Кто виноват и что делать, или Как противостоять экономическому кризису

Экономический кризис вызывает тревогу, а порой и панические настроения. Это было уже не раз на нашей памяти последних лет.    
   

Власть, разумеется, принимает меры, чтобы нам с наименьшими потерями пережить очередной трудный период, и это вполне естественная её обязанность.

Что именно предпринимается исполнительными органами Камчатского края?

Новая ориентация

Дмитрий Коростелёв: В прошлом году при изменениях поставок продуктов питания многие партии товаров, предназначавшиеся для Камчатки, были «развёрнуты» в центральные регионы России. Тогда губернатор поставил перед краевым правительством задачу — не допустить товарного дефицита. Мы с местным бизнесом вырабатывали логистику — откуда брать мясо и всё остальное. В результате за сентябрь-ноябрь география поставок изменилась. Бизнес переориентировался на Татарстан, Белоруссию, Южную Америку, а также на новых межрегиональных поставщиков.

Александр Крышталь, kamchatka.aif.ru: То есть обилие бразильского мяса на прилавках не случайно?

– Оно составляет сегодня до 40 процентов мясного сегмента на камчатском рынке.

– Перебоев не было?

   
   

– Был ажиотажный спрос в декабре. В общем, это в какой-то мере традиционная предновогодняя тенденция. Объёмы продаж в декабре в десять раз превышают объёмы января и в пять раз — ноября. Ненормально другое: некоторые коммерсанты, используя ажиотажные настроения, пытались, и к сожалению в ряде случаев пытаются, взвинтить цены.

– Можно ли этому противодействовать?

– Государственное регулирование цен ограниченно. Только на отдельные товары. Хотя мы совместно с прокуратурой и антимонопольной службой в самое ближайшее время планируем вернуться к этому вопросу и предложить свой вариант решения.

В январе — феврале мы провели рейды совместно с краевым минсельхозом и Народным фронтом. Выявили ряд точек, где повышение цен, мягко говоря, не вполне обоснованно. Материалы передали в антимонопольное управление. Мнения по поводу административной ответственности разные: у нас, у антимонопольщиков и у бизнеса. Мы выбрали для себя информирование населения: будем дважды в месяц показывать сложившиеся цены по краю.

Важно не перегреть ситуацию. Проверок и так много. Можно вообще всё запретить, но тогда и есть будет нечего. Нужно искать компромиссный вариант, и делать мы это будем, учитывая мнение бизнеса.

Кстати
В настоящий момент краевым министерством экономического развития заключено соглашение о социальной ответственности с 25 предприятиями — о недопустимости необоснованного роста цен на социально значимые продукты питания. Также цены отслеживают по своим округам депутаты заксобрания. Краевой минсельхоз мониторит отпускные цены местного товаропроизводителя. Минэкономразвития вместе с Народным фронтом — непосредственно магазины, включая «Галант Плаза», торговые предприятия на 6-м и 8-м километрах, в Елизове и районах края. К отслеживанию ситуации подключаются и районные газеты. Информацию о ценах планируется озвучивать через различные СМИ. Власть считает, что это поможет людям сделать свой выбор. Тем более есть примеры, когда при информированности населения цены действительно снижаются.

Рыбозамещение

– Логично, наверное, обратить внимание и на рыбную отрасль. Бразилия с её фермами далеко, а рыба ловится у наших берегов…

– Согласен. Камчатка вылавливает сейчас порядка 850 тысяч тонн рыбы в год, а на полуострове потребляется только пять тысяч тонн. Наша рыбная отрасль на 85 процентов ориентирована на экспорт: Японию, Китай, Корею, Америку. Откровенно говоря, это позволило нам не так сильно «просесть» по показателям за 2014 год в условиях кризиса. При девальвации национальной валюты произошёл рост выручки в рублёвом эквиваленте. В отличие, кстати, от регионов центральной России.

Сейчас Президентом России поставлена задача в рамках импортозамещения увеличить поставки в центральную Россию и больше насыщать камчатский рынок. Задача поставлена, и она будет решаться.

– Станет ли качественная рыбопродукция доступнее камчатцам?

– Уже становится — за счёт расширения сети розничных магазинов рыбопродукции «41 регион». В прошлом году в Петропавловске их было 20 плюс магазин «Океан» на улице Тушканова. Кроме того, в Петропавловске сейчас четыре крупных торговых объекта в режиме рынка товаров местных производителей: КВЦ, «Сварог», торговый центр на улице Циолковского и Дом быта на Горизонте-Юг. Там тоже есть рыбные прилавки, где морепродукцию можно купить по цене местных производителей. В 2015 году планируем открыть ещё две точки: на 5-м километре и в районе Садовой. В соответствии со стандартом развития конкуренции количество выставок-ярмарок планируется довести до семи. Естественно, будем открывать рыбные магазины в Елизове и Вилючинске.

Антикризисные меры

– На Камчатке принят план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в крае на 2015—2017 годы. Какие меры включены в план?

– Направления действий правительства края включают в себя решение задач по импортозамещению, по содействию развитию малого и среднего предпринимательства (за счёт снижения как финансовых, так и административных барьеров), по привлечению инвестиционных ресурсов в жилищное строительство, в жилищно-коммунальное хозяйство, в топливно-энергетический и транспортный комплексы. Безусловно, одной из мер будет являться компенсация дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан, также предусмотрены мероприятия по снижению напряжённости на рынке труда и поддержке эффективной занятости.

Будет сохранён сниженный энерготариф. Он высокий, несмотря на снижение, но на Камчатке высокая себестоимость электроэнергии.

Сохраним предусмотренные бюджетом средства для выполнения всех обязательств социального характера перед жителями края.

Увеличивается поддержка сельского хозяйства. В этом году субсидии в эту отрасль вырастут на 300 миллионов рублей по сравнению с запланированным объёмом на текущий год.

– Чтобы увеличить субсидии, нужно на чём-то сэкономить. На чём?

– Будем переносить на другие годы не начатые проекты. Не подлежат сокращению программы здравоохранения и образования. Но большую часть госпрограмм мы вынуждены будем урезать. Нам нужны средства на поддержку бизнеса и антикризисных инициатив. Будем сокращать и расходы на госорганы. Это, в первую очередь, командировки, приобретение автотранспорта, мебели, запрет на увеличение штатов госаппарата и муниципальных служащих.

– Как планируется поддерживать малый и средний бизнес?

– Направлений много. Мы готовы работать с бизнесом по предоставлению гарантий из нашего Гарантийного фонда. Кроме того, мы не увеличиваем проценты по займам в Фонде поддержки предпринимательства. Предусматриваем также снижение налоговой нагрузки. В силу дотационности региона мы не можем устанавливать налоговые льготы в полной мере, но можем применить компромиссный механизм: не освобождаем от налога, а предлагаем, например, нулевую ставку, если инвестор готов построить объект к определённому сроку. Ставка постепенно вернётся к нормальной. Это не выпадающие налоги, а отсроченные налоговые платежи. Такой шаг навстречу для бизнеса очень важен.

– Будут ли такие шаги в вопросах бюрократических проволочек?

– Это одна из давних проблем. Приведу пример. Чтобы получить разрешение на строительство, бизнес должен пройти 15 процедур с общим сроком не менее 260 дней, если не будет возврата документов и «отступлений». Минстрой России поставил задачу сократить этот срок до 100 дней. Такую же задачу ставит перед нами и губернатор края.

По снижению сроков получения разрешений, минимизации контрольно-надзорной деятельности мы ведём сейчас постоянный диалог с местными органами федеральных служб. Не все из них готовы к такому диалогу, но процесс идёт. Важно выработать типовые минимальные сроки оказания государственных и муниципальных услуг. Мы составляем «дорожные карты бизнеса», где предусмотрено всё, что нужно сделать, чтобы прийти к результату. Работа ведётся несколькими министерствами. Нужно упорядочить административные процедуры, найти лучшие практики и на их основе прийти к единым стандартам.