Петропавловск-Кабацкий...

   
   

...НАЧАТАЯ в конце 80-х годов перестройка круто поменяла образ жизни большинства россиян. "Жигули" и "запорожцы" сменили подержанные иномарки, черно-белые телевизоры "Рекорд" - плазменные "самсунги" и "панасоники", вместо ресторанов теперь ночные клубы, а вместо музыкантов - ди.джеи. Прошли те времена, когда рыбаки после удачного рейса приезжали в популярные кабаки на двух такси: первая машина везла человека, вторая - его шапку. Да и самих тружеников моря сейчас в модных клубах встретишь нечасто, там правят бал коммерсанты, чиновники, чекисты, милиционеры, работники судов и прокуратуры - новый российский средний класс...

ЮЛИЙ Любарский - известный человек в Петропавловске. По профессии он инженер, а по призванию - музыкант. Приехав на Камчатку из Харькова в 1971 году, работал в лучших городских ресторанах. Пел, играл на гитаре и клавишных, организовывал шоу-программы. В этом году Юлию Борисовичу исполнилось 70 лет. Но он по-прежнему в музыкальном строю.

О РАСЦВЕТЕ и закате камчатской ресторанной культуры Ю. Любарский рассказал корреспонденту "АиФ- Камчатка".

"Авача" - это "Собачьи уши"

- ...В ТЕ ГОДЫ музыканты со всего Советского Союза стремились на Дальний Восток - за туманом, за деньгами. Попасть сюда было очень сложно, приглашали только настоящих мастеров. Самые строгие требования предъявлялись к вокалистам. Просто хорошего голоса для ресторанного певца недостаточно. Нужно уметь завести зал, расположить к себе людей. Как ты это сделаешь - столько денег и будет в кассе. Хорошие музыканты и зарабатывали прилично. В месяц порой по паре тысяч рублей выходило. Огромные, по тем временам, деньги. За два-три года можно было и на квартиру накопить, и на аппаратуру. Я, откровенно говоря, не планировал долго задерживаться на Камчатке. Но душа, что называется, прикипела. Остался здесь на всю жизнь. И ни разу не пожалел об этом.

Мой первый ресторан - "Хохотунчик", так называли в народе кафе "Вечернее" (сейчас магазин "Ретро" за ЦУМом. - Ред.). Раньше у каждого заведения были двойные названия - одно официальное, другое народное. "Авачу", например, все знали как "Собачьи уши", нынешнее "Малибу" - как "Мавзолей". Пивнушку на Ключевской, где три толстых продавщицы работали, называли "Три поросенка". Там Миша Гулько пел, известный ныне американский шансонье. С удивительным чув.ством юмора человек. Многие его выражения стали крылатыми... Как-то подошел к нему во время выступления мужик - песню заказывает, а денег не дает. Гулько говорит: "Старичок, погоди немного". Тот второй раз подошел, третий. Возмутился: "Ну ты споешь или нет?!" Миша ему спокойно так отвечает: "Старик, я тебя не чувствую". Теперь эту фразу знают ресторанные музыканты во всей России.

   
   

Бандитов не было...

...КТО на материке посещал рестораны? В основном, цеховики, спекулянты, бандиты. На Дальнем Востоке публика совсем другая. Здесь завсегдатаями были геологи, моряки, офицеры. Чтобы сходить в ресторан, не обязательно было иметь много денег, рублей 10-15 на вечер вполне хватало. А у нас даже телеграфистки получали по 250-300 рублей в месяц, они тоже в рестораны ходили. И никого это не удивляло...

Бандитов в чистом виде в Петропавловске вообще не существовало. Картежники были, это правда. Многих из них я знаю, нормальные ребята. Если и случались у них внутренние разборки, они их между собой решали, на простых обывателях это не отражалось. Хотя побоища в ресторанах, конечно, бывали. Бойцовским клубом считался "Мавзолей"... У нас в "Хохотуне" не дрались, по крайней мере в помещении, все на улицу выходили. Несколько раз мне приходилось ставить на место особо буйных посетителей - я ведь не только музыкант, но и мастер спорта по боксу.

Вы говорите, самая знаменитая драка произошла в "Океане" между Корешем и Валерой Деньком? Если честно, там и драки-то не было. Валера очень спокойный и уравновешенный человек, первым бы он никогда не начал... Но Кореш был беспредельщиком. Потому и оказался в мире ином раньше, чем предполагал...

Шуфутинский в "Океане"

...НА КАМЧАТКЕ работали многие известные музыканты. Миша Шуфутинский в "Океане" на морвокзале играл на клавишах и пел песню "Если друг оказался вдруг", по тембру голоса она ему подходила. Вернувшись из Америки, свое первое российское турне Шуфутинский начал с Петропавловска. Дал два концерта: один в "Океане" - для своих, другой в драмтеатре - для всех.

Был у нас великолепный вокалист - Юрий Закатов. Господь одарил его потрясающим голосом. Когда он жил в Москве, пел в оркестре Утесова, потом в ансамбле "Добры молодцы". Побывав в Магадане на гастролях, очень удивился, узнав, сколько там зарабатывают ресторанные музыканты. Решил остаться - на два-три года... Женщины от Юры с ума сходили, видный был парень. Но с одной пассией у него, видимо, не сложилось. Она написала заявление об изнасиловании. Закатова осудили на 7 лет. Срок он отбывал на Камчатке. Ему помогли раньше времени освободиться, устроили на работу в "Космос" (затем "Камчадалочка". - Ред.). Но, наверное, что-то у него в душе надломилось, он начал выпивать. Из ресторана его уволили. А в начале 90-х Юра скончался, упал замертво прямо на улице. Его опознали сотрудники морга, там, как выяснилось, тоже работали поклонники. Позвонили на ТВК. Володя Ефимов объявил о смерти Закатова в прямом эфире.

Многих музыкантов мы потеряли. Кто-то умер, кто-то спился, кто-то уехал. Но большие мастера есть и сегодня. Номер один, конечно, - Саша Малков. Великий пианист. В России таких, как он, на пальцах одной руки пересчитать можно. Поэтому с теми, кто говорит, что ресторанной музыкальной культуры у нас не осталось, я не согласен. Она есть, просто теперь стала другой. Лучше или хуже - сложно сказать. Я, во всяком случае, судить не берусь...

Звездный микрофон

После гастрольных концертов многие эстрадные звезды не отказывали себе в удовольствии не только отужинать, но и поучаствовать в джем-сейшнах с камчатскими музыкантами. Среди тех, кто пел в камчатских ресторанах, были:

Валерий ОБОДЗИНСКИЙ

Вадим МУЛЕРМАН

Ансамбль "Орэра"

Леонид БЕРГЕР

Ансамбль "Ялла"

Роза РЫМБАЕВА

Александр РОЗЕНБАУМ

Смотрите также: