Сибирь и Дальний Восток называют кладовой России. Здесь сосредоточено почти 3/4 российских запасов полезных ископаемых. Здесь есть колоссальные гидроэнергетические ресурсы, позволяющие развивать энергоёмкие высокотехнологичные производства. Однако закопанные в земле богатства сами по себе не улучшают экономику страны, не увеличивают благосостояние её граждан. На сегодняшний день доля Сибири и Дальнего Востока в совокупном ВВП России — менее 15 %...
Первым делом — дороги…
До недавних пор федеральные власти уделяли нашему региону слишком мало внимания. И результаты такой политики не заставили себя долго ждать. Люди уезжали, предприятия, построенные в советское время, простаивали. Ситуация стала меняться лишь в последние годы. Правительство страны разработало федеральную целевую программу экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья. А в апреле 2012 года Владимир Путин заявил, что Сибирь и Дальний Восток являются ключевыми регионами государства.
«Нужно сделать так, чтобы темпы увеличения ВРП сибирских и дальневосточных регионов были выше роста общероссийского ВВП, и такая тенденция должна сохраняться как минимум 10–15 лет, — сказал Путин. — Конечно, будем добиваться, чтобы в дальневосточных и восточносибирских регионах наметился устойчивый прирост населения, а не отток, который до сих пор продолжается, хоть темпы снижаются, но отток, к сожалению, есть до сих пор. Нужно добиваться прироста населения...»
В конце апреля в прессе были опубликованы выдержки из законопроекта о развитии Сибири и Дальнего Востока, который регулировал создание одноимённой государственной компании, а в конце мая в правительстве появилась новая структура — Министерство развития Дальнего Востока. Эти публикации вызвали активную дискуссию в научных и политических кругах страны. Мнения высказывались самые разные. Но в целом эксперты сходились в том, что эффективная модель развития сможет превратить Восток России за 15–20 лет в одну из основных точек роста экономики государства, а валовой региональный продукт к 2030 году может вырасти в 3-4 раза. Однако одного Министерства здесь явно недостаточно — нужна вневедомственная межрегиональная структура, управляющая инвестиционными потоками и способствующая реализации конкретных проектов, способствующих комплексному социально-экономическому развитию регионов. Такой структурой может стать государственная компания.
Чем же конкретно она должна будет заниматься? По мнению председателя Комитета по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и гармонизации межнациональных отношений Законодательного собрания Камчатского края Бориса Чуева, в первую очередь нужно будет заняться развитием транспортной инфраструктуры.
«Если у нас будут проложены нормальные дороги к каждому населённому пункту, это позволит не только развивать экономику, но и качественно улучшить здравоохранение и образование, — считает Чуев. — Сегодня на Камчатке два основных вида транспорта – морской и воздушный. Один час полёта на Ми-8 стоит порядка 130 тысяч рублей. Перевозка одного килограмма груза морским транспортом обходится в 15 рублей. Естественно, это отражается на стоимости товаров. А в отдалённые районы мы завозим всё — от продуктов до стройматериалов и энергоресурсов. Если мы не решим транспортную проблему, сложно прогнозировать эффективное развитие Камчатки».
Как особо отметил Борис Чуев, федеральный центр должен уделять востоку России повышенное внимание, только в этом случае регион сможет стать локомотивом российской экономики.
Времени на раскачку нет
С Чуевым согласен депутат Камчатского заксобрания, председатель правления Ассоциации предприятий и предпринимателей Камчатки Рашид Шамоян.
— О том, что к северным территориям России необходим особый подход со стороны государства, мы ежегодно говорим на съезде предпринимателей Камчатского края, — отметил Рашид Фероевич. — Конечно, специальные программы развития, продуманные на перспективу, направленные на то, чтобы удержать население в наших регионах и создать благоприятные условия для жизни и работы, нужны. Но есть опасения о том, как пройдёт реализация этих программ? Например, много вопросов вызывает предложение о создании госкорпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока. С одной стороны, только в процессе эффективного государственно-частного партнёрства можно продвинуться вперед в развитии северных территорий. Но с другой – считаю не беспочвенным уже прозвучавшее от ряда экспертов мнение, что в рамках вновь созданной государственной структуры в регионе могут проявить себя факторы использования административного ресурса в интересах определённых предприятий. Здесь важно обойтись без перекосов и постараться учесть интересы всех участников процесса…
Добавим, что, по оценкам экспертов, уникальную возможность развития Востока России создаёт азиатский спрос на ресурсы. Конкуренция среди поставщиков на азиатских рынках высока. Наиболее активные игроки — это Австралия, Бразилия и ЮАР. Однако у ресурсов и продукции, произведённых в России, есть очевидное преимущество — географическая близость к рынкам сбыта. К примеру, если срок доставки грузов из Бразилии до Шанхая по морю составляет 35 дней, из Австралии — порядка 14 дней, то из порта Ванино — 4-5 дней, а по железной дороге из Иркутска через Монголию — менее двух дней. В то же время текущий цикл развития экономик азиатских стран не может длиться вечно — через 15–20 лет они перейдут в другую фазу, с существенно меньшим объёмом потребления ресурсов. Так что долго раскачиваться России нельзя. Время работает против нас…
Смотрите также:
- На Камчатке построят отели в национальном стиле для иностранных туристов →
- Сибирь и Дальний Восток: «забытый край» или «локомотив развития»? →
- Будущее Камчатки зависит от нас →