Камчатский театр драмы и комедии в воскресенье, 14 ноября, представит зрителям премьеру – постановку по пьесе Дмитрия Данилова «Свидетельские показания».
Работает над спектаклем приглашённый режиссёр Евгений Маленчев, прибывший на полуостров с постановочной группой – художником Анастасией Бугаевой, художником по свету Нареком Туманяном и композитором Фёдором Кондращевым.
Писатель, поэт, драматург
В рамках премьеры состоится ещё ряд интересных событий: творческая встреча с драматургом, читка его пьес и мастер-класс от Дмитрия Данилова «Мой рецепт хорошей пьесы». Он один из самых ярких современных драматургов, хотя писать пьесы стал относительно недавно, в 2017 году, уже имея солидный опыт прозаика и поэта.
Пьеса «Свидетельские показания» также отмечена победами на конкурсах «Исходное событие – XXI век» и «Действующие лица» (2018). Впрочем, перечислять премии Данилова можно довольно долго, как и сопутствующие ему в прессе определения в стиле «драматург-хитмейкер», и всё это автор по праву заслужил.
Его пьесы действительно притягивают внимание читателей и зрителей, вдохновляют режиссёров театра и кино, создавая на сцене совершенно невозможные и в то же время потрясающе узнаваемые истории нашей повседневной жизни. В чём же их секрет? Камчатский зритель сможет сам найти ответ на этот вопрос, посетив премьеру и другие мероприятия – знакомства с творчеством Дмитрия Данилова.
Грантовый спектакль
– Постановка пьесы стала возможна благодаря гранту, полученному по программе развития театрального искусства на Дальнем Востоке. Наш театр уже второй раз участвует в конкурсе, который проводится в целях поддержки молодой режиссуры и развития театрального искусства, и второй раз выигрывает грант – в прошлом году благодаря ему был поставлен спектакль «Ганди молчал по субботам». Такая возможность, безусловно, – подарок, особенно в период пандемии, когда театр наполовину закрыт и много ограничений, – рассказал художественный руководитель Олег Степанов. – Мы очень рады, что нам удалось попасть в пятёрку победителей, потому что заявок было двадцать пять, и оценивала их группа экспертов с серьёзным подходом. Не знаю, с чем связано их положительное решение – с тем ли, что мы выбрали и пригласили к нам именно эту постановочную команду, или же с выбором пьесы, а может, всё вместе сыграло роль – главное, что в результате мы можем реализовать этот проект.
Олег Степанов отметил, что приглашённый режиссёр, Евгений Маленчев, хоть и молодой по возрасту, в творческой театральной жизни себя уже проявил и зарекомендовал как очень интересный мастер. Его даже называют режиссёром, определяющим будущее российского театра.
– Мне хотелось пригласить именно Евгения. У него солидный опыт постановок в разных театрах, он постоянно находится в процессе обучения и при этом обучает сам, – говорит Олег Степанов. – Сотрудничает с Союзом театральных деятелей, работает в Летней театральной школе, куда съезжается театральная молодёжь со всей страны, участвует в лабораториях крупнейших театральных режиссёров. Поэтому я считаю, что для нашего театра это очень важный и серьёзный опыт – работа с таким режиссёром.
«Попробуй вскрыть эту интригу…»
Евгения Маленчева мы застали в зрительном зале в момент монтажа декораций, по его словам – в самый волнительный и нервный этап.
– Первая встреча с декорациями глазами, а не воображением – всегда момент особенный и нервозный, потому что это не только художественная, но и материальная часть спектакля. Это технологическая разработка, производство, время и т. д. Всегда очень волнуешься, чтобы получилось точно так, как представлялось.
Пьеса «Свидетельские показания» вызвала интерес режиссёра ещё в момент прочтения, в 2018 году. Сюжет сформулирован автором в первой ремарке: человек выбросился из окна своей квартиры и разбился насмерть. Случайно он выпал или намеренно, или его выбросили – неизвестно. И персонажи, отвечая на вопросы невидимого следователя, расследующего это дело, рассказывают – каждый свою версию – о том, кем был и что делал погибший человек.
– Все пьесы Данилова объединяет один мотив, когда в более-менее привычный нам мир вторгается какая-то иррациональная сила. Когда человек вдруг сталкивается с этим событием, на какое-то время (на долю секунды, на час, на всю дальнейшую жизнь) его обычный мир – такой осязаемый и вроде бы понятный – вдруг разрушается, перестаёт существовать. В самой, наверное, известной пьесе «Человек из Подольска» такой силой становится абсурдный допрос в полиции, в «Серёже очень тупом» – визит странных курьеров, а в нашей истории – смерть человека, которая не имеет причин, – говорит Евгений Маленчев. – Есть версии, предположения, в каких-то случаях есть эмпатия, в других – абсолютное равнодушие: «Ну, ок, бывает». И вот эти фрагменты реакций, мыслей, версий разных людей в конечном итоге собираются в целое, и я ловлю себя на том, что на репетициях в какой-то момент отвлекаюсь и начинаю рефлексировать, думать: «Понятно, что это однажды произойдёт и со мной. Я буду тем, кто говорит, или тем, о ком говорят. Интересно, это будет примерно так же?». Это происходит на какой-то момент, потом я возвращаюсь обратно в привычные обстоятельства репетиции и продолжаю работать. Но мне кажется, это любопытная реакция. Хорошо, если в зрительном зале будут возникать и другие эмоции. Мне нравится, что у Данилова идеи не лежат на поверхности. Очевидна ситуация, но количество интерпретаций – бесконечно. Мы все имеем свои взгляды, мнения, заблуждения и убеждения, они очень разные, поэтому вместо того, чтобы учить друг друга жить, мне в театре гораздо интереснее представить ситуацию, в которой наша разность, самость каждого смогут найти себе место.
Пьеса написана таким образом, что зритель, который находится внутри спектакля, становится действующим лицом, потому что на сцене есть свидетели, но следователя нет. Таким образом, зрительный зал превращается в коллективного следователя. Пожалуйста: слушай, смотри, воспринимай, выстраивай версии, попробуй вскрыть эту детективную интригу и понять, о чём эта история будет лично для тебя. Она действительно невозможна без зрителя. Я думаю, будет удачей, если сколько человек придёт на спектакль, столько и будет версий относительно того, о чём он. Такова особенность даниловского подхода к драматургии: он не транслирует через пьесы свои идеи и мысли, а скорее моделирует ситуацию, внутри которой ты находишь пространство для себя: для меня эта история может быть об этом, что совершенно не значит, что для вас будет так же.
Несомненно, встречи с творчеством Дмитрия Данилова в стенах театра драмы и комедии принесут большое удовольствие камчатским театралам и любителям современной литературы. Старт программе даст 12 ноября театральный эксперимент «PROчтение», на котором прозвучит пьеса «Серёжа очень тупой». 13 ноября камчатцев приглашают на творческую встречу с Дмитрием Даниловым, где можно будет пообщаться с драматургом и услышать пьесу «Выбрать троих». Она написана в 2020 году, в незабываемое время самоизоляции, когда все мы только учились жить в условиях пандемии коронавируса. Театрам тогда тоже пришлось нелегко, нужно было переносить действие с родной сцены в электронное пространство светящихся мониторов, и новое произведение Данилова было написано специально для него. 14 ноября в 14 часов драматург проведёт мастер-класс для всех желающих, а вечером на сцене театра впервые будет показан спектакль «Свидетельские показания».
Эмма КИНАС