7 сентября камчатские следователи отметили профессиональный праздник. Два года назад в этот день было организовано следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Камчатскому краю.
А накануне годовщины наш корреспондент встретился с руководителем управления Юрием МОРОЗОМ, чтобы побеседовать с ним о громких уголовных делах, борьбе с коррупцией и специфике прокурорско-следственной службы.
- Юрий Петрович, вы приехали на Камчатку в августе прошлого года. У вас была возможность оценить криминогенную обстановку в крае, что называется, свежим взглядом. Какие выводы сделали?
- Обстановка, в целом, находится под контролем правоохранительных органов.
Правда, в этом году произошло некоторое увеличение тяжких и особо тяжких преступлений против личности. Значит, будем активнее работать именно в этом направлении.
- Как бы вы охарактеризовали итоги первого года службы на полуострове?
- Похвастаться пока особенно нечем. Хотя ряд показателей удалось улучшить. Качество расследований уголовных дел повысилось, а сроки сократились.
- Можете вспомнить самое громкое коррупционное дело, которым вам приходилось заниматься?
- Запомнилось самое первое из таких дел.
Когда я работал военным прокурором, мы расследовали деятельность одного полковника из части стратегического назначения в городе Канске. Он отправлял своих подчиненных офицеров заниматься бизнесом, и они месяцами не появлялись службе. Хотя зарплату им начисляли исправно.
Доходами офицеры-предприниматели, естественно, делились со своим командиром.
Следствию нужны факты
- Борьба с коррупцией сегодня широко освещается в СМИ. Однако, судя по письмам в редакцию, простые граждане скептически относятся к телевизионным сюжетам о задержании коррупционеров. В реальности-то они видят иную картину. В Законодательном собрании заседают, в основном, миллионеры, результаты выборов вызывают сомнения даже у сотрудников избиркома... Да что уж там далеко ходить: на дороге как ни встретишь дорогой джип, у него обязательно блатной номер - 001, 002, 007 и т. д. Выходит, сотрудники ГИБДД раздают такие номера либо по знакомству, либо за деньги. А ведь это яркий пример коррупции, который видят все.
- Чтобы начать расследование, нужны факты. Если у кого-то из граждан они есть, пусть обращаются к нам.
- Но "факты" ездят по дорогам...
- У меня нет полномочий останавливать машины и спрашивать у водителей, как они получают номера. По-хорошему, этим должна заниматься служба собственной безопасности УВД. Возможно, где-то они не дорабатывают. Впрочем, оценку их работе пусть дают вышестоящие органы.
- Не так давно в центральной прессе публиковались материалы о браконьерской охоте на лося и снежного барана начальника управления Федеральной налоговой службы России по Камчатскому краю Семенова, его коллеги из Волгоградской области Фариона, а также каких-то высоких московских чиновников. Вы занимались этим вопросом?
- Да, мы проводили соответствующую проверку, но в ней речь шла о депутате Законодательного собрания Иванчее. Было принято решение отказать в возбуждении уголовного дела.
Что касается сотрудников налоговых органов, то материалы на них были направлены в МВД. Их дальнейшая судьба мне не известна.
- Следственный комитет в минувшем году проводил проверку в отношении ряда руководителей краевого УВД, депутатов регионального Заксобрания. Чем закончились эти мероприятия?
- Возбуждено несколько уголовных дел. Начальник ГИБДД Карагинского района был осужден за злоупотребление должностными полномочиями. В его деле, если я не ошибаюсь, выявлено 22 преступных эпизода. Отбывает наказание и бывший глава Начикинского сельского поселения Савельев.
Сейчас мы расследуем три уголовных дела в отношении глав местного самоуправления и два - в отношении депутатов регионального парламента. Но говорить о них более подробно я пока воздержусь, чтобы не навредить следствию.
Живем на службе
- Юрий Петрович, жители Камчатки, к сожалению, не всегда доверяют представителям силовых структур. Сотрудники правоохранительных органов получают высокие зарплаты, отдыхают на престижных курортах, в дорогих ресторанах. Устроиться на работу в суд, ФСБ или прокуратуру, не имея нужных знакомств, крайне сложно. Есть мнение, что так называемые силовики представляют собой хорошо обеспеченную касту, которая весьма далека от народа.
- В следственном управлении, действительно, достойные зарплаты. Но я полагаю, что это справедливо. Или вы считаете, что у сотрудников правоохранительных органов должны быть нищенские заработки?
- Но прокурорские пенсии, которые, как говорят, доходят до 60 тысяч рублей в месяц, - наверное, все-таки перебор...
- Я не знаю таких пенсий. 40 тысяч рублей - возможно. Да и то на Камчатке с учетом надбавок и коэффициента. На материке пенсия 15-20 тысяч - не больше...
У прокурорской работы есть определенная специфика, сотрудники ведомства, по существу, живут на службе, у нас очень серьезная ответственность, а других статей дохода, кроме зарплаты, нет. Поэтому правительство и определило, что у нас должны быть достойные заработки...
Устроиться к нам на работу непросто - я с этим согласен. Мы многим отказываем, потому что у нас очень высокие требования к профессиональным и моральным качествам сотрудников. Чтобы потом не чистить ряды, мы, прежде чем принять человека в штат, проводим серьезную проверку. Устроиться к нам хотят многие, но мы выбираем лучших. А предпочтение отдаем молодым специалистам.
- Весной этого года по просьбе редакции "АиФ-Камчатка" многие руководители края обнародовали информацию о доходах и имуществе своих семей. Вы готовы последовать их примеру?
- Без вопросов, мне нечего скрывать. Зарплата у меня 80-90 тысяч рублей в месяц. Она была бы больше, но я всего год работаю на Камчатке, поэтому у меня нет северных надбавок. Все мое имущество - это автомобиль "Ниссан-Экстрел", 2002 года выпуска. Моя супруга работает бухгалтером, получает порядка 30 тысяч. На нее зарегистрирован небольшой дом под Ростовом. Еще у меня есть дети - сын и дочь, но у них нет доходов, они пока что учатся в школе.
- Спасибо за беседу, Юрий Петрович.
- Спасибо и вам. Позвольте, пользуясь случаем, поздравить со второй годовщиной управления всех наших сотрудников. Успехов в работе вам, коллеги, и крепкого здоровья, а вашим семьям тепла и благополучия.
СПРАВКА
Мороз Юрий Петрович, родился в 1971 году, окончил юридический факультет Ташкентского госуниверситета. Проходил службу в органах военной прокуратуры РФ в Красноярском крае и Читинской области, в 1995 году во время контртеррористической операции работал старшим следователем военной прокуратуры в Грозном, позже работал в Ставрополе, Ростове-на-Дону. В 2006 году - прокурор отдела Главного управления Генеральной прокуратуры РФ в Южном федеральном округе, руководитель Матвеево-Курганского межрайонного следственного отдела следственного управления СКП РФ по Ростовской области.
На Камчатке с 2008 года. 20 августа 2009 года назначен на должность руководителя следственного управления СКП РФ по Камчатскому краю.
Смотрите также:
- Камчатский депутат предлагает строже карать за фальсификацию лекарств →
- А. Луговой: "В деле Литвиненко я не обвиняемый, а свидетель" →
- Нога в ногу с вертикалью →