Доски интерактивные, игрушки электронные, но сказки русские народные

Современные педагоги — тоже продвинутые! © / Татьяна Боева / АиФ

«Мелом на доске мы давно не пишем — сейчас доски интерактивные. Проектор связан с компьютером — выводим изображение на экран. Можем поменять цвет фона, вставить любые картинки, текст. А во втором классе дети уже делают компьютерные презентации».

   
   

…Я слушала учителя начальных классов вилючинской школы № 9 Оксану СОЛОДЧУК и не переставала удивляться — до чего дошёл прогресс!..

Чувство буквы

– А в моём детстве были чернильницы и перьевые ручки. Уж как мы буквы выводили на косых линеечках!

– Да, в прошлые годы, открывая тетрадь для проверки, я не всегда могла отличить по почерку, чья это работа, — учили правильному написанию каждой линии в букве. А сейчас каллиграфии практически никакой. В отпечатанных рабочих тетрадях — всё готовое, часто нужно лишь вставить букву или цифру. Зачем выводить, если есть возможность кое-как вставить её в клеточку. Можно вкривь и вкось… Сейчас речь идёт уже о том, чтобы дети переходили на работу с компьютером — сразу учились печатать. А я боюсь этого! Ведь развитие мелкой моторики пальцев закладывает в развитие функций мозга очень многое! По-моему, в первом и втором классах детям нужно «выписаться» на бумаге, чтобы как-то ориентироваться на этом белом листе, набить руку. А уже с третьего класса можно и на компьютере… Конечно, раннее обучение владением современными технологиями — плюс. Но минус в том, что дети всё меньше делают своими руками. Тетради на печатной основе даны по всем предметам. Правда, мы в первом классе по программе «Начальная школа XXI века» работаем с разрезной азбукой, цифрами, фишками, используем наглядный раздаточный материал. Чтобы дети хотя бы вид этой буквы почувствовали в руках!
Сегодня трудно себе представить работу без интерактивных досок. Фото: АиФ / Татьяна Боева

– Как вы считаете, с чем связаны такие кардинальные перемены в способах обучения письму?

– Наверное, всё ведёт к будущей сдаче ЕГЭ. Вставь букву, цифру, отметь галочкой… Вопрос — чем это закончится? Мы стараемся сеять разумное, доброе, вечное. А плоды сегодняшней системы образования увидим лет через десять.

Раннее обучение владением современными технологиями — плюс. Фото: АиФ / Татьяна Боева

– Вы учите младших школьников без малого три десятка лет. В какую сторону меняются дети?    
   

– Дети двадцатого века были более открытыми, больше общались между собой. И доверяли учителю, тянулись к нему. Педагог был руководителем и непререкаемым авторитетом! А сейчас ребёнок — сам себе руководитель. В первом классе он уже знает, с какой целью пришёл в школу. Кто-то учиться, а кто-то — поиграться. Для меня сначала это было шоком: они не слушались, у них не было умения держать себя в рамках, привычки элементарной дисциплины. Первый-второй классы я думала — не выдержу, уйду. А потом наладилось. Всё же дети есть дети, и в школе правила устанавливает учитель.

Тем не менее у современных младшеклассников явно прослеживается желание быть наравне с педагогом. Мои сегодняшние ученики с первого класса поразили меня большей самостоятельностью. Они как бы на собственной волне — и не поймать этих детей в свою зону влияния. В компьютерах они больше, чем на улице. Например, скажешь им, что нужно идти парами — такое бывает удивление! Как будто я не с той планеты. У каждого — своё мнение. Выбирают, с кем дружить, даже по такому признаку — у кого дороже телефон.

Тетради на печатной основе даны по всем предметам. Фото: АиФ / Татьяна Боева

Сложнее их и заинтересовать — например, пойти вместе с классом на спектакль, в Дом культуры на театральное представление. А вот в кинотеатр в Петропавловске — с удовольствием. На мультики их вожу.

Сложнее всего заинтересовать. Фото: АиФ / Татьяна Боева

Стоп-кадр

– Кстати, о мультиках — я наслышана, что вы первый учитель на Камчатке, сумевший научить детей производству собственных пластилиновых мультфильмов. Причём делаете вы это на уроках… Неужели правда?

– Однажды на курсах в Петропавловске нам преподал несколько уроков мастерства московский художник, у которого есть своя студия. Он рассказал и показал, как можно самим снять мультфильм. И я загорелась сделать такое со своими детьми. На уроке труда по теме «лепка» мы сняли первый сюжет на 15 секунд: колобок, который катится по дорожке. А потом организовали и субботний кружок «Мультяшки».

Делается это по технологии стоп-кадра. Самого «героя» перекладываем до 100 раз. Есть специальная программа, со съёмкой док-лампой и компоновкой кадров. Разбиваемся на группы по 6 человек, и каждая группа делает свой сюжет. Мы действительно первые в крае освоили эту технологию. Уже делились опытом, давали открытые уроки для учителей начальных классов и завучей образовательных учреждений всего полуострова. Начали в середине 2-го класса, в 2012 году, когда нам поставили новое оборудование по программе реализации введения новых стандартов. Сейчас делаем не только пластилиновые, но и рисованные мультики, в копилке их уже больше десятка. Хотите посмотреть?

Пластилиновые мультики. Фото: АиФ / Татьяна Боева

…И я посмотрела. Девочка и робот, прилетевший на ракете с другой планеты. Бесподобные пластилиновые лягушата, пытающиеся поймать стрекозу, севшую на кувшинку. Классическая «Репка» с тщательно вылепленными и необыкновенно смешными персонажами, где мышка размером чуть меньше кошки, а кошка ростом с внучку. И очень трогательный рисованный мультик — о том, как брошенное в землю семечко прорастает, постепенно превращаясь в красную розу…

Сюжеты придумывают сами дети. Фото: АиФ / Татьяна Боева

– А кто придумывает сюжеты?

– Сами ребята, конечно. Хотя я могу предложить, посоветовать.

Минус на плюс

– Современные дети любят сказки?

– На днях были Августовские чтения. И в ходе обсуждения учителя подняли вопрос: дети из детского сада всё чаще приходят с множественными речевыми нарушениями. У них во рту каша! Ребёнок не может сформулировать мысль, высказать её — вот вам и проблема обучения. Сейчас родители вместо того, чтобы рассказать ребёнку сказку или спеть песенку, дают ему электронную игрушку — мобильные телефоны, гаджеты… Дети не знают наших русских народных сказок. У нас есть библиотечные уроки, на которых выясняется, что иностранные мультики ребята знают, а с нашими сказками — проблема. Читать тоже не любят. И количество часов на чтение по программе, кстати, тоже уменьшилось — если раньше было 4 урока в неделю, то сейчас по базисному плану в четвёртом классе — только три. Считается, что дети должны больше информации получать самостоятельно….
Прежде нужно освоить эту технику самому. Фото: АиФ / Татьяна Боева

– В современном образовании есть плюсы?

– Конечно! О том, что дети сегодня продвинуты в плане владения техникой, я уже говорила. Они идут наравне с учителем по электронике! Интерес у самого педагога тоже немалый — меловые доски ушли не так давно, но уже трудно себе представить работу без интерактивных досок. Возможностей получения информации стало намного больше! У нас пять специализированных лабораторий, в том числе измерительная, наблюдение за погодой, цифровой микроскоп, с помощью которого можно на большом экране разглядеть лапку мухи или детали строения растительной клетки. Слушаем аудиофайлы в наушниках во время групповой работы, когда каждый ученик работает со своим текстом. А я со своего учительского компьютера рассылаю задания на ученические.

Постоянно учиться — это очень интересно! Фото: АиФ / Татьяна Боева

Раньше учитель рисовал на доске, а теперь ему остаётся только показывать. Но прежде нужно освоить эту технику самому. И дети даже подсказывают, как загрузить, перенести. Меня, например, дети учили, как пользоваться графическим планшетом. Учитель должен идти в ногу со временем. И постоянно учиться — это очень интересно! Так что современные педагоги — тоже продвинутые!

– Об учительской загруженности ходят легенды. С одной стороны, говорят, на одну ставку не проживёшь. С другой стороны — где взять время на собственных детей и личную жизнь?

– С подработками зарплаты сегодня хватает. Стыдно жаловаться! А что касается внешкольной жизни… Я по натуре — человек творческий. Вязать, рисовать, шить — это моё. Люблю делать объёмные мягкие игрушки. У меня на диване — кот-батон, черепаха в виде подушки. Коврики. Люблю вышивать лентами, бисером. Шторы сшить и украсить. И дача у меня есть. Некогда, конечно, но надо чем-то отвлекать себя от школы.

А собственные дети — мои учителя. Старшая дочь и сын учили меня работать на компьютере, печатать, мультфильмы компоновать и сохранять в другом формате. Очень помогают и поддерживают, с ними — легче!

ДОСЬЕ
Оксана Геннадьевна СОЛОДЧУК родилась 14 ноября 1968 г. в Петропавловске-Камчатском. Окончила педагогическое училище и пединститут по специальности «учитель начальных классов». Победитель городского и лауреат краевого конкурса «Учитель года — 2014». Педагогический стаж — 27 лет. Разведена, трое детей. Старшая дочь Александра окончила школу с золотой медалью, в настоящее время — младший научный сотрудник в Институте космофизики в Паратунке. По совместительству преподаёт информатику в школе.