Умная машина. Наше будущее —за искусственным разумом?

«Кулибины» подрастают и на Камчатке. © / АиФ

Главной звездой недавно состоявшегося второго камчатского фестиваля «Робототехника» стал человекоподобный «NAO». Всё присутствовавшие сошлись в одном: этот робот — не только необычный и высокоинтеллектуальный, но и фотогеничный продукт нового тысячелетия.

   
   

Автономным искусственным разумом, разработанным французскими специалистами, легко управлял третьекурсник КамГУ им. Витуса Беринга Юрий Михайлов. Летняя сессия, работа на кафедре информатики, поиск сомнительных государственных закупок и противодействие коррупции в крае — вот лишь неполный перечень научной и общественной деятельности этого молодого человека. Но главными его увлечениями остаются компьютеры и робототехника.

Он умеет это

– Многие родители очень обеспокоены тем, что их дети «торчат» за компьютером, а меня папа сам усаживал за умную машину, — рассказывает о своём детстве Юрий. — Во время прогулок устные задачки решали, дома — азам программирования учились. Поэтому уже в старших классах школы сомнений не было: готовился поступать только на физмат. Сейчас учусь на специальности «Прикладная информатика в экономике» и в шутку называю себя «недоэкономистом». Главной моей страстью по-прежнему остаются компьютеры.

Ульяна Бакуменко, kamchatka.aif.ru: И роботы?

Юрий Михайлов: И роботы. До поступления в университет я и знать ничего не знал об образовательной робототехнике, но, уже став первокурсником, удачно попал в компанию увлечённых этой деятельностью ребят. И заразился от них роботоманией. Доцент нашей кафедры Александр Евгеньевич Рязанцев доверил мне изучать возможности французского робота «NAO», я получаю огромное удовольствие от этой работы, постоянно открываю для себя что-то новое. Так здорово удивляться: «О, он умеет это делать! А ещё и вот это!».

– Что, например?

– В этом роботе встроены системы датчиков равновесия, распознавания цветов, человеческого голоса. То есть я могу стоять в толпе говорящих людей, но «NAO» услышит именно мой голос и выполнит только мою команду. На прошедшем фестивале «Робототехника» он покорил зрителей своим зажигательным танцем.

   
   
Фото: АиФ

– На Всероссийскую выставку «Научно-техническое творчество молодёжи», где ты стал лауреатом, тоже ездил с этим роботом?

– Да, я представлял проект «Робототерапия». Он разработан для того, чтобы помочь социализироваться детям, страдающим начальной стадией аутизма. Как известно, малыши с аутизмом очень сложно идут на контакт с чужими людьми, и нередко все попытки психологов провести с ними занятие разбиваются о стену молчания. А вот с ярким роботом дети смогут поиграть, а он, в свою очередь — научить их чему-то полезному. Например, выучить песенку или провести утреннюю зарядку. Я надеюсь, что дети не испугаются «NAO», и он будет выступать своеобразным посредником между психологом и ребёнком. Методику занятий разработаем совместно с сотрудниками Камчатского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Надеюсь, что способности робота оценят родители детей-аутят.

Куча-мала интеллекта

– Чему ещё могут сегодня удивить роботы?

– Умные машины успешно справляются с задачами, многие из которых ещё пять лет назад могли выполнять только люди. Например, обезвреживать динамитную шашку — видел я такого робота на «Робомехе» в Хабаровске. Или в Москву ребята привезли компьютер размером с телефон, который может выступать и как игровая приставка, и в виртуальную реальность с помощью него можно погружаться. Ещё понравился робот-автотренажёр, который полностью имитирует движение на машине по трассе. Если установить такой в каждой российской автошколе, то ученики гораздо быстрее смогут освоить навыки вождения.

Фото: АиФ

– Можно сказать, что в нашей стране уделяют достаточно внимания развитию образовательной робототехники?

– Конечно, не столько, сколько в высокотехнологических странах — Японии, Китае, Южной Корее. Но определённую нишу российские робототехники в этой области уже заняли. Умных людей-то много, да и идей у нас хватает. Другая проблема — всё упирается в ресурсы. Например, на базе нашего университета два «NAO» и восемь маленьких роботов — с ними школьники занимаются. В других учебных заведениях и этого нет. Нам повезло, что и руководство вуза нацелено на развитие робототехники, и Александр Рязанцев радеет за это дело всей душой.

Есть ещё одна сложность — не хватает педагогических кадров. Всё-таки это направление довольно новое. Пожилым сложно конкурировать с молодёжью, а молодые — парадокс — не хотят этим заниматься. Хотя интерес у детей есть — в прошедшем недавно фестивале двенадцатилетние мальчишки участвовали со своими изобретениями. Им повезло — у них есть заинтересованные педагоги, которые смогли увлечь ребят удивительными возможностями искусственного разума.

– Ты ведь тоже проводишь со школьниками занятия по робототехнике?

– Да, в компанию нашего выездного лагеря «Информатик» хотят попасть многие ребята. Раз в год мы собираемся в одном из посёлков Камчатки, каждый студент набирает себе команду из двух-трёх школьников и обучает их основам программирования, электроники, конструирования. Всё это тренирует память, внимание, логику, и ребята загораются идеей поступить на физико-математические факультет.

Фото: АиФ

В конце выездной смены мы устраиваем фестиваль, на котором ребята показывают — чему научились за время лагеря. Приглашаем на мероприятие родителей, своих педагогов. Очень люблю эти дни, потому что можно пообщаться с подрастающими кулибиными — у них много интересных и свежих идей. Да и просто весело проводим время и в конце смены немного дурачимся. В прошлый раз, например, устраивали массовую битву роботов, и ребята визжали от восторга, глядя на эту сражающуюся кучу-малу.

Программа для чиновников

– Юра, ты ведь не только предводитель искусственного интеллекта, но и гроза недобросовестных чиновников…

– Да, приходится иногда «программировать» и чиновников — на прозрачную деятельность (смеётся). Я принимаю активное участие в проекте Общероссийского народного фронта «За честные закупки». Мы с коллегами выявляем и обнародуем факты неэффективного использования бюджетных средств в сфере госзакупок и закупок госкомпаний. Как вам, например, выделение «Камчатгазпромом» более чем миллиона рублей на уход за горшечными растениями? Или закупка одного из наших солидных силовых ведомств почти на миллион рублей для приобретения печенья для сотрудников? По-моему, всё это более чем сомнительно. И расточительство чистой воды.

Кроме того, являюсь заместителем руководителя регионального подразделения Фонда противодействия коррупции «Студенты против коррупции». Я лично — против. Поэтому и включился в борьбу.

– Получается всё успевать? Сейчас ведь сессия в разгаре…

– Честно — выдохнуть иногда некогда. Но мне нравится это бесконечное движение. Не помню, когда в последний раз в компьютерную игру играл, даже на смартфоне нет ни одной. Батарейку они быстро «съедают», а для меня гораздо важнее всегда быть на связи.

Досье
Юрий МИХАЙЛОВ. Родился 24 октября 1995 г. во Владивостоке. В детстве переехал на Камчатку с родителями. Студент КамГУ им. Витуса Беринга, лауреат Всероссийской выставки «Научно-техническое творчество молодёжи», член регионального отделения Общероссийского народного фронта, заместитель руководителя регионального подразделения Фонда противодействия коррупции «Студенты против коррупции».

Смотрите также: