Лазерная терапия против опухоли

10 минут иногда достаточно для избавления от рака. © / Татьяна Боева / АиФ

В Камчатском краевом онкологическом диспансере 21-22 ноября состоялся круглый стол по актуальной теме диагностики и безоперационного лечения злокачественных новообразований с помощью новейших лазерных методик.

   
   

Главным докладчиком на собрании специалистов стал приглашённый эксперт, доктор медицинских наук, руководитель отделения лазерной онкологии и фотодинамической терапии московского государственного научного центра лазерной медицины профессор Евгений Странадко. Со всемирно известным онкологом побеседовал корреспондент «АиФ-Камчатка».

Разрушить рак изнутри

Татьяна Боева, kamchatka.aif.ru: Евгений Филиппович, что в онкологии можно лечить с помощью лазера?

Евгений Странадко: Прежде всего, злокачественные опухоли различных локализаций, как наружных (рак кожи), так и внутренних (рак пищевода, желудка, лёгких и других органов).

Фотодинамическая терапия (ФДТ) успешно применяется при лечении рака кожи неудобных локализаций, когда хирургическое вмешательство и лучевая терапия не применимы или уже применялись, но безуспешно (продолженный рост опухоли или рецидив заболевания). Кроме того, хирургические операции и лучевая терапия нередко приводят к грубым рубцовым изменениям. Например, на лице, в области век, углов глаза, на крыльях носа, на ушных раковинах, в наружном слуховом проходе. При этом лучевая терапия проводится в течение месяца, а сеанс ФДТ — однократный, длится, в зависимости от размера опухоли, 10-20 минут и сопровождается хорошими косметическими результатами.

– Получается, что развившаяся в организме злокачественная опухоль, как вампир, боится света?

– Один свет на опухоль не действует. Весь секрет в том, чтобы предварительно насытить её фотосенсибилизатором — веществом, способным поглощать свет. Световым потоком определённой длины волны, который мы подводим к злокачественному новообразованию, мы как раз и возбуждаем фотосенсибилизатор, накопившийся в атипических клетках. В этом уникальность его свойств — накапливаться в тканях с высоким метаболизмом, прежде всего — в клетках злокачественных опухолей. И длительно там удерживаться. Это важно! Из нормальных тканей фотосенсибилизатор вымывается, а в опухолевых удерживается, причём в концентрации в 10 раз большей, чем в здоровых тканях.

   
   

– А каким образом фотосенсибилизатор доставляется в клетки?

– Внутривенно или наружно — путем аппликации. Есть и такие формы, которые принимаются внутрь — через рот. Есть метод введения внутритканевый, в опухоль, но широко он не распространён, так как там можно рассчитывать только на пассивную диффузию, а не на активное проникновение препарата через кровоснабжение. Поэтому эффективность его ниже.

Мастер-класс от профессора. Фото: АиФ/ Татьяна Боева

При воздействии света определённой длины волны фотосенсибилизатор, накопившийся внутри раковых клеток, превращает молекулярный кислород в высоко реактивный окислитель, так называемый синглетный кислород — короткоживущие очень активные молекулы, которые успевают пробежать внутри клетки небольшое расстояние, не выходя за её пределы. В результате опухолевая клетка разрушается изнутри! Здоровые ткани при этом не повреждаются. Этот процесс мы называем селективным или избирательным разрушением злокачественных опухолей. При этом не происходит рубцевания тканей, а лишь их восстановление, что и приводит к хорошему косметическому результату. Более того, под действием ФДТ усиливается выработка коллагена в коже, что способствует её омолаживанию.

В красном круге

– Косметологи это заметили?

– И уже взяли на вооружение! Мелкие морщинки уходят, повышается упругость кожи, она разглаживается без всяких подтяжек и болезненных инъекций. И длится этот эффект дольше, чем, например, уколы ботокса. Кстати, косметологи сейчас пересмотрели своё к нему отношение — выясняется, что часто колоть препарат опасно, всё-таки это токсин, то есть яд! И эти уколы далеко не безвредны.

А в методике ФДТ нет никаких других повреждающих факторов, кроме активного кислорода, работающего только тогда, когда мы подаём свет. Как только его выключаем — всё! Ведь атомы этого реактивного окислителя живут лишь несколько наносекунд.

Кстати
За круглым столом в краевом онкологическом диспансере побывали многие камчатские специалисты из Елизова, Вилючинска и Петропавловска. В их числе — врач-дерматолог, терапевты, врачи-эндоскописты и доктора из частных медицинских клиник.
После лекций профессор Странадко дал для коллег несколько мастер-классов по обработке злокачественных опухолей различной локализации.

В кабинет лазерной терапии пригласили пациентов с новообразованиями на коже, в том числе с рецидивами опухоли после проведённого хирургического и радиационного лечения.

Сначала врачам показали свечение патологических очагов в поляризованном синем свете, затем столичный доктор взял в руки тоненький прозрачный световод, напоминающий длинную леску с малюсенькой линзой на конце, через которую проходил пучок света. На коже пациента появлялось красное лазерное световое пятно с очень чёткими границами. Через несколько минут процедура была закончена — опухоль подверглась фотодинамическому воздействию.

– Некоторым пациентам придётся прийти к нам на приём ещё раз — тем, кому показана многокурсовая ФДТ на остаточные очаги опухоли, — рассказала по окончании сеанса врач-радиолог, онколог Ирина Мостовая. — И такие мастер-классы, какой дал нам сегодня профессор Странадко, просто бесценны.

Могу сообщить для читателей «АиФ» ещё одну хорошую новость: в апреле наш онкодиспансер запланировал проведение дня открытых дверей по различным новообразованиям на коже. Любой житель края сможет прийти и бесплатно проконсультироваться, а при необходимости, возможно, и удалить родинку, бородавку или другое беспокоящее кожное новообразование.

Досье
Евгений Филиппович СТРАНАДКО. Хирург-онколог, доктор медицинских наук, профессор, академик ЛАН РФ, руководитель отделения лазерной онкологии и фотодинамической терапии ФГБУ «Государственный научный центр лазерной медицины ФМБА РФ», лауреат государственной премии Правительства РФ в области науки и техники «За разработку и внедрение медицинских технологий флюоресцентной диагностики и фотодинамической терапии в онкологическую практику». Автор более 800 научных работ.

Смотрите также: