Почему на Камчатке так сложно взять ребёнка из детдома

Фото Игоря Кравчука

Петропавловск-Камчатский, 5 апреля — АиФ-Камчатка. Ольга и Александр Степановы (имена изменены. – Ред.) женаты второй десяток лет. Ему — немного за 40, супруга чуть моложе. Своих детей родить у них не получилось. На искусственное оплодотворение не пошли — не по душе. «Зачем, — говорят, — что-то выдумывать, заниматься противоестественными вещами, когда вот он, готовый маленький человек, страдает без семьи…»

   
   

Так созрело решение взять малыша из Дома ребёнка. Маленького — до полутора лет. Чтобы воспитать как должно.

– Мы, конечно, стеснялись. Не знали, куда обращаться! Сначала выспрашивали потихоньку о тех, кто уже усыновил детей. Смотрели по телевизору передачи на эту тему — особенно запомнился священник, который взял из детдома десятерых. И ещё нам повезло с одной знакомой: оформила приёмную семью и работает мамой, получая зарплату. Сходили к ней на разведку, разузнали — с чего начать, какие документы и как вообще к усыновлению подступиться. Она посоветовала начать с опекунства.

Не шарфик…

О.С.: – Сначала оформляли бумаги — список длинный. Справка с места работы, из ЖЭУ, об отсутствии судимости (делается в течение месяца), медкомиссия — одних анализов крови сдали по четыре! Спрашивается — зачем? А если у меня гемоглобин пониженный, ребёнка не дадут? Считаю, что много лишних бумаг. А на усыновление — ещё больше справок. Зачем? Если, допустим, ребёнок в семье под опекой уже несколько лет, а у меня анализы поменялись, его заберут?

 

 
Детям нужна забота. Фото И. Кравчука  

 После того как Степановы за три месяца собрали все бумаги, прошли обучение и необходимые тренинги у специалистов, они получили «допуск» на смотрины. В отделе опеки им показали личные дела с чёрно-белыми ксерокопиями фотографий новорождённых. Кстати, фото делают в роддоме и не меняют с возрастом.

О.С.: – Выбрать с ходу себе дитя непросто. Процедура смотрин тоже стрессовая: приводят только одного ребёнка, и мы сразу должны определиться — берём или нет. В первый раз был мальчик с чёрными узкими глазами, совершенно не похожий на нас, Смотрит на меня, а я понимаю, что его не хочу. Ну не по душе мне — это очень тяжело морально. Просим следующих смотрин. На что в отделе опеки следует реакция: «Вам не угодишь! Вы столько уже смотрели…». Но мы же не шарфик в магазине выбираем!

   
   
ЦИФРЫ
В Камчатском крае — 6 детских домов и 1 614 детей-сирот до 18 лет.
За 2012 г. в приёмные семьи устроено 112 детей, на сегодняшний день в приёмных семьях находятся 350 детей.
В региональном банке данных — 549 детей от 0 до 18 лет, предлагаемых для семейного устройства.

…В один из визитов Степановых медсестра из Дома ребёнка сказала, что у них есть четырёхмесячная девочка, которую непутёвая мамаша оставила в роддоме. А её брата уже усыновили иностранцы и увезли в Испанию.

А.С.: – А мы как раз хотели мальчика и девочку! Но сказали, что сразу двоих не дадут. Когда нам показали Таню — практически из-под полы — она запала в душу. Решение зрело неделю. А потом мы приехали и сказали: «Берём!»

…Таню они забирали с ноября по февраль. Когда, наконец, её «разрешили», девочке шёл восьмой месяц. Тогда по Дому ребёнка гуляла инфекция, и Танюшка лежала в больнице. Степановым предлагали ещё подождать, но они не стали медлить — забрали девочку прямо из палаты, всю синюю от уколов, исхудавшую, почему-то с содранными коленками и локтями, охрипшим голосом — она не могла уже кричать…

Быть в курсе

…А через два с половиной года у Степановых появился Димка, нагулянный своей мамкой, пока муж сидел в тюрьме.

А.С.: – На него мы делали такой запрос: мальчик в возрасте год-полтора. Конечно, тоже переживали: вдруг что не так? Но если решение принято — уже назад не отыграешь. А мысли — да, они въедливые, только допусти!

Лишние проблемы? Все проблемы в семьях — от недостатка любви. У знакомых был случай. Благополучная семья, а пацан стал воровать деньги. На них покупал конфеты и раздавал одноклассникам. Ребёнок хотел привлечь к себе внимание, которого ему не хватало дома… Поэтому главное — быть в курсе всех детских проблем. Когда жена лежала в больнице с аппендицитом, я был с малышами. Оказался в её шкуре и понял, как это важно: знать — отчего захныкал, что съел, как на горшок сходил…

– Папа! Мне Дима мешает на компьютере заниматься! — раздался девчоночий голос из соседней комнаты. Оттуда выбежал карапуз и вцепился в отцовскую штанину.

А.С.: – Такая шпана! Буду делать ему шведскую стенку, чтобы энергию выпускал, — Александр подхватывает двух-летнего непоседу на руки, целуя его в светлую макушку.

И этот поцелуй убедил меня во всём окончательно. Дети у Степановых — родные.

Отец Максим

 Молитва доходит до Бога

Отец Максим, настоятель прихода храма Серафима Саровского, г. Вилючинск:

– В православной России детских домов не было вообще! А отказ от рождённого ребёнка был просто немыслим.

Сейчас в нашем обществе, к сожалению, ситуация другая. Дети, оставленные в роддоме, отказные заявления — не такая уж редкость. Я считаю, что усыновление ребёнка можно считать настоящим христианским подвигом. У меня самого двое детей, и в моей жизни была ситуация, когда я столкнулся с брошенным ребёнком и задумался об усыновлении. Но пока я собирался с силами, мальчика усыновила другая семья.

Да, принять ребёнка, признать его своим — непросто. Но что касается генетики — на дурную наследственность удобно списать свою несостоятельность как родителя. А между тем гены определяют лишь 10 % в развитии личности, 50 % — воспитание. Остальные 40 — тайна! Люди все разные: другой скелет, другая кожа, кровь. Но любая кровь отступит перед цивилизацией! Европеец, воспитанный в Китае, будет и ходить, и думать по-китайски! Человек — продукт общества, его нравственных и других законов.

Ребёнок — прост, бескорыстен, незлоблив, его сердце открыто к духовной реальности. Его интеллект не отягощён глупостями, а совесть — грехом. Именно поэтому детская молитва проще доходит до Бога. В Евангелии есть слова: «Кто примет одно такое дитя во имя моё, тот меня принимает». И поэтому опека, приёмная ли семья или усыновление — дела богоугодные.

Марина Гончаренко

 МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Марина ГОНЧАРЕНКО, начальник отдела опеки и попечительства петропавловской администрации:

– Действительно, процедура усыновления небыстрая. Сбор документов может занять два месяца и более. Далее осуществляется подбор желаемого ребёнка в соответствии с действующим законодательством — в течение года. Последний этап — рассмотрение дела об усыновлении. Это происходит в судебном порядке, в закрытом заседании, где все участники процесса дают обязательство о неразглашении тайны усыновления.

А большой объём документов, требующихся от приёмных родителей, на мой взгляд, оправдан. Усыновление — шаг очень ответственный и важный и для взрослых, и для ребёнка: однажды он уже потерял своих родителей, и наша задача — избежать повторения ситуации. На моей памяти был случай, когда ребёнка вернули обратно в детдом: начался переходный возраст, и новые родители не справились с воспитанием подростка…

Ирина Андрюхиа

 МНЕНИЕ ВЛАСТИ

Ирина АНДРЮХИНА, заместитель министра образования Камчатского края, кандидат педагогических наук:

– Сегодня в крае 74 приёмных многодетных семей, в том числе и со своими детьми. В двух таких семьях — по 8 детей. Мы не ограничиваемся государственными постановлениями в вопросе усыновления, опеки и попечительства. В прошлом году, например, 1 июня организовали вечер встреч замещающих семей «Распахни своё сердце», этой осенью в третий раз пройдёт конференция замещающих семей по обмену опытом. В пятый раз проводим и конкурс «Лучший опекун».

А что касается иностранных усыновлений: мы работаем только с организациями, аккредитованными при Министерстве образования РФ, а практически — с одной из них, «Крейшер Джунс», из Испании. Для усыновления за границу мы предлагаем детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трёх лет. К сожалению, такие дети россиянами не востребованы. Ни одного случая плохого обращения с детьми за время сотрудничества зарегистрировано не было.

СПРАВКА

Информация об усыновлении детей размещена на сайте www.pkgo.ru (вкладка «Они Вас ждут»). Для получении консультаций граждане могут обратиться в отдел опеки и попечительства департамента соцразвития Петропавловск-Камчатского городского округа (ул. Ленинская, 14, каб. 238, 234, тел.: 235-220, 235-222).

Усыновители на Камчатке будут получать по 150 тысяч рублей >>