В Петропавловске-Камчатском завершился фестиваль уличного искусства и граффити – яркие работы талантливых художников украсили наши улицы и радуют горожан и гостей края.
Торцы сразу трёх домов по улице Пограничной заполнила единая граффити-композиция, в создании которой поучаствовали как местные, так и приезжие мастера. На фасадах красуются Кутх, колоритный турист и его верный друг хаски, которого изобразил камчатский художник, граффитчик, мастер татуировки Сурен ДАВТЯН.
Творчество в рыбном крае
– В детстве я любил рисовать, а родители, увидев задаток, направили в нужное русло – в художественную школу. Соответственно, я развил навык и не стал останавливаться, – рассказывает Сурен. – Поскольку в «художку» я пошёл рано, то и окончил в возрасте, в котором многие только поступают.
Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: В художественной школе нравилось? А то у многих детей на этапах академического рисунка пропадает интерес…
Когда учился в старших классах, мне предлагали полететь в Хабаровск и поступить в художественный вуз, но я отказался, так как активно занимался футболом – были даже планы продолжить на профессиональном уровне.
В итоге получил образование инженера – эксплуатация электрооборудования и средств автоматики. Видишь, как пригодилась профессия (смеётся). Помню, батя сказал: «Край у нас рыбный, лишним не будет». Вот я и пошёл.
– Тем не менее, к краскам ты вернулся.
– Да, я в принципе, и не оставлял их никогда – просто не занимался так плотно и серьёзно, как сейчас. Ещё в универе я начал путешествовать по миру – был в Париже, потом посетил Канаду, где мне очень понравилось, и я захотел остаться. Но это были ещё планы, я вернулся, после учёбы начал немного заниматься татуировкой, отслужил в армии.
На Камчатке я какое-то время занимался стрит-артом – оставлял смысловые трафареты на улицах. Естественно, то, что я делал, например, на остановках, было нелегально – несколько раз мне даже приходилось убегать. Но всегда были и «заброшки», на которых можно было рисовать. Технических навыков работы с баллонами у меня ещё не было, но потом местные граффитчики подтянули, и я начал пробовать создавать объёмные работы.
И татуировку не оставил – осознанно подошёл к этому делу, поняв, что это то же искусство, только на коже. А поскольку я работаю в стилях реализм и сюрреализм, база, которая у меня уже была, помогла мне.
– Вокруг искусства татуировки до сих пор много стереотипов. Один из самых распространённых, что с рисунком на теле сложно устроиться на «нормальную» работу. Тебе это никогда не мешало?
– Нет, потому что татуировки делают только те, кто осознанно на это решился. Среди клиентов у меня есть и полицейские, и фээсбэшники. На самом деле с татуировками сейчас много людей – больше, чем тех, у кого их нет. Только взрослое поколение относится консервативно.
Первые татуировки я делал себе и корешам. Создал самодельную машинку из гитарной струны, моторчика. Ездил на квартиры – это было подобно лотерее, в которой каждый раз не знаешь, не заглохнет ли аппарат. Потом уже подкопил, заказал новый.
В какой-то момент я понял, что здесь не получаю новых знаний. И, продолжая активно путешествовать по всему миру, стал участвовать в международных тату-конвенциях, получать знания и максимально прокачивать скилл (умение, навык, мастерство (англ.) – Прим ред.). Помню, в год было 16 полётов – это очень много.
Два года я не жил на Камчатке, половину времени был в Москве, другую – в Штатах. Но по семейным обстоятельствам всё же вернулся на полуостров.
Издержки организации
– Ты – участник фестиваля уличного искусства и граффити. Для жителей края это событие стало сюрпризом, но ты, наверняка, узнал о нём раньше?
– Честно говоря, я стал участником в последний момент. Сначала отказался, потому что мне совсем не понравился уровень организации. Изначально среди участников должны были подобающе распределить стены и фасады. Очень долго не было никакой конкретики, а спустя время сказали, что фасады дадут только приезжим художникам. Мне предложили участки, которые останутся, и работу остатками краски – в общем, участвовать на таких условиях я отказался.
В итоге, когда к нам прилетели ребята из других городов, кому-то не досталось фасада, а кому-то – сразу два. Я поучаствовал в создании триптиха на Пограничной, потому что художник Серёга (Сергей Мотофанов из Владивостока – Прим. ред.) попросил помочь – изобразить хаски по эскизу.
Также помог коллективу нашей артели «Молоко» на подпорной стене на улице Ленинградской – ребята придумали концепт и создали эскиз, а я воплотил его технически.
– Фестиваль активно обсуждали в социальных сетях. Некоторые камчатцы считают, что необязательно было приглашать художников из других городов – у нас и своих много хороших. Ты тоже так думаешь?
– У нас есть хорошие художники, но их совсем немного. Я считаю, наоборот, круто, что пригласили людей из других городов. В этом, собственно, и суть события.
На серьёзные граффити-фестивали в Москве, Стокгольме или Берлине, например, приезжают художники со всего мира. И это по-настоящему здорово – у каждого свой стиль, умения и эскизы.
Поэтому хорошо, что на Камчатку пригласили художников, но, опять же, нужно было сделать всё подобающе. Я уверен, что на организацию фестиваля выделяли большую сумму, но, наверное, не вся она пошла в правильное русло.
Ценности и ценители
– Не пропадает ли любовь к творчеству, когда художник – это профессия?
– Заказы бывают разными. Некоторые предлагают придумать что-то самостоятельно, но в большинстве случаев задают тему. И тут уже дело каждого – я, например, никогда не делаю то, что мне не нравится, и за что отказываются достойно платить. Зачем творить за копейки, из-за которых желание работать пропадает? У всего есть своя цена. Те, кто ценят своё искусство, не будут творить по дешёвке.
Конечно, я и для себя могу посидеть и порисовать, но делать это налево и направо, просто потому что люди просят, не буду.
– Сурен, если ты облетел весь мир – можешь сравнить отношение к искусству в России и за рубежом?
– За границей его больше ценят, и на художников смотрят как на звёзд, людей с другой планеты. А в России говорят: «Наркоман, пацифист, хиппи, не работает». Есть, конечно, ценители, но их немного – это определённый слой людей. Тех, кто покупает картины, единицы.
Искусство граффити хорошо развито в Европе и США. А Камчатка наша – лет на 50 отстаёт от Москвы и на 150 – от всего мира. Хорошо, что сейчас уже более или менее регион развивается в этом плане.
Проблема ещё и в том, что наши жители мало подкованы информационно. Мы живём в мире, в котором нельзя без социальных сетей – художники продвигают в них себя и свои работы. И народ в большинстве случаев обращает внимание на цифры – он скорее пойдёт к тому мастеру, у которого больше подписчиков.
Хотя для Камчатки совсем не обязательно такое продвижение – территория небольшая, и если ты что-то круто делаешь, это обязательно разойдётся слухом по всем людям. Старание и работа над собой в любом случае не останутся незамеченными.