На Камчатке в пятый раз прошёл фестиваль дальневосточных театров кукол «Папа Карло». Труппы разъехались по своим городам (кроме хабаровского театра — остался на гастроли) и уже можно подвести некоторые итоги этого события.
Наш корреспондент встретился с художественными руководителями приезжих коллективов и расспросил их о житье-бытье, планах, перспективах.
Лиса в юбке
Первым собеседником стал художественный руководитель приморского краевого театра кукол, заслуженный деятель искусств РФ Виктор Бусаренко.
– Ваш театр чем-то отличается от камчатского?
Однако это, так сказать, видимые различия. Во всех кукольных театрах много общего: демократизм, взаимозаменяемость, культура, лёгкость на подъём, любовь к своим куклам. Порой это кажется странным, но при различных поездках на гастроли и фестивали, артисты своих кукол в багаж не сдают, берут с собой на пассажирское кресло, каких бы это ни доставляло неудобств.
– Как появился на свет спектакль «Лиса Патрикеевна и Михайло Потапыч», который вы показали камчатскому зрителю?
– А чем оправдан казацкий колорит в вашем спектакле? Приморье ведь от Дона далековато…
– Есть у нас и свои казаки — усурийское казачество. Но дело не в этом. Как-то захотелось добавить чего-то южного, такого фруктово-арбузного, яркого, жаркого… Потому и Лиса в длинной юбке, как селянки на Дону, а Медведь вполне похож на пожилого станичника. Придумали шутки-прибаутки с местным акцентом… Мне кажется, что подобная вольность сделала спектакль только интересней. В самой же пьесе нет ничего такого кубанско-донского, она вполне традиционно русская.
– Как камчатская публика?
– Все замечательно, ещё не уехали, а уже хочется вернуться. Люди у вас приветливые и добрые. Только общение с ними стоит приезда сюда. И размещение, и питание, и обслуживание, — всё на высшем уровне, всё вовремя и к месту. Мы приезжаем к вам, как в свой второй дом. У нас были приглашения на другие фестивали как раз в это время, но Камчатка всегда будет предпочтительней.
Нахальная природа
– А для вас фестиваль «Папа Карло» — открытие? — спросили мы худрука хабаровского театра Константина Кучикина.
– Говорят, у вас, как и у камчатцев, проблемы с помещением театра кукол?
– У нас само помещение — большая проблема. Театр находится на первом этаже жилого дома в бывшем кинотеатре. Конечно, здание каменное, но площадь гораздо меньше вашей. Зал всего на 90 мест, сцена крохотная, нормальных гримерок, костюмерных, кладовок нет, ютимся по каким-то каморкам… Так что с комфортом у нас как-то не очень.
– Откуда взялись ваши «Поросята Карибского моря»?
– Был у нас классический спектакль «Три поросёнка». Мне захотелось как-то его преобразить что ли, и я попросил об этом режиссера. Тот переделал, но ничего толком не получилось. И я задумался по этому поводу, и тут в мозгу возникла картинка: тёплое море, жёлтый песочек, розовые поросята… эдакое томное блаженство. Вот из этого и раскрутилась новая история про поросят.
– А на камчатских песках успели побывать?
– Да, мы были на Халактырском пляже, а ещё ездили на Мутновку, смотрели Вилючинский перевал, горячие источники, другие красивые места, я уж и не вспомню какие… У вас и в городе есть чего посмотреть. Природа нахально лезет в окна домов. Наверное, мало в России городов, настолько близких к природе как Петропавловск.
Волшебные качества
А Антонина Добролюбова, художественный руководитель сахалинского областного театра кукол, убеждена, что самое удивительное место на земле — их остров.
– Камчатка тоже по-своему волшебное место…
– Да, всегда хочется сказать: «Ах!» Меня несколько раз возили на океан, и каждый раз он воспринимается как в первый. Волны, простор, вулканы опять же… Они здесь везде и везде разные.
– У вас — самый лучший театр кукол на Дальнем Востоке. Давно он существует в такой ипостаси?
– Относительно недавно. Раньше у нас было довольно неказистое маленькое помещение, где не было места ни для чего. В зале помещались около ста человек на обычных лавках. А помочь переехать в новое помещение помогла статья в местной газете под заголовком «Грустная премьера», где сами зрители возмущались невозможностью попасть в театр. В кассы стояли длиннющие очереди, и дети по несколько месяцев не могли увидеть спектакль. Губернатор области (тогда это был Игорь Фархутдинов) откровенно возмутился таким положением вещей, дал команду, и через некоторое время мы переехали в новое большое здание с тремя зрительными залами.
– Скажите, откуда взялся ваш спектакль про летающий диван?
– Идея спектакля «Мы летали на диване» долго витала в воздухе. Хотелось не только показать детям что-то связанное с космосом, но и окунуть их в звёздное пространство, дающее понимание необъятности и загадочности. Как раньше было в планетарии. Причём, загадывалось всё ещё и для познавательности, просвещения детей на каком-то начальном уровне. Потому что неизвестно, что получится из того маленького человечка, который сидит в зале, восторженно открыв рот. Может это будущий Королёв или Гагарин...
Есть мнение
Художественный руководитель камчатского театра кукол Зиновий Кужелев:
Сергей Турков
Смотрите также:
- Храм для души. Как живёт театр кукол →
- За что камчатцы любят свой театр? →
- Кукольный театр пофестивалил →