На Камчатке прошёл фестиваль казачьей культуры, посвящённый 25-летию возрождения казачества в крае и 100-летию Камчатской православной епархии.
Накануне памятной даты корреспондент «АиФ-Камчатка» встретился с атаманом Северо-Восточного союза казаков Отдельного Северо-Восточного казачьего округа Николаем Бянкиным.
Передовой отряд
Татьяна Боева, kamchatka.aif.ru: Николай Васильевич, кто такие казаки?
Николай Бянкин: Казак всегда был, есть и будет воином. А казаки — это передовой отряд русского народа.
– Какова история вашего казачьего рода?
В этом музее есть данные и о моём деде, и об отце. Дед погиб на войне, и отец, потомственный казак, тоже воевал снайпером, потом служил в ракетных войсках стратегического назначения. Умер он от рака крови, в результате облучения…
И у меня потребность воевать, видимо, генетическая — не вытравишь. Знаете, есть такое высказывание: мужчина остаётся мужчиной, пока он играет в войну. А я воин с детства! Ведь быть воином — главная задача казака. В казачьих станицах сначала обучали ребёнка кулачному бою, умению стрелять из рогатки, метать камни из пращи, пользуясь поясным ремнём. А также песням и пляскам. Да, не удивляйтесь! Ведь в танцах человек учится владеть своим телом. Деды рассказывали о боевых походах и подвигах предков, и это была система патриотического воспитания, гордости за свой род.
Коренная вера
– Кстати о родстве. В казаки принимают только русских и православных?
– Вовсе нет. Например, у меня по материнской линии — тунгусы и буряты. А по материнской линии жены — ительмены. Потому что казаки брали в жёны местных девушек, когда бывали в походах. Вот кто такие камчадалы? Это камчатские казаки! У нас родство считается по отцу и национальность тоже. На Камчатку казаки пришли в 1697 году с Атласовым в составе воинских отрядов. И сегодня, если поднять эти исторические списки — фамилии атласовских казаков живут до сих пор: их носят ительмены и коряки. Поэтому вопрос национальности у нас не стоит.
На Камчатку веру кто принёс? Казаки! Атаман и молитву произнесёт, и благословит, и поминальную службу проведёт: священников-то не было раньше — первый священнослужитель пришёл на полуостров только со вторым походом Атласова.
А когда казаки оседали на новой земле, она становилась им родной. Ведь там, где ты пролил кровь и родил детей, — уже твоя родина. Куда я уйду, если у меня здесь внуки? Государство российское в царские времена мудро поступило: за службу наделяло казака землёй в пожизненное пользование. С правом передачи по наследству, но без права продажи. И от земли своей, дома и семьи казак уже никуда не уходил.
– Как обстоят дела с камчатским казачеством сегодня?
Здесь, на Камчатке, пограничный район. И в мирное время — всё мирно. А если война? Казак 25 лет служит, и его шашка всегда наготове. У нас, если звучит команда «Сполох», казак в течение часа должен быть в месте приписки. Мы — владеющие всеми элементами боя обученные воины, у которых за спиной дом с женой, детьми и внуками. И если враг пройдёт, он войдёт в мой дом. Не пущу! Вот в чём сила казачества! В системе казачьих войск, стальном поясе границ России.
Поэтому мы добиваемся, кроме земли, возвращения казачеству статуса войска. И финансовой поддержки. Почему, например, не дать казаку беспроцентную ссуду на обустройство хозяйства на 25 лет? Ведь мы говорим о приграничном народе! Казак — самый надёжный воин в смысле охраны и защиты при внезапном нападении. Мы — не конкуренты армии, а территориальные войска, и на их численность армия может быть уменьшена. При этом мы сами себя и кормим, и поим.
По моему глубокому убеждению, для того, чтобы граница была неприкосновенна, на ней должны проживать казаки, стоять казачьи войска! Посмотрите: в России живут меньше 200 миллионов человек, в Китае — несколько миллиардов, а территория там меньше! Япония перенаселена, Европа тоже. На наш Дальний Восток и Сибирь у всех давно глаза горят! А ведь казак принимает на себя обязательство землю свою, Отечество защищать. Но нам нужна поддержка государства!
Право на выбор
– Расскажите о становлении современного казачества на Камчатке.
– Мы решили возрождать казачье движение и традиции в1989 году. Зарегистрировались как Камчатский отдел Союза сибирских казаков в 1991 году. И стали объезжать районы полуострова, собирать потомков казачьих войск на Камчатке. 4 апреля 1992 собрали первый Большой Круг в Доме офицеров Советской армии. На нём было уже 100 с лишним выборных делегатов со всей Камчатки. Большинством голосов я был избран атаманом. В 90-е годы создали систему охранных казачьих предприятий, лицензированный центр подготовки охранников-телохранителей, ассоциацию казачьих, крестьянских, фермерских хозяйств. Открыли Камчатское казачье училище в Сосновке, на базе СПТУ-10, где учились казачата от 15 до 18 лет. Просуществовало оно три года, но власти выпуск сделать не дали, закрыли — испугались оказачивания Камчатки.
7 декабря 1996 года мы провели Круг и вошли в государственный реестр казачьих обществ РФ. Был создан Отдельный Камчатский казачий округ. Распоряжением Главного управления казачьих войск при Президенте РФ округ был включён в состав Уссурийского казачьего войска.
Сейчас казаков — около полутора тысяч только в Петропавловске. И это — без семей! Основная масса — военнослужащие, сотрудники внутренних войск, моряки, рыбаки. Наше движение расширяется, но развитие сдерживает статус общественной организации и ворох бумаг ненужной отчётности!
– Чем занимаются казаки?
Но… на сегодняшний день все мы варимся в своём соку, потому что нет механизма реализации существующей нормативно-правовой базы казачества.
Мы хотим быть передовым отрядом великого народа в великой стране. И надеемся, так и будет! Хотя сегодня по-настоящему быть казаком трудно.
Смотрите также:
- Уссурийские казаки провели Большой круг на Камчатке →
- Казаки бьются за "государеву службу" →
- Пела морзянка под вой снарядов →