В чём преимущества и недостатки запуска бизнеса по франшизе?

ЦИСС провёл "Школу социального франчайзинга". © / Shutterstock.com

О преимуществах и недостатках запуска бизнеса по франшизе рассказывает директор Центра инноваций социальной сферы (ЦИСС) Анна Ковшарева.

   
   

– В марте наш Центр впервые организовал и провёл уникальное образовательное мероприятие – «Школа социального франчайзинга» для социальных предпринимателей. По нашему мнению, в крае существуют интересные проекты, которые можно тиражировать на территории страны и даже за рубежом. Мы решили найти специалистов и запустить такую программу.

В качестве спикеров были приглашены бизнес-тренер, практикующий специалист по «упаковке» франшиз, представитель «Фонда социальных инвестиций» Наталья Малахова и юрист, специалист в области интеллектуальной собственности, патентном праве, автор образовательных программ и семинаров Лариса Овсянникова. Слушателями школы стали социальные предприниматели, планирующие купить франшизу.

Это модель бизнеса, при которой предприниматель (франчайзи) покупает у другого предпринимателя (франчайзера) детальную систему бизнеса и поддержку по его ведению, а также маркетинговые и технологические материалы для его работы. Коммерческая концессия, франшиза, франчайзинг – всё это отношения между двумя сторонами (бизнесменами), при которых один предоставляет право на ведение бизнеса, а второй пользуется им за плату.

Допустим, предприниматель хочет масштабировать свой бизнес. Есть два варианта: открывать филиалы своей компании в других городах или использовать франшизу. По сути, она будет инструкцией по открытию бизнеса под вашим руководством. Если предприниматель выбирает путь формирования франшизы, то он должен «упаковать» все свои бизнес-процессы, технологии, методики, систему поддержки ведения бизнеса в определённую форму, оформить патент на товарный знак (бренд), коммерческое название и иную интеллектуальную собственность. После этого всё можно продать как отдельный интеллектуальный продукт, за который устанавливается цена (паушальный взнос) и регулярная оплата за пользование (роялти).

Франчайзинг – способ масштабирования бизнеса, своего рода аренда товарного знака или бренда. Для предпринимателя (франчайзера) это возможность увеличить свой доход, повысить лояльность клиентов к его товарному знаку (продукции), а для франчайзи – возможность начать предпринимательскую деятельность с минимальными рисками, покупая и развивая уже успешную бизнес-модель.

Франчайзинг делится на несколько видов.

   
   

Товарный подразумевает покупку разрешения на продажу товаров франчайзера, выпускаемых под его именем. В этом случае франшиза регламентирует правила продажи, ассортимент товаров, предоставление брендированной продукции, оборудования, формы для персонала, стандартов обслуживания клиентов.

При производственном виде покупается оборудование для открытия производства под именем франчайзера. Покупатель приобретает сырьё, право на изготовление продукции, оборудование. В договоре обозначаются сроки производства, объём, технология, бренд-бук.

Сервисный вид регулирует взаимоотношения франчайзи и компании-франчайзера в сфере предоставления услуг: образовательных, сервисных (обслуживания), например, открытие бизнес-школ или образовательных центров, сетей химчисток, парикмахерских. Франчайзер предоставляет оборудование, право предоставлять услуги под своим именем, оставляя за собой контроль за качеством работы.

Бизнес-франчайзинг или смешанный формат подразумевает продажу франчайзером не только прав на ведение бизнеса под его именем, но и лицензии на открытие бизнеса. Используя такую модель, можно не только производить товары, но и открыть розничную сеть по их продаже.

Сейчас также активно формируется социальный франчайзинг, который может быть любым из четырёх видов. Его главная особенность в том, что и франчайзи, и франчайзер, должны придерживаться принципов и условий ведения социального бизнеса.

Покупка франшизы не всегда гарантирует бизнесмену доход и развитие. Успешность зависит от анализа рынка франшиз, определения их окупаемости, выгод, которые получит франчайзи от приобретения.

К плюсам относится то, что при покупке франшизы предприниматель сразу получает более-менее известный бренд, присоединяется к уже существующему имени с наработанной целевой аудиторией и репутацией на рынке. Также есть возможность сделать быстрый старт и получать первые доходы практически сразу после открытия. Кроме того, хороший франчайзер проводит обучение франчайзи и помогает в решении возникающих сложностей, что тоже немаловажно для успешного старта. Минус приобретения франшизы – не будет возможности для личного творчества в бизнесе, т. к. действия предпринимателя ограничены договором.

Обучение в «Школе социального франчайзинга» дало базовые знания и комплекс практических инструментов по вопросам: какие факторы необходимо учесть для успешности проекта, как составить план работ, провести анализ готовых франшиз, в чём отличие социального франчайзинга, как разработать франшизу, оформить договор, выбрать партнёров, избежать мошенничества и многое другое.

По итогам обучения три проекта конкурсной комиссией Школы были отобраны для формирования франч-пакета – «упаковкой» своей франшизы три социальных предпринимателя Камчатского края: Иван Бархатов с проектом «Игротеки и игробитвы «Бархатята», Марина Андреева – сеть Соляных пещер «ПроСоль» и Ольга Самойлова с творческой инклюзивной студией лепки из глины «Лепилка».

На правах рекламы

Смотрите также: