Дорога к безопасности. Почему водителю-спасателю некогда бояться?

Водитель-спасатель в ответе и за команду, и за случайных людей, которые встречаются на пути. © / ГУ МЧС по Камчатскому краю

Мы знаем много историй о подвигах сотрудников МЧС, но редко задумываемся о том, как много людей стоит за успехами и достижениями спасательной службы. Благополучный результат всегда напрямую связан с профессиональной и слаженной работой всех служб министерства по чрезвычайным ситуациям.

   
   

В конце октября в Камчатском спасательном центре МЧС России прошёл конкурс профессионального мастерства среди водителей подразделения. В соревнованиях участвовали 20 сотрудников, демонстрируя свои теоретические знания и практические навыки. Конкурс помог не только выявить самых быстрых и ловких водителей, но и проверить общий уровень подготовки к чрезвычайным ситуациям работников спасательной службы.

В командном зачёте в лидеры выбились водители первой спасательной роты. О конкурсных испытаниях и нюансах своей профессии журналисту «АиФ-Камчатка» рассказал один из победителей соревнований, водитель-спасатель отделения поиска пострадавших Максим Бронников.

- Конкурс проходил в три этапа. В первом проверили наши знания Правил дорожного движения, потом мы показали вождение на практике и поборолись в умении устанавливать запасное колесо. Испытания проводились на время. Как только я сел за руль, сразу почувствовал азарт и волю к победе. Но, если честно, не ожидал, что выиграю конкурс, потому что все соперники были достойными и успешно справлялись с заданиями.

Работа по душе

Екатерина Довгалева, kamchatka.aif.ru: Максим, а когда и почему вы решили стать водителем-спасателем?

Максим Бронников: Тяга к автомобилям была у меня с детства. Мой старший брат работал на автобазе, и мне всегда нравилось ходить к нему на работу. Мне было всего шесть лет, но уже хотелось попробовать и руль покрутить, и гайки повертеть. Именно из-за интереса и привязанности к машинам, я ещё несовершеннолетним пошёл учиться в автошколу, восемнадцать мне исполнилось только по её окончании. А уже через месяц я вовсю разъезжал по дорогам.

Потом решил получить все водительские категории, что и сделал. Экзамены сдавал с первого раза, хотя сильно переживал, что в теории могу ошибиться, а во время вождения всегда чувствовал себя уверенно. Кстати, разница в работе различной техники огромная. Простой пример, грузовая машина не может также быстро тронуться с места, как легковая, а остановить её намного сложнее. Поэтому в нашей работе необходимо всегда быть максимально внимательным и следить за ситуацией наперёд.

   
   

Водителем-спасателем я работаю с 2014 года и могу сказать, что выбрал профессию, исходя из того, что у меня получается лучше всего и что мне по душе. На работу ведь нужно не как на каторгу ходить, она должна приносить удовольствие.

- Как у вас проходит обычный рабочий день?

- У нас воинское формирование, поэтому всё как в армии: поднятие флага, строевая подготовка, спорт, занятия по расписанию и так далее. Я водитель-спасатель отделения поиска пострадавших. Одна из основных задач – доставление кинологов на место поиска пропавших людей. На Камчатке люди чаще всего теряются на природе, в лесах. Конечно, когда я только пришёл на службу в МЧС, абсолютного понимания того, как здесь всё устроено, не было. Практически всё удивляло, но со временем, как это обычно и бывает, пришла ясность, и сегодня все задачи уже воспринимаются как обыкновенная работа, можно даже сказать рутина.

«Работа должна приносить удовольствие». Фото: ГУ МЧС по Камчатскому краю

Трудовые будни

- Ваше высшее образование связано с нынешней профессией?

- Я пошёл учиться на юриста в большей степени для самообразования, чтобы понимать и разбираться в законах. Сегодня эти знания мне нередко помогают в разрешении различных ситуаций.

Кстати, с нашим законодательством я далеко не во всём согласен. Помню, был у нас как-то совместный выезд кинологов и спасателей на занятия в лесу. А поскольку на Камчатке нередки случаи встреч с дикими зверями, исключительно для самозащиты у наших сотрудников было с собой оружие. Так случилось, что занятия переросли в реальную поисково-спасательную операцию. Неподалёку от места наших тренировок медведь напугал двух грибников, мужчину и женщину. Они разбежались в разные стороны, женщина добралась до машины и позвонила в МЧС, сообщив, что мужчина потерялся. Дежурный сразу отправил нас на поиски. Они прошли быстро и благополучно, человека нашли.

Вскоре на место происшествия приехал охотовед, который решил составить протоколы на наших сотрудников. Медведь, кстати, не пострадал, но всё «заварилось» из-за того, что если человек в лесу находится с охотничьей собакой и оружием, то он фактически считается браконьером. А у нас и кинологи с лабрадорами, и оружие. Тогда ситуация разрешилась, но сам факт невозможности обезопасить свою жизнь даже в диких условиях мне непонятен.

- На какой технике вы обычно работаете?

- С начала службы вот уже четыре года езжу на машине ЗИЛ-131. У нас чаще всего за каждым водителем закрепляют определённый автомобиль, но ситуации бывают разные. Естественно, лучше и увереннее себя чувствуешь, когда на «своей» работаешь. Ведь каждый водитель досконально знает привычную ему технику, все тонкости и нюансы авто. Именно поэтому когда приходится работать на «чужой» машине, чувствуешь себя не так уверенно. Но всю технику содержим в порядке, проводятся и учебные тревоги, чтобы проверить, готова ли она к моментальному использованию. Случаи, когда машина не может выехать в колонну, крайне редки, но если вдруг такое происходит, то её быстро приводят в боевую готовность.

В работе водителя-спасателя необходимо всегда быть максимально внимательным и следить за ситуацией наперёд. Фото: Из личного архива

В ответе за всех

- А вам никогда не приходилось сталкиваться с проблемами на камчатских дорогах во время работы?

- Порой бывают случаи, когда водители не пропускают спецмашины. Но с нами подобного не происходило, по крайней мере, я такого не встречал. В любом случае, всегда важно знать и помнить – звуковая сигнализация совсем не гарантирует, что на пути к месту назначения не возникнет проблем. Водителю всегда нужно быть готовым действовать согласно ситуации. Обычно помогает взаимопонимание с другими участниками дорожного движения, визуальные контакты с людьми. Водитель-спасатель в ответе и за команду, и за случайных людей, которые встречаются на пути. Для него главное, чтобы не пострадал ни один человек, как бы обстоятельства не складывались.

- Максим, вас и ваших близких никогда не беспокоила опасность выбранной профессии?

- У меня никогда даже мыслей таких не возникало, если честно. Только сейчас и подумал об этом впервые. Обычно, когда работаешь, видишь и стремишься только к конечной цели своего пути, двигаешься к результату и никаких посторонних мыслей не допускаешь. Мы думаем только о том, как сделать всё правильно, безопасно и без нарушений, особенно если ситуация складывается нестандартно. И уже после выполнения задачи приходит осознание всего пройденного пути. Но в такие моменты не страх испытываешь, а, скорее, удовлетворение от того, что всё сделал правильно. А что касается близких, мой сын, например, наоборот, очень интересуется моей деятельностью, всегда просит его с собой взять, желает покататься, прямо как я в его возрасте. Рвётся всё время со мной на работу. Чувствую, по моим стопам пойдёт.

Сын Максима всё время рвётся с ним на работу. Фото: Из личного архива

Досье
Максим БРОННИКОВ родился в Калуге 3 января 1980 года, на Камчатке проживает с трёх лет. Окончил Камчатский финансово-коммерческий колледж и Межрегиональную академию управления персоналом. Водитель-спасатель отделения поиска пострадавших первой спасательной роты.