Приближается женский праздник. Более 100 лет стремления к равноправию полов принесло немало результатов, и, как минимум, распределением домашних обязанностей сегодня никого не напугаешь. А вот строгое разделение мира на мужское и женское, наоборот, может удивить.
В Олюторском районе есть село с богатой самобытной историей – Ачайваям. К сожалению, времени и обстоятельствам свойственно стирать из памяти когда-то нерушимые традиции, но всегда есть и люди, всеми силами стремящиеся сохранить культурное наследие. О быте и нравах коренных малочисленных народов и их жизни в современном мире рассказала уроженка Ачайваяма, чукчанка, хранительница и знаток родной культуры Юлия Обертынская.
Звёздная ночь в снегу
– Я – рождённая в яранге (традиционное жилище чукчей и некоторых других северных народов – Прим. ред.) и очень любознательна с самых ранних лет, поэтому хорошо знаю наш быт, культуру, обычаи и нравы.
Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: Юлия Алексеевна, уже на нескольких праздничных площадках вы исполнили авторский танец с копьём. Выглядит захватывающе. Как придумали номер?
Мой новый номер – это родовой танец с копьём, передающийся из поколения в поколение. Потому что я – представительница воинственного племени. Помню, как такой танец исполняла моя тётя. А в этом номере я рассказываю целую историю, связанную с оленями – святыми животными для нас, дарящими и пищу, и одежду, и жилище.
– То есть, вас с детства воспитывали как представительницу воинственного племени.
– Да. И наш народ, не скрою, жестокий, просто потому, что иначе невозможно. Если вдруг терялся табун, мужчина мог отправиться на поиски оленей и пропасть на три-четыре дня без еды и воды. И без жестокости к себе и другим это было бы невозможно. Это жизнь по законам тундры, от которой не уйдёшь.
Вообще, тема воспитания является одной из самых любимых для меня, ведь с ней связано много интересного. Скажем, когда женщина беременна, кто-то из её родственников или соседей обязательно видит сон о том, как давно ушедший из жизни человек навещает ярангу. Это означает, что новорождённый получит душу этого покойного. Согласно поверьям, каждая душа может переродиться таким образом не больше пяти раз.
Новорождённого кормят материнским молоком до тех пор, пока он сам не откажется. Более того, до семи лет ему разрешают вести себя как угодно, объясняя только истины о том, что нельзя брать чужое и так далее. Это считается личным отрезком времени, отведённым человеку – и если он хочет играть всю ночь, значит, может это делать. Уже после этого периода начинается жёсткое воспитание. Я очень хорошо это знаю, потому что прошла через эту жизнь.
– Можете поделиться каким-нибудь воспоминанием?
– Да, всё взросление хорошо помню. Вы только представьте, как на замёрзшей земле при температуре до минус 40 в юрте лежат берёзовые веточки, а сверху постелены две шкуры, на которых голенький ребёнок. Вот такими мы были закалёнными, связанными с природой. Но всё шло только на пользу.
Помню, как во время кочёвок мы в детстве с братом отстали от взрослых, но совсем не испугались. Ночью вырыли снег и расположились, любуясь звёздами, а на третий день догнали своих. Мы – дети тундры, и даже родители о нас не волновались, потому что правильно воспитали.
Северный этикет
Юлия Обертынская – правнучка великого шамана, в переводе с чукотского языка – волшебника. О приметах, поведении и предвещаниях погоды чукчанка знает не понаслышке.
– Чукчи хорошо знают влияние природы на нас, могут определить, какой будет зима, глядя на растения, направление ветра и облака. И замечательно, когда это познаёт ребёнок. Также мы всегда наблюдали за животными – ведь они всегда чувствуют, как меняется погода.
Мы с уважением относимся к огню и воде – это наша жизнь. Всё, что есть: ты, я, вселенная, маленькая букашка – это мир. А люди привыкли сегодня бегать и суетиться, не обращая внимания на важное. Нужно стараться жить, а не существовать. И в нас это воспитали, мы научились обращать внимание на важное. Законы жизни у чукчей диктовали абсолютное понимание жизни – даже этикет поведения женщин и мужчин в яранге очень строгий.
– Что именно диктует этот этикет?
– Всё. Как должны сидеть хозяин и его жена, где должны быть дети, как приветствовать гостя. Мужчины в нашей культуре подобны османам. Он в нашей культуре всегда считался лучше женщины. Воин, хозяин, умелец. А женщина-то что…
О разводах никогда и речи быть не могло. Только если вдруг у женщины возникает желание сбежать с любовником или к родителям, она может попробовать рискнуть, понимая, что это опасно для её жизни. Если она не успеет, то пиши пропало.
Всё это, опять же, закладывается с детства. Мне, например, мать всегда говорила: «Никогда не иди против своего зятя, а будь, наоборот, на его стороне. Относись к нему так хорошо, чтобы он тебя уважал. Тогда и у молодых проблем не будет». Но мужчин, в свою очередь, воспитывают хорошие жёны.
– Как стать хорошей чукотской женой?
– Кстати, об этом я говорила со многими музейными работниками. Что, по вашему мнению, самое главное в кухлянке? Не бисер и не меха, как можно подумать. Шов. Такой маленький, красивый и аккуратный. Мужчина посмотрит на женщину в кухлянке и сразу всё о ней поймёт. Ведь аккуратность необходима буквально во всём – в жизни, в деле, в работе, в мышлении.
Если же шов грубый – значит, и женщина ленивая. Не сможет аккуратно посмотреть, сказать, сделать. И нечего с ней дела иметь.
– А вы считаете, что женщины лучше мужчин?
– Если честно, в моём сознании такое разделение осталось. Я сама во многом похожа на мужчину, у меня даже внешность такая. Так сложилось, что с детства мне приходилось выполнять много мужской работы. Хотя есть во мне и женственность, правил я придерживаюсь.
Я уже в годах, и давно обратила внимание на то, что со временем женщины стали сильнее. И это, я считаю, неправильно. Мужчина должен чувствовать себя главным, а не подавленным.
Забытые правила
– Юлия Алексеевна, неужели в наше время вы всё ещё придерживаетесь этих традиций?
– Мы с семьёй переехали в Петропавловск-Камчатский, поэтому, конечно, многое изменилось. Когда я в яранге – соблюдаю все правила. Мне жаль, что молодёжь их не знает.
Моё родное племя… Не знаю, сколько нас осталось. Знаете, когда народность пропадает, это, конечно, очень горько. Проходят тысячелетия, и мы становимся совсем другими – кто знает, что будет через пятьдесят тысяч лет. Но самое обидное – оставаться одним из последних представителей своей народности. Вот так посмотришь на чукчей и думаешь, да что с них взять, одни бичи и разбойники. Но мои предки столько знали, что современным людям и не снилось.
Я, например, и сегодня придерживаюсь ритуалов, когда это необходимо, и буду делать это, пока жива. Потому что земля меня никогда не отпустит. Та, на которой из поколения в поколение жили мои сородичи. Моя душа там.