Ретрофотография сегодня набирает всё большую популярность. Нам, несмотря на цифровые технологии, нравится рассматривать характерно зернистые изображения.
От армейской романтики…
В мир профессиональной фотографии Юрий пришёл из Вооружённых Сил – отдав службе 18 лет, он решил обратиться к любимому с юности делу.
– От армейской романтики перешёл к романтике фотографии, – точно отмечает сам Юрий.
Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: Переход кажется довольно резким…
Юрий Смольницкий: Совсем нет. Фотографировать мне и в детстве, и во время учёбы в Военной академии нравилось – для себя, для друзей. А когда увольнялся из армии и решал, чем заниматься в дальнейшем, подумал, почему бы уже и не посвятить себя любимому делу.
Кстати, многие становятся профессиональными фотографами в зрелом возрасте, и это объяснимо. Чаще всего люди, уже набравшись весомого жизненного опыта, с помощью снимков показывают окружающим своё видение мира. Ведь, согласитесь, когда мы смотрим на профессиональные снимки, всегда чувствуем автора. Моё мнение – если фотография неинтересная, то и мир её автора, увы, скуден.
Я считаю невероятно важным вкладывать в свои работы определённый сюжет и посыл. Профессиональной фотографии нужно отдаваться всецело, это дело не должно служить человеку дополнительным заработком. А ведь у многих есть другая основная работа, но они фотографируют, не стесняясь брать за это деньги. То есть для них это не просто хобби. Я думаю, это неправильно. Настоящий профессиональный фотограф должен засыпать и просыпаться с мыслями о своих идеях и проектах, полностью отдаваться творчеству. А если человек работает, например, в офисе, искусство фотографии занимает лишь десять процентов его времени, а должно, минимум, семьдесят.
Деньги и мода - неуместны
– Юрий, вы занимаетесь редким фотографическим процессом – амбротипией. Результаты, бесспорно, впечатляющие, но достаточно ли этот изыск востребован?
– Всё дело в малой распространённости – немногие знают об амбротипии. Однако когда люди видят эти снимки, они остаются под большим впечатлением. Здесь, вообще, возможны только два варианта – человеку либо не понравится (сегодня глазу всё-таки привычнее модные картинки), либо тронет до глубины души. Люди, которых это заинтересовало, всегда хотят запечатлеть себя таким способом. Так что желающие есть.
Амбротипия станет более востребованной, если больше людей будет с ней знакомиться. Здесь на первый план выходят правила маркетинга. Но я не чувствую в этом особой потребности – сейчас мне не хочется стремительно пускать свою деятельность в массы. Амбротипия – душевная вещь, которая терпит к себе только осознанного подхода. Вопросы денег и моды здесь неуместны. Настоящее искусство, как и счастье – любит тишину. А для жизни я, естественно, и на «цифру» снимаю.
– А насколько коммерция совместима с искусством? Не заглушает творческий потенциал?
– Конечно, во время коммерческих съёмок какого-то великого смысла фотограф в работы не вкладывает, однако своё настроение, опыт и угол зрения присутствуют всегда. Такие снимки, конечно, нельзя считать предметами искусства, однако элементы авторства и частичку фотографа они отражают.
Я очень люблю снимать людей, потому что это сложно. Когда фотографирую человека, всегда стремлюсь показать его интересным, приятным, эмоциональным и излучающим что-то. Когда делаешь фотопортрет – важно работать с человеком психологически, вытаскивая из него отражение сущности. Но не менее важно, как выглядят люди в фоторепортажах. Правильный ракурс, нужный момент, поиском которого можно и необходимо заниматься долго. Показать человека в его действительности, сохранив его красоту – непростое дело, но увлекательное. Можно даже «охоту» за каким-нибудь персонажем устроить, если он кажется интересным.
Но и когда ты просто идёшь по улице, нужно смотреть на мир так, словно ищешь хороший кадр. Этим упражнением должен заниматься каждый профессиональный и уважающий себя фотограф. Только так можно научиться подмечать одновременно простые и удивительные вещи вокруг нас.
О чём кричать миру
– Сегодня достаточно популярен такой жанр плёночной фотографии, как ломография. Фотографы сознательно нарушают резкость кадров, правдоподобность цветопередачи. Как вы относитесь к подобным отступлениям от правил?
– Я всегда за творчество и считаю, что снять шедевр можно абсолютно любым способом – всё зависит от богатства внутреннего мира художника. С распространённым мнением о том, что и на «мыльницу» можно гениально снимать, абсолютно согласен. Средства съёмки вообще не имеют значения. Если говорить о ломографии – какой-то фотограф будет просто щёлкать всё подряд, не придавая своим действиям значения. Кто-то другой будет вкладывать в эту съёмку душу, сюжет, стремиться дарить художественный смысл даже простым вещам. И тогда его работы не будут пустыми.
Что касается правил – профессиональный фотограф однозначно должен их знать, чтобы грамотно прибегать к нарушениям. Сегодня в школах фотографий есть такая тенденция – сразу же учить студентов снимать ультрамодные работы – в современных студиях с идеальным светом, обработкой. Но ведь на самом деле сначала ученикам необходимо овладеть знанием классики. Здесь можно провести параллель с живописью – великие художники, становившиеся, например, импрессионистами или кубистами, искусно владели базовыми знаниями.
– Юрий, современные фотографы и художники часто говорят, что организовать собственную выставку за рубежом бывает проще, чем в России – меньше подводных камней, касающихся сроков, оплаты и залов. Вы тоже так считаете?
– Нет, у нас не сложнее. Человеку просто нужно серьёзно подойти к вопросу организации собственной выставки, изучить рынок, все возможные варианты и условия.
Однако помешать осуществить задуманное может кое-что другое. Адекватная самокритика. Мне, например, часто кажется, что нечего показать людям. Мы и у нас, и в других городах нередко наблюдаем выставки объективно не интересных работ. Хотя, это сугубо моё мнение, конечно. Просто я считаю, если ты выставляешься – значит, хочешь о чём-то прокричать миру.
У меня есть тысячи фотографий каких-то простых вещей, которые можно было бы тематически объединить и выставить. Но в чём смысл? Зачем это показывать? Мне хочется, чтобы работа задела зрителя. А если ты просто показываешь бабочку, цветочек, бухту или вулкан, то для чего ты это делаешь? Да, у нас красивая природа, но все ведь об этом знают, и она снята и переснята всеми уже множество раз. А искусство всегда должно нести что-то новое.