В конце июля Камчатку посетили участники экспедиции «По стопам польских исследователей Сибири» во главе с Яцеком ПАЛКЕВИЧЕМ.
Со знаменитым путешественником, журналистом, человеком, который сотрудничал с Российским центром подготовки космонавтов, консультировал специалистов элитных подразделений из разных стран по проблемам выживания, пообщался корреспондент «АиФ-Камчатка».
С открытой душой
«АиФ-Камчатка»: – Какова цель вашей экспедиции?
Яцек Палкевич: – Мы с моими друзьями — фотографом Гжегожом Литыньски и писателем Кшиштофом Петеком — приехали в Россию с открытой польской душой, чтобы поддержать тёплые, дружеские отношения.
Тема поездки — «По следам польских исследователей Сибири». Я, как географ, понимаю, что Сибирь и Дальний Восток — это две разные вещи, но в Европе Сибирь и Дальний Восток — это одно целое. По следам поляков, которые оставили большой след на зауральской земле в XIX веке, мы оказались сначала в Иркутске, а затем на Камчатке. Я думал, что из уроков географии в школе молодёжь знает о хребте Черского и о вкладе Дыбовского в изучение Байкала. Но ученики спрашивают: «Кто этот парень — Черский?» А ведь эти научные исследователи внесли крупный вклад в развитие Сибири. В Иркутске говорят так: во второй половине 1870 года поляки доминировали, они считались элитой города. У меня дома есть журнал того времени, о ситуации в Иркутске. И там написано: «Так и получается, что у нас вокруг сплошной польский язык, что уже просто русского не слышно, только польский, польский, польский». Всё это — наша общая история. И эта связь приятна и для вас, и для нас. Так что цель поездки — не только напомнить о славных польских страницах в истории исследований и открытий в Сибири, но и улучшить имидж Польши в России и России в Польше, а также наладить добрососедские отношения.
Шанс выжить
«АиФ-Камчатка»: – Однажды вы придумали в качестве добровольно потерпевшего бедствие человека в одиночку пересечь Атлантический океан в спасательной шлюпке…
Я.П.: – Моя мама рассказывала, что, когда мне было 6 лет, на вопрос, кем хочу стать, я ответил: «Я буду, не хочу, а буду путешественником». В те времена не было таких возможностей, как сегодня: Интернет, Discovery Channel… Всё нужно было искать самому. И тогда меня привлёк путь экстремального выживания. Я смотрел на то, как выживают дикие племена, и мне это нравилось. К моменту моего путешествия через Атлантику я уже достаточно долго ходил на яхтах. Поэтому не только сам себе устроил экзамен, но и показал всему миру, что даже в таких условиях, если ты не сдаёшься, есть шанс выжить. Это путешествие стало моей визиткой.
«АиФ-Камчатка»: – Но, решаясь на такие маршруты, можно и погибнуть. Что вами движет?
Я.П.: – Одна британская газета, когда я ходил через Атлантику, опубликовала такой заголовок: «Этому парню жить не хочется». Мне было очень неприятно, ведь я не камикадзе. Во время сложных путешествий я всё стараюсь держать под контролем. Сколько элементов нужно рассмотреть до отъезда в экспедицию, нужно учесть все тонкости, всё продумать, даже то, о чём не подозреваешь! В пути может случиться всё что угодно.
Рай за 10 тысяч: как прожить в Таиланде дикарём >>>
Есть, конечно, моменты, которые от тебя не зависят: погода или землетрясение, например. Тут уж, к сожалению, ничего не поделаешь, только к интуиции нужно прислушиваться. А так всё под контролем должно быть. В океане меня и шторм застал, и красивый закат, но даже в моменты релакса напряжение сильное — все 24 часа в сутки 44 дня. У меня не было связи, только компас. Когда я смотрел на него ночью, то на свет тянулись летающие рыбы. Я кидал их в ведро и питался «суши», воду набирал во время дождя. Мне важно было показать людям, что терпящий бедствие не должен терять силу воли, веру. Тогда он выживет даже в спасательной шлюпке.
«АиФ-Камчатка»: – Вы когда-нибудь оказывались в ситуации, когда было страшно и думалось: «Всё! Больше никаких путешествий!»?
Я.П.: – Страшно было в океане во время шторма. Я ведром вычерпывал воду из шлюпки три дня и три ночи. Иногда я сам не верю, что всё это — правда. Думаю, может, это какой-то сон. Люди считают, что такое невозможно для человека. Но когда у тебя есть сила воли, характер, то всё возможно. Когда сложно — сдаться легче всего. Молодёжи сегодня не хватает силы воли, они как-то не до конца всё доводят, сдаются...
«АиФ-Камчатка»: – Нужно родиться с такой силой воли?
Я.П.: – Абсолютно нет. Нужно вырабатывать в себе эти качества: поднимать планку всё выше и выше, больше трудностей преодолевать каждый раз. С первого шага победить мир невозможно. Всё должно быть постепенно. И главное — всё время говорить себе: «Я сделаю, я смогу».
«АиФ-Камчатка»: – В 1982 году вы основали первую в Европе школу выживания. Расскажите о ней.
Я.П.: – Это школа выживания в условиях экстремального мира— в холоде, в жаре, за полярным кругом. Для вас слово «экстремальное», может, и не имеет такого большого веса, потому что на Камчатке климат и условия более экстремальные в сравнении с Европой.
Закрытые двери
«АиФ-Камчатка»: – Любое путешествие связано с финансовыми затратами. Как вы решаете этот вопрос?
Я.П.: – Однажды я пошёл на один завод и сказал: «Посмотрите, какие у меня проекты, не хотите меня поддержать?» А когда в 1975 году прошёл Атлантику и в Европе моя фамилия появилась во многих СМИ, то я уже был в таком положении, что говорил: «Нет, вы мне не нравитесь. А с вами давайте дружить!»
Опасно и скучно? Петербурженка отправилась на Камчатку на… поезде >>>
Что касается сегодняшнего дня, то в Европе и во всём мире — кризис, денег нет. Поэтому я не завидую молодёжи, которая, имея даже серьёзные и крупные проекты, не может их воплотить в жизнь из-за отсутствия денег.
«АиФ-Камчатка»: – А есть что-то, чего вы очень хотите, но не можете себе позволить?
Я.П.: – Есть прошлое, и есть настоящее. И есть ситуация, которая была в прошлом и есть в настоящем, — она не изменилась. Для меня это то, что я не могу поехать, к сожалению, на Командоры. И не только я — любой парень из России, из Европы или из Японии. Обратишься в кассу: «Мне два билета на Командоры, сколько стоит? Сколько?! Нет, спасибо!»
Я не понимаю такой политики — ведь закрываются двери туризму. Так же, как попасть из Москвы на Камчатку, — тариф очень высокий. И это грешно, ведь такие места, как у вас, привлекательны и ценны для туристов. Я на Камчатке был несколько раз как журналист, чтобы показать Европе красоту вашей природы. Потому что после женщин вторая моя любовь — природа.
ДОСЬЕ
Яцек Эдвард ПАЛКЕВИЧ родился 2 июня 1942 г. в Германии. Всемирно известный исследователь, писатель, журналист. Совершил самое крупное открытие XXI века — открыл исток реки Амазонка. Почётный член Королевского географического общества Великобритании, Почётный член Национального географического общества США, член Русского географического общества, обладатель многочисленных международных наград. Главный консультант проекта «Исчезающий мир». Побывал на всех широтах Земли, неутомимо добывая документальные свидетельства культуры исчезающих этнических меньшинств.
Иван (Ян) Дементьевич ЧЕРСКИЙ (1845—1892) — геолог, палеонтолог и географ, исследователь Сибири. Участник польского восстания (1863—1864). Изучал Саяны, Присаянье и Приангарье, геологическое строение берегов Байкала. В 1891 г. совершил экспедицию в район рек Колыма и Индигирка. Его именем названы горы в Якутии и Магаданской области, хребет в Забайкалье.
Бенедикт ДЫБОВСКИЙ (1833—1930) — выдающийся учёный-биолог, зачинатель современного системного байкаловедения, зоолог, врач, общественный деятель-гуманист, политический ссыльный в Сибирь, участник польского восстания (1863—1864). В 1878 г. добровольно отправился на Камчатку в должности уездного врача и работал там до 1883 г., сочетая врачебную практику с продолжением натуралистских исследований и общественной деятельностью.
Смотрите также:
- Современные кочевники. Что делали немецкие журналисты на Халактырском пляже →
- Камчатский гид — о силе вулканов и альтернативной истории Края Света →
- «Россия 360»: пилоты восхищаются россиянами и переживают за Север →