И жизнь, и слёзы, и любовь первой классной мамы

«Нужно идти в ногу со временем...» © / АиФ

«Ты — чужая мама! — выпалил ей однажды родной сын сгоряча, — потому что всё время с другими детьми!». Женщина горько вздыхает, вспоминая: «Ну что же делать, если я так люблю свою работу? Очень люблю!» — и на её глаза наворачиваются слёзы.    
   

Школа для неё — всё. Вторая семья, второй дом, работа, увлечение и хобби. Здесь она и с мужем познакомилась — учились вместе. В эту же родную школу вернулась молодым специалистом после окончания педучилища. 1 сентября 2015 года учительница начальных классов Наталья Смирнова снова приняла больше 20 первоклашек, уже в одиннадцатый раз. И среди них дети и внуки бывших выпускников родной школы…

Театральный дебют

Учебное заведение, в которое так влюблена Наталья Александровна, — самая отдалённая в Петропавловске средняя школа № 17, что в районе Завойко. Серое здание с облупленным фасадом поразило огромным просторным холлом и… лужей на полу прямо в его центре. Оказалось, крыша течёт. И это несмотря на то, что в прошлом году её перекрывали.

Но разговаривали мы с ясноглазой учительницей, просто лучащейся доброжелательностью, совсем о других материях. Да-да, о разумном, добром и вечном.

…Организаторскими способностями и недюжинной энергией юная Наташа отличалась с детства. Она была вожатой у октябрят и пионеров, председателем Совета дружины, затем секретарём комсомольской организации, обожала заниматься с малышами и всегда помогала учителям.

В 8 классе активистку-комсомолку отправили в «Орлёнок». И там судьба Наташи могла повернуть совсем в другую сторону. Она участвовала в спектакле «Мистер Твистер миллионер», где играла дочку олигарха, Капу. Юную актрису заметила группа москвичей из Щукинского театрального училища. По окончании спектакля Наташе вручили письменное приглашение после школы приезжать поступать в Москву. Но родители творческий пыл дочери остудили: никакой столицы! Учиться? На здоровье! Но только дома!

Так Наталья стала учительницей. Причём в педучилище, на школьно-пионерское отделение, её приняли сразу на второй курс благодаря блестящей характеристике и отличным оценкам в аттестате. А артистические способности самым удивительным образом проявились через годы, но… теперь уже у внучки заслуженной учительницы.

   
   
В этом году Наталья Александровна стала мамой 20 первоклашек, уже в одиннадцатый раз. Фото: АиФ/ Дарья Антонычева

Позиция у доски

– Мне всегда очень нравилось учиться! — с увлечением рассказывает Наталья Александровна, сидя за своим широким и удобным столом — его сделали по специальному заказу благодарные родители. — Представляете, я и сама в первый класс пошла в этой школе, и практику здесь проходила, и теперь сама преподаю. И лучше этой работы ничего не знаю! А мой первый классный руководитель, Валентина Евгеньевна Доценко, сейчас директор школы.

У меня даже муж секретарь: помогает и писать, и печатать, и на компьютере данные обрабатывать. 12 сентября 35 лет будет, как он меня терпит такую. Я его из армии ждала три года, дождалась, и мы сразу поженились. А дети каждый год меня «увольняют»: «Мама, уходи с работы, занимайся с внуками!». Но я живу школой, не могу без неё!

– За годы работы у вас наверняка сложилась собственная система преподавания. Поделитесь её секретами?

Кстати
В этом году Камчатский педагогический университет окончили трое бывших выпускников Натальи Смирновой.
– Учили меня педагоги старой закалки — я до сих пор пользуюсь многими элементами их методик, которые никакие новации не заменят! Моя позиция — больше писать! Старательно, красиво и грамотно. С навыками письма, давно доказано, связано развитие мыслительной деятельности. Вот сейчас ждём комплект компьютеров для каждого ученика на стол. Это хорошо! Но, когда я открываю тетрадь и вижу, что за весь урок русского языка написано всего три строчки, становится не по себе. На кнопки они дома понажимают! А на уроке — писать! Рукой! И в тетради, и на доске, выводя каждую буковку — я требую этого от всех детей!

Родители сами разлиновали мне доску — сейчас ведь новые доски гладкие приходят. А у меня и старая есть, деревянная, в клеточку. Дети её очень любят и сами просят мелом на ней писать. Доске этой уже 20 лет, от неё тепло идёт, когда подходишь. Реликвия!

Конечно, нужно идти в ногу со временем. Но и старого, проверенного, забывать не надо. Вот представьте, если свет выключат — что тогда делать с интерактивными досками? Весь учебный процесс полетит…

Вспоминаю слова моего первого директора Любови Николаевны Сахаровой: «Лучше мела, тряпки и доски нет, и ничего не будет!». Я и старые учебники не выбрасываю — в них много полезного, очень продуманные, интересные задания. И перфокарты цветные бумажные храню для разнообразия — дети любят с ними заниматься.

Прогресс и метод тыка

– Дети за это время сильно изменились?

– Разница, конечно, есть. Дети стали другие! Помню, когда я начинала свою «карьеру» в 1981 году, у нас было 6 первых классов, и в моём сидели 38 учеников! Тогда пять-шесть из них не слушали урок, а сейчас наоборот — только пять слушают! Сложив ручки, как раньше, не сидят. У современных детей даже взгляд другой — несмышлёныши остались в прошлом! Более продвинутые, умненькие, раскованные. Как бы это точнее выразить? Вольные! Уверенные в своих правах, свободно ориентируются в окружающей среде. У меня внучка в три с половиной года в смартфоне разбирается лучше, чем я!

Современные дети более продвинутые. Фото: АиФ/ Дарья Антонычева

И даже в многодетных и малообеспеченных семьях дети более развиты, чем раньше. И сейчас внедряются новые программы, ЕГЭ будет уже в 4-м классе. Теперь для первого класса готовлю элементы тестовых заданий.

– Вы считаете это прогрессивным нововведением?

– Честно говоря, я противница такой перемены. Посмотрите, что получается — выбор методом тыка? Но ведь ответ может быть случайным! Дети перестают думать, вот что самое опасное. Я уверена, для проверки знаний нужно выбирать такие работы, которые заставляют размышлять: обучающие сочинения, логические задачи, геометрические ребусы, развивающие мышление. Или, например, проектная деятельность по «Окружающему миру» — новая, очень прогрессивная методика. Дети сами выдвигают тему, добывают исследовательский материал из разных источников, приносят атласы и энциклопедии толстые из домашних библиотек — оказывается, в наше время такие ещё остались! У ребят глаза горят!

Это — моя педагогика!

– Сейчас общество достаточно разобщённое, делится на бедных и богатых и каждый сам по себе. В классе эта особенность прослеживается?

– Нет! Мы в классе очень дружны, у нас нет разделения по имущественному признаку, и это — моя педагогика! Иной раз смотришь, в коридоре упал ребёнок из младших классов, и никто из старших не поможет, равнодушно идут мимо. Но моего класса это не касается! Мы — один за всех и все за одного, я сознательно культивирую сплочённость и взаимную поддержку. Очень много времени с детьми провожу, ходим летом в походы, зимой — на лыжах. На каникулах часто играем в коллективные игры: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес». Я у них — Якубович! Придумываю интересные задания. Родители сделали для нас круг с секторами, всё как положено, есть и сектор «Приз», и две шкатулки. В шкатулки я кладу вместо денег шоколадные медали. Дети в восторге, они прямо ждут каникул, чтобы провести это «Поле чудес»!

Дни рождения детей отмечаем день в день. Родительский комитет собирает деньги на подарки. И знаете, что интересно? Подарки закупаем всем одинаковые, и дети знают, что им подарят. Но всё равно ждут и очень радуются!

У нас целый ритуал разработан: ставим стульчик для именинника перед доской, дарим подарок и каждый, кто хочет, говорит свои пожелания. Получается очень трогательно, иногда — неожиданно. Например, были такие: «Удачно выйти замуж!», «Быть независимым в этом мире!», «Чтобы денег побольше!» — а на моё удивление в ответ — «Да, Наталья Александровна, от этого многое зависит!». А после именинник угощает всех конфетами, которые приносит его мама.

И это очень важно — воспитать доброту, отзывчивость, дружбу. От классного руководителя многое зависит! Мы даём основу, базу общения. Тепло отношений я считаю не менее важным, чем знание программы. А может быть, и более…

– Вы очень молодо выглядите. Это от общения с детьми?

– У меня как-то сын спросил: «Мам, а ты чувствуешь свой возраст?». Я задумалась. С моими учениками вместе скачешь, играешь, кипишь в одном котле. Однажды смотрю, Оксана из моего первого выпуска, которая работает у нас в гардеробе, пинетки вяжет. Кому, спрашиваю? «Внуку! Я скоро бабушкой стану!». Я и обомлела. Это если она, моя первоклассница, уже бабушка, то я тогда кто?

Так что стареть мне некогда! Где-то лет в 35 мой возраст остановился. На столько себя и чувствую.

Досье
Наталья Александровна СМИРНОВА. Родилась 23 июля 1961 года в г. Совгавань Хабаровского края. На Камчатку приехала вместе с родителями в 1963 году. Окончила 17-ю школу в Завойко, Камчатское педагогическое училище. Награждена знаком «Почётный работник общего образования Российской федерации». Младшая сестра тоже учительница начальных классов. Два сына, шестеро внуков.