Рыбное фиаско. На чём попался украинский бизнесмен на Камчатке

На Камчатке вынесен приговор группе, которая нелегально занималась икорным бизнесом. © / Пресс-служба УФСБ России по Камчатскому краю

«Кого там принесло?.. – К общению хозяин дома был, мягко говоря, не расположен. После долгой тяжёлой дороги хотелось спать. – Какое ещё обследование помещений? Это частная территория! Я здесь живу! Уходите! И вообще я буду общаться с вами только в присутствии адвоката». Но при виде незнакомцев сон у немолодого мужчины как рукой сняло. Он стал искать кого-то в телефонных контактах, потом набирать номер, а абонент упорно не отвечал…

   
   

Ночное рандеву

29 января Борис с сыном Александром вернулись в Елизово из Ключей. Путь почти в 600 километров мужчины проделали на двух микроавтобусах. В салонах автомобилей везли больше полутора тонн икры красной икры –  61 пластиковый кубоконтейнер по 25 килограмм каждый. По прибытии перегрузили их в холодильную установку, стоящую неподалёку от частного дома по улице Восточное шоссе и, выдохнув от напряжения и  порадовавшись, что всё прошло гладко, отправились отдыхать.

Чуть за полночь 30 января во дворе дома Бориса появились незваные гости. Они представились сотрудниками пограничных органов и предоставили хозяину документы, согласно которым приступили к обследованию сооружений, находящихся на территории его домовладения.

В поле зрения сотрудников подразделения в городе Елизово Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району отец и сын попали не случайно. Были основания полагать, что индивидуальный предприниматель,специализирующийся на продаже рыбной и икорной продукции, иногда выходит за рамки правового поля. Иными словами, продаёт товар сомнительного происхождения и качества.

Оперативная съемка. Фото: Пресс-служба УФСБ России по Камчатскому краю

Не являлось секретом для пограничников и то, что сын предпринимателя, Александр, в минувшую лососёвую путину по доверенности исполнял обязанности ответственного за добычу на промысловом участке одной из родовых общин КМНС в Карагинском районе. Под его руководством бригада освоила все выделенные лимиты, официально добыв около 20 тонн красной рыбы. При переработке такого количества лосося получилась приблизительно тонна икры.

В рефустановке оперативники обнаружили кубоконтейнеры, которые накануне доставили отец с сыном. Однако ёмкостей с деликатесом оказалось больше – 119 общим весом содержимого около трёх тонн. Документов на рыбопродукцию Борис предоставить не смог.

Александр при этом пояснил, что 58 «кубов» из 119 принадлежат его знакомому Михаилу, у которого пакет документов на продукцию как раз имеется. Правда, в момент обнаружения икры связаться с ним не представлялось возможным. В это время мужчина летел на Камчатку из Москвы, чтобы забрать деликатес.    
   

Несмотря на крайнее недовольство хозяина домовладения, который так и не дозвонился до адвоката, после составления протокола пограничники изъяли содержимое рефконтейнера и передали икру на ответственное хранение.

«Меркурий» подвёл

Утром 30 января Михаил прилетел на полуостров. Новости, которые сообщил ему Александр, мужчину, мягко говоря, не обрадовали.

Рыбным бизнесом в России гражданин Украины совместно с супругой, зарегистрированной в качестве  индивидуального предпринимателя в Туле, занимался давно. Морепродукты успешно реализовывались как в России, так и на Украине.

Партию икры весом в 1 450 килограмм, оставленную на хранение Александру, планировалось транспортировать в Тулу. Рыночная цена деликатеса в средней полосе России в январе этого года доходила до рекордных 7 тысяч рублей за килограмм. Терять миллионную прибыть Михаил однозначно не собирался.

Оперативная съемка. Фото: Пресс-служба УФСБ России по Камчатскому краю

По его просьбе 31 января Александр связался с одним из сотрудников подразделения погранслужбы в городе Елизово, участвовавшем в ночном обнаружении и изъятии икры. Он договорился о встрече, пояснив, что прибывший на Камчатку предприниматель готов предоставить пакет документов на 58 «кубов» с икрой.

То, что легализация деликатеса законным путём невозможна, пограничники знали с самого начала операции. Во-первых, ни один из изъятых кубоконтейнеров не имел маркировки, а во-вторых, икра с Восточного шоссе не значилась в автоматизированной информационной системе «Меркурий». Что за документы собираются предоставить икорные бизнесмены, было неизвестно, однако сам факт поступившего предложения наводил на мысли о том, что граждане предпримут попытку «договориться».

К встрече с Михаилом и Александром пограничники готовились. В служебном кабинете находилось два офицера. Украинский предприниматель вёл себя уверенно и пытался убедить их, что купил икру законно на одном из хладокомбинатов Усть-Большерецка ещё осенью 2021 года.

В подтверждение он продемонстрировал ветеринарное свидетельство на 58 «кубов» икры. Штрих-код, указанный на документе, действительно, подтверждал качество рыбопродукции. Правда, как оказалось, уже проданной в Москве. Ко всему прочему, пограничники напомнили визитёрам об отсутствии маркировки на кубоконтейнерах, что априори придаёт продукции статус нелегальной.

Оперативная съемка. Фото: Пресс-служба УФСБ России по Камчатскому краю

«Никому ничего не скажу»

«Может, каким-то образом, решим вопрос?», – перешёл на новый уровень общения Михаил. Услышав, что вариантов нет, и икра по закону будет уничтожена, он предложил за её возврат 500 тысяч рублей. Для пограничников это не стало неожиданным.

Изначально они просчитали все варианты развития событий.

«Это уголовное преступление, за которое и нам, и вам грозит лишение свободы», – предупредили они предпринимателя, но тот продолжал настаивать, говорил, что сам не хочет за решётку, и, безусловно, никому о произошедшем не расскажет.       

Александру идея товарища поначалу не понравилась. Он слышал о нескольких недавних уголовных делах, касающихся попыток дать взятки пограничникам и закончившихся обвинительными приговорами для взяткодателей. Он даже попытался отговорить Михаила от совершения преступления, но тот был убедителен. Пообещал сначала разобраться с  58 «кубами», а в дальнейшем и с остальной изъятой пограничниками икрой.

Встречу, на которой предприниматели должны были передать полмиллиона рублей «вознаграждения», назначили на вечер того же дня. В «час X» сотрудники сели на заднее сидение припаркованного напротив погрануправления автомобиля, в котором уже находились бизнесмены. Александр вытащил из бардачка файл с деньгами и передал его пограничникам. Купюры пересчитали. В конверте находилась оговоренная сумма.

Мужчины не успели понять, откуда появились вооружённые люди в масках, и как они мгновенно оказались на улице с заломленными назад руками…

На следующий день они написали явку с повинной и выразили готовность сотрудничать со следствием. В отношении обоих фигурантов возбудили уголовное дело по ч. 4 ст. 291 УК РФ – дача взятки должностному лицу за совершение заведомо незаконных бездействий, совершённая группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере. Мерой пресечения в отношении Александра на время следствия избрали подписку о невыезде. Гражданина Украины Михаила отправили под домашний арест.

Плюс больной тёщи

В апреле состоялся суд. Государственный обвинитель настаивал на назначении подсудимым реальных сроков наказания. Инкриминированная мужчинам статья Уголовного кодекса предусматривает до 12 лет лишения свободы. Однако суд принял решение не отправлять преступников за решётку. У обоих на иждивении оказались малолетние дети, у супруги одного из них невыплаченный кредит, у другого – больная тёща…

Характеристики, данные обвиняемым соседями и с мест работы, едва ли не причисляли их к лику святых. К тому же гражданин Украины сразу после задержания пожертвовал одному из камчатских детдомов 150 тысяч рублей. Всё это судья счёл смягчающими обстоятельствами и назначил наказание в виде штрафа в размере 1,5 миллиона рублей каждому.

В случае неуплаты этой суммы, гражданин Украины будет лишён вида на жительство в России и отправится на родину, где, вероятно, принято «договариваться», давать и брать взятки, заниматься нелегальным бизнесом. Этакий товарно-денежный менталитет.

Стоит отметить, что дело об икре с елизовской улицы Восточное шоссе ещё не закончено. Сотрудники погрануправления выясняют её происхождение. По некоторым данным, в посёлок Ключи рыбопродукцию доставили снегоходами из Карагинского района. Как раз оттуда, где в прошлом году в бригаде КМНС рыбачил Александр.

кстати
Сотрудники правоохранительных органов уверены – лососёвая путина на Камчатке длится круглый год. Борьба с незаконным промыслом не ограничивается месяцами, когда красная рыба идёт нереститься в реки полуострова. Браконьеры, зная о масштабных проверках и кордонах на дорогах, припрятывают икру «до лучших времён» в схронах и рефконтейнерах прямо в местах рыбалки. А зимой и весной везут нелегальный продукт на рынки Петропавловска и Елизово или прямиком в аэропорт для отправки на материк.