" путине с долей скепсиса.

С чего все началось и чем в итоге закончилось, корреспонденту "АиФ-Камчатка" рассказал директор Камчатского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (КамчатНИРО) доктор биологических наук Сергей КОРОСТЕЛЕВ.

- Путина завершилась в середине октября, а началась она для нас еще год назад, когда стало известно, что в Беринговом море было учтено очень много молоди горбуши, которая отправилась на зимовку, - говорит Сергей Георгиевич. - Траловая съемка показала беспрецедентные объемы учтенной молоди лососей. Оценка возвратов горбуши, по этим данным, колебалась в пределах 175 млн штук, то есть, если говорить о вылове, можно было ожидать порядка 150 тысяч тонн. Мы сразу обратили на это внимание рыбопромышленников, довели до сведения камчатской администрации, что путина ожидается серьезной. Что к ней надо тщательно готовиться, потому что флот на переработку на северо-востоке быстро не поставишь, учитывая, что там берег попросту не справится с такими подходами.

Прогноз оправдался

- Сергей Георгиевич, несмотря на ваши прогнозы, центр для Камчатки рекомендовал к вылову не более 100 тысяч тонн лососей. Почему Москва не поверила вашим оценкам?

   
   

- К сожалению, Москва скептически отнеслась к заявленным объемам и снизила уровень наших оценок, порекомендовав подойти к ним более осторожно. В итоге была озвучена цифра в 100 тысяч тонн, и, ориентируясь на эту цифру, рыбопромышленники начали готовить флот, перерабатывающие мощности и так далее. Но потом Москва, получив сведения о том, что огромное количество рыбы ушло на зимовку в Охотское море, впервые за последние 20 лет приняла решение провести зимний учет молоди, чтобы разобраться с ситуацией. Для этого Федеральному агентству по рыболовству были выделены целевые средства на организацию зимней экспедиции. Таким образом, в марте-апреле на местах зимовки рыбы специалисты выполнили траловую съемку, чтобы оценить, есть ли молодь или нет. По охотоморской горбуше прогнозы полностью подтвердились, поэтому их удалось учесть при определении ОДУ. А вот по беринговоморской горбуше, которая обеспечивает нашу путину, однозначной оценки дать нельзя было, потому что часть рыбы оставалась в 200-мильной экономической зоне США, возле Алеутских островов. Так что полной уверенности в объемах не было. То есть в апреле никто не имел 100 % гарантии высокой концентрации молоди в наших водах, но мы не поддались панике и продолжали настаивать, добиваться того, чтобы на переработку подошло как можно больше флота.

Более того, в конце мая - начале июня, уже перед самыми подходами рыбы, мы совместно с учеными ТИНРО-центра вышли на траловую съемку в наших водах. И когда начали работать, мало того, что появилась уверенность в правоте наших прогнозов, так еще выяснилось, что наши оценки оказались заниженными! Реально в этот период к берегам Камчатки подходило порядка 250 млн рыб, или 250 тысяч тонн! То есть по сравнению с предыдущими годами наблюдений в этом году ожидались мощные подходы, и к вылову можно было бы свободно рекомендовать 200-220 тысяч тонн.

- Тем не менее начальные объемы остались прежними. А кто их осваивал и сколько вообще рыбного добра оказалось реально упущено?

- На вылов и приемку заявленных 100 тысяч тонн у нас подошло 84 судна. Активно откликнулись приморские рыбаки. Сахалин не стал "завязываться" на нашу путину - они ждали свою рыбу, разница в подходах у нас - примерно две недели, и сахалинцы не стали рисковать. В сутки рыбаки перерабатывали в среднем 7 тысяч тонн - 5 тысяч тонн лососей в море и 2 тысячи тонн на берегу. В конечном итоге, с нашими корректировками, было освоено порядка 140 тысяч тонн. Кроме того, по нашим оценкам, около 10 тысяч тонн рыбы по разным причинам было просто-напросто выброшено, и около 50 тысяч тонн зашло в реки, где "производители", в общем-то, не нужны. У нас было примерно двукратное превышение объемов пропуска, в самый пик заходов даже возникло опасение, что произойдет переполнение нерестилищ. И хотя авиаучеты показали, что критической ситуации не наблюдается, тем не менее "лишняя" рыба прошла. Ее также возможно было бы поймать, одной только горбуши - около 200 тысяч тонн!

Выловили вдвое больше

- Согласно официальным данным, общий вылов составил 196,6 тысячи тонн по всем видам рыб. Ученым все-таки удалось внести поправки?

- Нужно отметить, что, по нашей статистике, за всю историю рыбного промысла сопоставимый вылов в 201,5 тысячи тонн отмечался только в 1928 году! Но если бы у нас морская переработка была более развита, в этом году мы могли бы выйти на все 250 тысяч тонн. Конечно же, в период путины мы продолжали наблюдения, по всем водоемам вели авиаучет рыбы. Всего подготовили 8 оперативных корректировок объемов вылова почти на 60 тысяч тонн. Из них было освоено почти 44 тысячи тонн. Наиболее серьезные поправки касались нерки реки Камчатка. Оно и понятно: отечественного дрифтерного лова в том районе не было, а подходы нерки составляли примерно то количество, которое обычно изымалось в ходе дрифтерного промысла. Существенную корректировку мы давали по нерке в Олюторском районе, где были хорошие подходы и заполнения нерестилищ. Кстати, запасы там будут расти, потому что в течение нескольких лет в этом районе наблюдаются высокие заходы. Кроме того, мы готовили корректировку и по горбуше в западной части Камчатки. Там объемы были небольшие, но рыба быстро пошла, рыбопромышленники освоили квоты и начали давить на нас, чтобы увеличили объемы. Мы подготовили корректировку в 10 тысяч тонн, но пока ее делили, рыба прошла... В итоге было выловлено столько, сколько мы и прогнозировали.

О путине-2010

- Когда начнется подготовка к следующей путине? Есть ли уже предварительные прогнозы?

- В настоящее время сотрудники КамчатНИРО уже готовятся к следующей путине. В целом, основные показатели уже определены. Следующая путина будет "базироваться" в основном на западном побережье Камчатки. Сейчас мы совместно с ТИНРО-центром осуществляем в Охотском море траловую съемку той молоди горбуши, которая "скатилась" туда этой весной. На днях работа закончится, и будет уже ясно, какой там запас. Правда, предстоит еще выделить, сколько нашей горбуши, магаданской, хабаровской, и только после этого мы определимся с окончательной цифрой. Я думаю, что объем будет на уровне предыдущего смежного 2008 года. Также отмечу, что с 15 по 17 декабря нынешнего года у нас здесь, в КамчатНИРО, будет проходить Дальневосточный лососевый совет, на который соберутся специалисты со всех дальневосточных институтов. На этом совете будут определены предварительные объемы по путине следующего года. Затем эти цифры пройдут согласования в Федеральном агентстве по рыболовству, в Научно-исследовательском институте рыбного хозяйства и океанографии, на ученом, отраслевом советах. Думаю, в середине января будущего года объемы вылова станут известны.

Научный лов - браконьерство в законе?

- В этом году мы работали по новому принципу, - рассказывает С. Коростелев. - Нас сравняли с так называемыми рекреационными рыболовами, которые ловят рыбу и выпускают ее обратно. Это обстоятельство внесло много сложностей в нашу работу. Мы не смогли выполнить ряд важных исследований. Раньше у нас была возможность заинтересовывать промышленников квотами, чтобы они вместе с нами вышли на совместную работу. А в прошедшую путину, даже с теми деньгами, которые нам выделили для аренды флота, мы не нашли компанию, которая бы согласилась отдавать нам суда для вылова рыбы по принципу "поймай и отпусти". Это стало для нас большой проблемой. Основной объем работ мы, конечно, выполнили. Но, например, так и не смогли оценить запасы креветки в камчатско-курильской подзоне, потому что не нашли исполнителя.

Практически все исследования мы провели собственным флотом или кооперировались с ТИНРО-центром. Но мы надеемся, что разум все-таки восторжествует. Нам не нужны такие объемы, как раньше, но все равно квоты для исследований науке жизненно необходимы. К нам потянутся рыбопромышленники, и мы будем совместно с ними работать.

На днях в Москве состоится круглый стол Совета Федерации, я буду там выступать с докладом по этому поводу. А пока вопрос остается открытым.

КСТАТИ

Ученые говорят, что заполнение нерестилищ в камчатских водоемах оптимальное. Единственное беспокойство вызывает бассейн реки Большой - по причине его доступности. Возникают проблемы и на реке Авача, которая на сегодняшний день уже практически пустая...

Смотрите также: