У каждого слушателя своя струночка. Если за нее дернуть - он простит все ошибки

   
   

Накануне Нового года камчатский музыкальный мир получил приятное известие.

Преподаватель музыкального училища, хормейстер Камчатской хоровой капеллы Виолетта Бутучел указом Президента РФ награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени. Виолетта Алексеевна, как сказано в сопроводительной аннотации, получила государственную награду за заслуги в развитии культуры и искусства края, многолетнюю плодотворную деятельность.

Дирижированием увлеклась "по наследству"

- Ордена я еще не видела, - смущается педагог, - но, признаюсь, мне очень приятно. Значит, дело всей моей жизни оказалось востребованным!

- Виолетта Алексеевна, ваша семья имеет отношение к музыке?

- Моя семья очень музыкальная. Мама обладала прекрасным голосом, папа - хоть и был военным, также хорошо пел и играл на балалайке. Бабушка пела. Кстати, мама очень любила исполнять арию Виолетты из оперы "Травиата", и этому я обязана своим необычным именем. Где бы мы ни жили - в Иркутске, Якутске, Кишиневе - всегда в нашем доме собирались музыканты, и мы с моим братом с детства впитывали в себя хорошую музыку в исполнении талантливых вокалистов.

- Учеба в Кишиневской консерватории открывает широкие перспективы вокалистам и пианистам. Почему вы выбрали именно дирижерский факультет?

- Сначала меня вели как пианистку, но "не хватило" растяжки рук. Почему дирижерский? Честно говоря, особой сознательности не было, а совсем недавно я узнала, что, оказывается, мой дед был в свое время регентом. Так что своей страсти к дирижированию я, вероятно, должна быть обязана генам!

- На человека, который размахивает дирижерской палочкой, смотрят сотни глаз. Вам не было страшно?

- Я была очень скованная, замкнутая, от смущения краснела до слез! А дирижер должен уметь общаться с коллективом, постоянно преодолевать свои страхи. Но все желаемое достигается опытом и практикой. К тому же мне очень повезло с педагогами, благодаря которым моя творческая жизнь всегда доставляла мне огромное удовольствие.

- Музыканты говорят, что первый хор часто получается комом...

- Мой первый опыт работы с коллективом был в Якутске. Когда я заканчивала консерваторию, моего отца перевели в заполярный поселок, а поскольку я имела свободный диплом, то через некоторое время решила поехать к родителям и там попробовать свои творческие силы. Я приехала как раз в то время, когда отмечалось 100-летие со дня рождения Ленина, и нам было дано указание срочно подготовить самодеятельную программу. Я написала свой первый в жизни сценарий, собрала хор. Мы даже организовали ВИА, в котором я играла на клавишных. После этого я, как концертмейстер, стала нарасхват. В 60-градусный мороз ездила по заполярным поселкам, проводила уроки музыки. Работать приходилось в очень тяжелых условиях - заледенелые классы, дети замерзшие, в варежках ... Но было очень интересно.

"Педагог должен быть практиком"

- Значит, Камчатка не стала для вас краем земли...

- Да, и здесь я сразу окунулась в работу. Евгений Борисович Воробьев, первый директор музучилища, пригласил меня сначала концертмейстером, затем преподавателем фортепьяно, а еще чуть позже я стала обучать студентов дирижированию. Мы участвовали во многих конкурсах и даже получили в 1975 году бесплатные путевки в Долину Гейзеров. Мы "пробороздили" 180 км пешком с рюкзаками на спине, так что нам несказанно повезло увидеть красоту нашего края.

- Руководитель капеллы Евгений Морозов всегда говорит, что педагог-теоретик - это не педагог, педагог должен быть практиком. Вы чувствуете результаты своей деятельности?

- Мне довелось создавать и работать с хорами при Главпочтамте, Камчатгеологии, на мехзаводе, в Камчатскэнерго. У нас был прекрасный хор при детской поликлинике N 1. Этот коллектив просуществовал без малого десять лет, мы выступали во многих камчатских селах, практически всегда занимали первые места. Причем певцы мои были, что называется, "от сохи" - они не знали нотной грамоты и свои партии разучивали на слух. Но если петь выразительно, дернуть струночку у слушателя, тогда он простит все ошибки. Думаю, поэтому наш музыкальный опыт был так успешен. Ну а главный мой "результат" - мои любимые ученики, многие из которых сейчас учатся в московских творческих учебных заведениях и успешно поют в столичных театрах.

Голос может прорезаться внезапно

- Вы сказали, что хороший голос - это ваша работа. Не боитесь экспериментировать? Столько сил "убьете" на человека, а он звука не издаст...

- Ну что ж, случается и такое, хотя... Первая моя студентка долго сипела, а на втором курсе у нее прорезался такой голос, что у Е. Морозова глаза округлились от удивления. Конечно, он сразу взял ее в капеллу.

Понимаете, я получаю удовольствие от процесса - человек старается, но... хрипит, а не поет, и ты начинаешь ему объяснять, как и что нужно сделать, и вдруг - одна нотка пробьется, вторая... И рождается голос, рождается звучание. У меня была студентка Марина Фесунова - простая девочка из Ключей. Она училась там в музыкальной школе, но подготовка была очень слабой - на пианино играла неважно, а голоса не было вообще. И вдруг после долгих и упорных занятий у нее пробился такой звук! У меня аж мурашки побежали. А в конце года она как запела!

Эта девушка сразу же стала солисткой капеллы, она уже объездила весь мир, пела с солистами Большого театра. В Москве она поступила в хоровую академию на вокальное отделение, на 4-м курсе уже давала сольный концерт, затем окончила аспирантуру и сейчас поет в Геликон-опере. В хоровой академии учатся и другие мои студентки. Очень мы горды за Ольгу Дейнеко, которая ныне с успехом поет в камерном театре Покровского. Еще одна моя выпускница - Наташа Мичурина поступила в Гнесинское училище на эстрадно-джазовый факультет. Во второй половине февраля в Петропавловске будет ее концерт. То есть наша работа не уходит в песок. Все наши ученики реализуют себя, и мы, преподаватели, получаем от этого истинное удовлетворение.

Смотрите также: