Главной звездой недавно состоявшегося второго камчатского фестиваля «Робототехника» стал человекоподобный «NAO». Всё присутствовавшие сошлись в одном: этот робот — не только необычный и высокоинтеллектуальный, но и фотогеничный продукт нового тысячелетия.
Автономным искусственным разумом, разработанным французскими специалистами, легко управлял третьекурсник КамГУ им. Витуса Беринга Юрий Михайлов. Летняя сессия, работа на кафедре информатики, поиск сомнительных государственных закупок и противодействие коррупции в крае — вот лишь неполный перечень научной и общественной деятельности этого молодого человека. Но главными его увлечениями остаются компьютеры и робототехника.
Он умеет это
Ульяна Бакуменко, kamchatka.aif.ru: И роботы?
Юрий Михайлов: И роботы. До поступления в университет я и знать ничего не знал об образовательной робототехнике, но, уже став первокурсником, удачно попал в компанию увлечённых этой деятельностью ребят. И заразился от них роботоманией. Доцент нашей кафедры Александр Евгеньевич Рязанцев доверил мне изучать возможности французского робота «NAO», я получаю огромное удовольствие от этой работы, постоянно открываю для себя что-то новое. Так здорово удивляться: «О, он умеет это делать! А ещё и вот это!».
– Что, например?
– В этом роботе встроены системы датчиков равновесия, распознавания цветов, человеческого голоса. То есть я могу стоять в толпе говорящих людей, но «NAO» услышит именно мой голос и выполнит только мою команду. На прошедшем фестивале «Робототехника» он покорил зрителей своим зажигательным танцем.
– На Всероссийскую выставку «Научно-техническое творчество молодёжи», где ты стал лауреатом, тоже ездил с этим роботом?
Куча-мала интеллекта
– Чему ещё могут сегодня удивить роботы?
– Умные машины успешно справляются с задачами, многие из которых ещё пять лет назад могли выполнять только люди. Например, обезвреживать динамитную шашку — видел я такого робота на «Робомехе» в Хабаровске. Или в Москву ребята привезли компьютер размером с телефон, который может выступать и как игровая приставка, и в виртуальную реальность с помощью него можно погружаться. Ещё понравился робот-автотренажёр, который полностью имитирует движение на машине по трассе. Если установить такой в каждой российской автошколе, то ученики гораздо быстрее смогут освоить навыки вождения.
– Можно сказать, что в нашей стране уделяют достаточно внимания развитию образовательной робототехники?
– Конечно, не столько, сколько в высокотехнологических странах — Японии, Китае, Южной Корее. Но определённую нишу российские робототехники в этой области уже заняли. Умных людей-то много, да и идей у нас хватает. Другая проблема — всё упирается в ресурсы. Например, на базе нашего университета два «NAO» и восемь маленьких роботов — с ними школьники занимаются. В других учебных заведениях и этого нет. Нам повезло, что и руководство вуза нацелено на развитие робототехники, и Александр Рязанцев радеет за это дело всей душой.
Есть ещё одна сложность — не хватает педагогических кадров. Всё-таки это направление довольно новое. Пожилым сложно конкурировать с молодёжью, а молодые — парадокс — не хотят этим заниматься. Хотя интерес у детей есть — в прошедшем недавно фестивале двенадцатилетние мальчишки участвовали со своими изобретениями. Им повезло — у них есть заинтересованные педагоги, которые смогли увлечь ребят удивительными возможностями искусственного разума.
– Ты ведь тоже проводишь со школьниками занятия по робототехнике?
– Да, в компанию нашего выездного лагеря «Информатик» хотят попасть многие ребята. Раз в год мы собираемся в одном из посёлков Камчатки, каждый студент набирает себе команду из двух-трёх школьников и обучает их основам программирования, электроники, конструирования. Всё это тренирует память, внимание, логику, и ребята загораются идеей поступить на физико-математические факультет.
В конце выездной смены мы устраиваем фестиваль, на котором ребята показывают — чему научились за время лагеря. Приглашаем на мероприятие родителей, своих педагогов. Очень люблю эти дни, потому что можно пообщаться с подрастающими кулибиными — у них много интересных и свежих идей. Да и просто весело проводим время и в конце смены немного дурачимся. В прошлый раз, например, устраивали массовую битву роботов, и ребята визжали от восторга, глядя на эту сражающуюся кучу-малу.
Программа для чиновников
– Юра, ты ведь не только предводитель искусственного интеллекта, но и гроза недобросовестных чиновников…
Кроме того, являюсь заместителем руководителя регионального подразделения Фонда противодействия коррупции «Студенты против коррупции». Я лично — против. Поэтому и включился в борьбу.
– Получается всё успевать? Сейчас ведь сессия в разгаре…
– Честно — выдохнуть иногда некогда. Но мне нравится это бесконечное движение. Не помню, когда в последний раз в компьютерную игру играл, даже на смартфоне нет ни одной. Батарейку они быстро «съедают», а для меня гораздо важнее всегда быть на связи.
Смотрите также:
- Швейцария директора Лабунской, или Как научить детей летать и приземляться →
- Формула счастливого будущего. Кем мечтают стать выпускники школ →
- Искусственный разум. Что в «голове» у машины? →