Школа - дома. Плюсы и минусы домашнего образования

На качестве знаний семейное обучение не сказывается. © / pixabay.com

Совсем скоро зазвенят последние школьные звонки, и десятки тысяч российских выпускников получат билет во взрослую жизнь. Им на смену придут тысячи первоклашек, у которых впереди увлекательная школьная пора.

   
   

Однако 1 сентября с букетом цветов к учительнице отправятся не все. Некоторые из семилеток останутся дома с мамой, чтобы в хорошо знакомой и расслабляющей обстановке начать осваивать школьные премудрости.

Такая форма обучения называется «семейным образованием», и право на её реализацию закреплено законом. В чём преимущество такого метода получения знаний, и с какими трудностями сталкиваются родители домашних учеников, рассказала мама второклассницы Олеси Оксана Валенбахова.

Так лучше

У кабинета в «Школе юных литературных дарований» шумно толпятся младшеклассники, которые ждут занятия в студии развития креативности. Олеся Валенбахова – среди них, и она абсолютно ничем не отличается от своих сверстников. Разница лишь в том, что её приятели приехали на дополнительные «кружки» после уроков в школе, а она – после занятий с мамой. Первую четверть первого класса девочка честно отходила в общеобразовательную школу, а потом родители решили, что для их дочки будет лучше получать знания дома.

- У нас с мужем давно появилось чёткое ощущение, что мы хотим воспитывать и учить своего ребёнка только сами. Однажды наткнулись на журнал «Семейное образование», где прочитали о всех тонкостях семейной формы обучения. Но меня терзали сомнения: «Вдруг не получится? Вдруг я не справлюсь?», - рассказывает Оксана Валенбахова. – Поэтому в первый класс дочка пошла в школу № 15, мы попали к отличному опытному педагогу. И, если бы у меня не было цели учить дочку дома, мы бы с удовольствием продолжили получать образование под руководством замечательного учителя. Но, после окончания первой четверти, я чётко поняла, что тоже самое, а то и больше, я могу давать своему ребёнку дома.

Честно, тогда мы приготовились к «войне» с бюрократией в системе образования. Но всё сложилось лучшим образом: я просто обговорила с завучем школы все моменты, написала заявление в краевое министерство образования с просьбой перевести Олесю на семейное обучение и получила на руки её личное дело с графиком аттестаций. Всё. Важно, что семейное образование может как начаться в любой момент по заявлению родителей, так и закончиться. Мы прикреплены к школе, но это условие не является обязательным. Фактически дочка появляется там несколько раз в год, чтобы пройти аттестацию для оценки её знаний.

- Когда пришло осознание, что вашему ребёнку именно так будет лучше?

   
   

- Однажды я купила зубную пасту «Splat», так вот там в каждой упаковке письмо. В моей были примерно такие мысли одного папы: «Если вы хотите, чтобы ребёнок стал вашим единомышленником, его должны воспитывать вы, а не чужая тётя». Мне эта мысль очень близка. Мы тут дома насаждаем светлое и доброе, прививаем семейные ценности, которым она будет следовать во взрослой жизни, а воспитатель насаждает то, что требуют от него стандарты образования. Плюс негативное влияние школьной среды – думаю, многие со мной согласятся, что в школьных коридорах чего только не встретишь и не услышишь. Поэтому ещё до рождения Олеси было решено, что, как только появится ребёнок – я уйду с работы.

- Наверное, наслушались многого?

- Ну, конечно, куда ж без этого. Знакомые, родственники говорили, что мы совершаем большую ошибку, но в конце первого класса своё мнение изменили. Мы лучше знаем, что нашей дочке нужно – она у нас девочка особенная. Я понимаю, что так про своих детей говорят все родители, но с этим утверждением соглашаются и психологи, и учителя в школе.

Уже в пять лет Олеся начала писать рассказы про нашу собачку, иллюстрировать свои книги картинками. И это были хорошие, вдумчивые для пятилетки истории. Мамы таких детей должны быть немного профессорами, чтобы отвечать на самые неожиданные вопросы. Олеся – хоть и ребёнок, но мыслит по-взрослому. Да, она, как и все дети, может покапризничать и поупрямится, но она другая – это видит даже завуч нашей школы. Дочка всю первую четверть была в ужасе от того, что происходит в школьных коридорах, с огромными глазами рассказывала мне об этом до вечера. Зачем я буду сознательно травмировать психику своего ребёнка? Семейное обучение – отличная альтернатива получения знаний для детей, которым это, действительно, нужно.

Кто научит учить

- Как проходит наш день? Олеся – «режимный» ребёнок?

- Да, мы не валяемся в постели до обеда, сразу после завтрака берёмся за общеобразовательные предметы. Потом обедаем, гуляем, едем на занятие в «Школу юных литературных дарований». Здесь и происходит социализация дочки, необходимостью которой так любят апеллировать противники семейного образования.

На качестве полученных знаний семейная форма обучение пока никак не сказывается: Олеся досрочно сдала всю аттестацию за первый класс ещё в третьей четверти. Да и задания за второй класс выполняет на «хорошо» и «отлично». Кстати, оценки я ей тоже ставлю, и желание получить «пятёрку» от мамы – лучшая мотивация.

- Педагоги учатся учить детей пять лет в вузе. А родители?

- Родители, в отличие от учителей, досконально знают особенности психологического развития своего ребёнка. Это позволяет маме обеспечивать индивидуальный подход, а он, в свою очередь, обеспечивает эмоциональный фон – один из главных моментов обучения.  И мама знает, как сделать этот эмоциональный фон благоприятным. Если родителям не хватает знаний – есть десятки способов их почерпнуть. Главное, научиться передавать эти знания ребёнку так, чтобы он их принял и хотел получить ещё.

- Ну, хорошо, «началку», чтобы объяснить её ребёнку, осилят все родители. Но дальше – физика, химия, биология…

- Не буду скрывать: дальше – страшно. Но в нашей группе «Семейное образование на Камчатке» около 40 родителей, у некоторых дети уже старшеклассники. Кто-то нанимает репетитора, другие – покупают видеокурсы на различных ресурсах. Такая форма обучения распространена во всём мире, и многое уже придумали за нас. Есть целые онлайн школы. Да, обучение в них не бесплатное, но главное, что варианты решения есть.

Комментарий

Алевтина Власова, педагог-психолог:

- Не открою ни для кого секрет, сказав, что все дети индивидуальны. Бывает, что ребёнку просто необходимо учиться дома - нахождение в классе может навредить его психике. И в этом нет ничего страшного, если родители ребёнка успешно социализируют, как в случае с Олесей Валенбаховой, например. Это прекрасная, любознательная девочка, но даже её маме я говорю, что в школу всё-таки необходимо вернуться. Пусть не сейчас, пусть в более взрослом возрасте, но сделать это нужно. Потому что, какими бы компетентными не были родители, ребёнок будет получать только одну точку зрения по некоторым вопросам, одну позицию. Естественно, очень субъективную. Поэтому я «за» семейное образование для детей, которым это, действительно, нужно, но мне кажется, что это не должно быть конечным вариантом образования.

Мнение

Людмила Михайловна, бабушка 6-классницы (отчество изменено по просьбе женщины. Ред.):

- За онлайн обучением – будущее, в этом я твёрдо убеждена. Наша девочка учится так уже много лет, и делает серьёзные успехи – все предметы в школе сдаёт на «пятёрки». Мы её только немного контролируем, а так она в состоянии добывать знания сама с помощью онлайн курсов и видео-уроков. В сети работают десятки онлайн школ, но обучение в них, конечно, платное. Наша семья многодетная, далеко не всё мы можем себе позволить, но многое находить удаётся. Внучке нравится – она учится и в художественной школе, и в музыкальной, у родителей автомобиля нет, поэтому при ежедневном посещении образовательной школы, пришлось бы от чего-то отказываться. Мы нашли удобный для всех вариант, внучка успешно заканчивает шестой класс. А главное – это нравится ей самой.

Официально

Майя Солодовник, начальник отдела региональной политики в сфере образования и науки краевого министерства образования и молодёжной политики:

На Камчатке количество детей, получающих образование в семейной форме, последние три года остаётся стабильным – около 90 ребят или 0,2 % от общего количества обучающихся. Большинство проживает в краевом центре.

Они обладают всеми академическими правами в соответствии с законодательством. Кроме этого, дети могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Камчатские выпускники, освоившие программы основного общего образования в семейной форме, получают документ об образовании и успешно поступают в профессиональные образовательные организации как на территории края, так и за его пределами.