Лето в этом году не радует камчатцев солнечными днями. Но как только налаживается погода, жители полуострова спешат на природу, чтобы получить столь желанный витамин D. А те, кому повезло съездить на юг, стараются провести под открытым небом как можно больше времени и вернуться с завидным «шоколадным» загаром. Но мало кто задумывается, что красивый цвет кожи – это защитная реакция нашего организма. Ведь длительное пребывание на солнце может привести к опасному заболеванию – меланоме.
О том, что это за недуг и как его избежать рассказал врач-дерматовенеролог Камчатского краевого кожно-венерологического диспансера Андрей Богданов.
Поймать не только лучики
- Андрей Николаевич, что такое меланома и как возникает это заболевание?
Например, знакомые нам родинки – не что иное, как маленькие доброкачественные опухоли. Они могут быть разные по величине, но их структура всегда однородна.
Однако и обычные родинки подвержены мутациям. Основной влияющий на это фактор – ультрафиолет, его определённый спектр – волны A и B. Вторые наиболее травматичны. Важно понимать, если эти лучи попадают под некоторым углом, им приходится проходить более толстый слой атмосферы. Если же они идут под прямым углом, то путь им надо преодолевать короче.
Так вот, самый вредный ультрафиолет B, если идёт под углом, то атмосфера играет роль фильтра, но если Солнце в зените - с 12 до 16 часов дня - то волны проходят напрямую, поэтому загорать в это время категорически нежелательно.
Кроме того, в зоне риска те, кто живёт в прохладном климате, но раз в год обязательно выезжает на море и как в последний раз старается поймать все эти лучики.
- А как же тогда получение витамина D на солнышке?
- Я бы у загара отметил только несколько преимуществ – смуглая кожа, как показатель красоты, и развлечение с друзьями: проводить время в компании на солнышке всё же веселее. Всё. Остальное вред. Хотите быстрее постареть, пожалуйста, загорайте.
- А что насчёт солярия? Тоже вредно?
- В солярии, конечно, создают условия для формирования наиболее безвредного ультрафиолета. Но надо понимать, что загар — это защитная функция организма на травмирующее воздействие, то есть это ответ нашей кожи на ультрафиолетовое облучение. Кожа хочет защититься от этого.
Плохие родственники веснушек
- Получается во время загара мы практически не получаем витамин D?
Ультрафиолет же, проникая в клетки, разрушает части ДНК – нуклеотиды. В процессе хорошие клетки делятся с нарушенными и вот дочерние клетки уже обладают новыми качествами. А кто знает, когда произойдёт слом этого механизма и начнётся безудержный рост.
- Слишком активное воздействие ультрафиолета может привести только к меланоме?
- Есть ещё кератомы - образования, которые тоже представляют собой мутировавшие клетки. У некоторых людей, особенно в пожилом возрасте, на лице появляются тёмные пятна, которые иногда становятся сухими бляшками – это и есть кератома. По своей структуре они родственники веснушек, но в пожилом возрасте покрываются коркой – гиперкератозом, темнеют, трескаются. Кератомы доброкачественные, но некрасивые. Надо понимать, что пока вы молоды, ваша внешность является для вас значимым фактором, но за все свои ошибки придётся расплачиваться в будущем.
- Как определить, что на теле не простая родинка, а меланома?
- Невусы – обычные родинки – круглые, однородно окрашенные и у них чёткие границы. Поэтому первое, на что мы смотрим, это форма. У меланомы она будет неправильной, с географическими краями.
Второй момент – неоднородный цвет. Как правило, они тёмно-тёмно-коричневые, чёрные, чёрно-синие. При этом плотные. Принято считать, что опасные диспластические невусы превышают 5 миллиметров в диаметре. Меланомы легко травмируются и кровоточат. Они чешутся и болят, то есть любая родинка, которая вызывает зуд, либо болезненность должна настораживать.
Кто в зоне риска?
- Кто наиболее подвержен меланоме?
Кроме того, если у человека больше 10 родинок являются диспластическими невусами, то есть от 5 миллиметров и более, с неровными контурами, неоднородным цветом и ещё несколькими признаками, которые врач должен оценивать через дерматоскоп, в будущем он может столкнуться с предраковым состоянием.
- Чем коварно заболевание?
- Меланома может возникнуть не только на коже, но и на слизистых, допустим в носовой пазухе, где её сложно увидеть.Такие меланомы находят, когда метастазы распространяются в лимфоузлы. Часто человек идёт в поликлинику, безуспешно лечит какую-нибудь инфекцию, потом кто-то догадывается, что, возможно, проблема онкологического характера. Но, как правило, уже поздно, потому что метастазы пошли по всему организму.
Каждая меланома имеет две фазы развития: поверхностное распространение и инвазивный рост, когда она растёт в глубину, прорастает в подкожно-жировой слой и в дальнейшем уже метастазирует. Важно отметить, что поверхностный рост от момента возникновения меланомы до завершения занимает годы, и в таком состоянии она не метастазирует. Когда же начинается инвазивный рост, счёт идёт на месяцы. Она весьма агрессивна, даёт отсевы, их называют сателлитами. То есть поблизости от материнской меланомы, чёрной и плотной, с неровными краями, появляются маленькие родинки, такие же тёмные и неровные. Это сигнал опасности.
Есть узловая форма меланомы – самая опасная, она сразу даёт инвазивный рост, то есть у неё отсутствует поверхностное распространение. Такие меланомы выглядят как шаровидный узел неправильной формы, плотный, чёрный, кровоточащий, он чешется и болит, увеличивается в размерах. При таких симптомах необходимо сразу обращаться к врачу.
Также существуют меланомы, которые располагаются либо на кистях, либо на стопах. Они тоже ведут себя более агрессивно, поэтому, если есть крупные родинки чёрного цвета, расположенные на кистях, предплечьях, стопах, голенях, на голове под волосами – за ними нужно наблюдать. Сейчас наука далеко шагнула, онкологию весьма успешно лечат вплоть до поздних стадий.
- Какое лечение вы предлагаете пациентам с меланомой?
- Дерматовенерологи хорошо знают признаки этого заболевания. Если к нам обращается человек, которого беспокоит родинка, мы отправляем его в онкодиспансер. А онкологи уже решают, что делать дальше.
Вообще, основная часть пациентов с диагностированной меланомой старше 60 лет. В молодом возрасте страдают предрасположенные к онкологии лица, у которых много невусов, пациенты с иммунодефицитом, плохой наследственность по меланоме, врождёнными гигантскими невусами.
- Андрей Николаевич, что порекомендуете нашим читателям?
- Не загорать. Нигде. Мы в своей практике используем ультрафиолетовое облучение для лечения пациентов с псориазом. У того, кто подвергается этому облучению, риск меланомы выше в разы, хотя, казалось бы, это лечебное воздействие.
Родители должны знать, что, если ребёнок получал солнечные ожоги, у него возрастает вероятность впоследствии получить меланому. То есть, если в детском возрасте произошла травма генетического аппарата кератиноцитов – это всё равно, что радиация, только меньшей интенсивности. Надо оно кому-то? Не думаю.
Кроме того, доказано, что чем больше человек загорает, тем быстрее стареет кожа. Пигментные пятна, морщины, структура кератиноцитов меняется. Загар – это стресс.
Если организм как-то видоизменяется, меняет свой цвет, наверное, делает это он неспроста. Если он хочет защититься от этого вредного воздействия, значит, ему это не надо. Зачем тогда испытывать судьбу?