Как пройти про­вер­ку мин­об­ра­зо­ва­ния, рас­ска­за­ли в одном из кам­чатс­ких вузов

Фото с сайта КГТУ

Петропавловск-камчатский, 26 ноября — АиФ-Камчатка. На сегодня Россия занимает первое место в мире по количеству вузов. При этом качество образования, даваемое многими из них, оставляет желать лучшего.

   
   

Время от времени власти пытаются решить эту проблему. Так, в начале ноября Министерство образования и науки России опубликовало итоги мониторинга государственных высших учебных заведений и их филиалов. В нашем крае из пяти участвовавших в мониторинге вузов и филиалов четыре были признаны эффективными.

О том, что такое качество образования, насколько эффективна последняя инициатива правительства в решении проблемы уровня подготовки выпускников вузов и как в современном многообразии следует выбирать учебное заведение, мы поговорили с первым проректором КамчатГТУ Оксаной ОГИЙ.

62 страницы

«АиФ-Камчатка»: – Оксана Геннадьевна, КамчатГТУ успешно прошёл проверку. Скажите, что представлял собой мониторинг?

Оксана Огий: – Министерство образования и науки затребовало у нас много информации о деятельности вуза, однако её анализ свёлся к пяти показателям: среднему баллу студентов по ЕГЭ, объёму научной работы в финансовом эквиваленте в пересчёте на одного сотрудника, проценту студентов из зарубежных стран, доходам вуза в пересчёте на одного сотрудника, размеру учебно-лабораторных помещений и ряду других (в частности, географические координаты всех зданий университета). В течение месяца, с 15 августа по 15 сентября, мы, задействовав все службы и подразделения вуза, собирали эту информацию. В итоге был составлен отчёт на 62 страницах.

«АиФ-Камчатка»: –  Многие эксперты и представители вузов критикуют инициативу министерства за формализм. На ваш взгляд, этот шаг действительно поможет повысить качество образования российской высшей школы?

О.О. : – Если предположить, что этот мониторинг является частью более масштабной и внятной стратегии... В противном случае, как разовая реакция министерства на указ президента, мониторинг действительно слишком формальный. Вызывают сомнение выбранные министерством показатели эффективности вузов. Во-вторых, чтобы быть признанным эффективным, достаточно соответствовать хотя бы трём из пяти критериев. Я не очень представляю, какие выводы можно сделать на основе этого мониторинга, но без сомнения не об эффективности. Если бы исследование министерства было более содержательным, что для нас, конечно же, интереснее, то уверена — показатели вузов были бы другими. Можно рассмотреть для иллюстрации несколько данных мониторинга. Средний балл ЕГЭ характеризует, скорее, эффективность школьной подготовки, но не эффективность вуза. Профессорско-преподавательский состав следует оценивать по тому, что представляют собой преподаватели — их научную и публицистическую активность, признание как учёных в России и на международном уровне, способность создать и вести за собой научную школу.

   
   

Кроме того, следовало бы обратить внимание, насколько читаемые дисциплины соответствуют научной квалификации преподавателя. Сегодня зачастую вузы открывают специальности с красивыми названиями, не имея специалистов в этой области. Что могут сказать данные о количестве иностранных студентов для оценки вуза? Куда важней обратить внимание на содержание отношений с иностранными вузами, проведение международных конференций, на которых преподаватели и студенты могут узнать о научных исследованиях за рубежом и поделиться собственными идеями. Какой вывод можно сделать, имея просто данные по учебным площадям, ведь для серьёзной оценки необходимо знать, какое оборудование стоит в лаборатории, насколько оно соответствует требованиям производства, какие учебные и научные работы позволяет выполнять. В последнее время для министерства стал важным такой показатель, как среднегодовой объём финансирования научно-исследовательской работы вуза, включая внутривузовские инвестиции. Но и в этом случае вузы и филиалы достаточно свободны в обращении с цифрами при составлении отчётов. Поэтому для оценки эффективности следовало бы обратить внимание на результаты финансируемых научных исследований. А это — полученные патенты на научно-прикладные разработки, выигранные гранты под конкретные проекты, наличие и результативность диссертационных советов вуза. Такой содержательный анализ был бы более показателен при определении эффективности и интересен нам. Это если мы говорим о тех данных, которые интересовали министерство. Но университет мог бы предоставить не менее, на мой взгляд, значимые сведения по научной деятельности студентов, развитию научных лабораторий, базам практик, мониторингу занятости выпускников, реализуемым социальным программам, то, чем мы также гордимся, но федеральные власти почему-то такими моментами не заинтересовались.

Прежде всего — люди

«АиФ-Камчатка»: –  Как бы вы определили, что такое «качество образования»?

О.О. : – Это способность выпускника вуза создать готовый продукт: научную идею и знание перспективы её разработки. Это может быть и конечный товар, услуга или технология, которые будут востребованы на рынке. Или способность выпускника успешно влиться в производственный процесс, при этом так, чтобы издержки и для производства, и для выпускника были минимальными. Чем оригинальнее идея и понимание её воплощения, востребован товар, услуга или технология, созданные выпускником; чем более эффективно он влился в производство, тем, соответственно, выше качество его подготовки.

«АиФ-Камчатка»: –  И что для этого нужно?

О.О. : – Мировой опыт развития образования показывает, что прежде всего  — это люди. Необходимы хорошие преподаватели, которые сами ведут научные исследования и способны донести свои знания до студентов. Кого-то, пусть немногих, они увлекут наукой, а остальным дадут такую теоретическую основу, которая всегда им пригодится в их профессии. Следующее — возможность получить практические навыки. Нужны современные лаборатории и базы практик. В-третьих, необходимо создать условия для доступа и обмена информацией. Это и интернет-технологии, и библиотеки, и конференции, и создание условий для реализации студентами своих научных, творческих идей. И, наконец, необходимо предоставлять комфортные производственные и социальные условия: материально-техническое оснащение учебного процесса, обеспечение жильём, питанием, возможность заниматься спортом, финансовая поддержка. Эти переменные образуют тот фон, на котором только и может возникнуть хорошее образование, дальше дело за студентом.

«АиФ-Камчатка»: –  И как же узнать школьникам и родителям — есть ли все это в вузе?

О.О. : – Сегодня вузы достаточно открыты, много информации размещено в Интернете, поэтому знакомство с вузом можно начать с официального сайта. Следующим шагом обязательно должно стать посещение вуза в день открытых дверей. В это время родители и школьники могут побывать везде: на кафедрах, в лабораториях, компьютерных тренажерных центрах, библиотеке, общежитии. По крайней мере так делаем мы, про другие вузы я ничего сказать не могу. И в ходе посещения надо не стесняться и интересоваться всем: какие преподаватели ведут направление подготовки, какова их научная степень, где студенты проходят практику, с какими предприятиями сотрудничает вуз? Смотреть программу специальности, выяснять, какие дисциплины и в каком объеме будут изучаться. При желании можно посмотреть содержание основных и дополнительных дисциплин. Мы можем предложить побывать на всех наших современных девяти компьютерных имитационных тренажёрах. Следует посетить лаборатории и поинтересоваться, каким оборудованием они оснащены и на чём специализируются. Надо узнавать, какие научные исследования ведутся в том или ином подразделении вуза. И уже на основе этой информации принимать решение о продолжении обучения.

Смотрите также: