Озерновская коса в Петропавловске всегда была лакомым кусочком для камчатских предпринимателей. Одни мечтали разбить там парк развлечений с кафе, стилизованным, как ни странно, под эскимосскую иглу. Другие хотели разместить гостиничный комплекс для туристов с замаскированным под старинный корабль рестораном. А сами берега набережной одеть в гранит... Этим проектам не суждено было воплотиться. И сегодня центр Петропавловска украшают разнообразные кафе и шашлычные. Пока...
В ближайшее время территорию набережной ждут большие перемены. Но появится там не ресторан и не гостиница, а культурный этнографический центр. Об этом корреспонденту "АиФ-Камчатка" рассказал член правления Петропавловской ассоциации коренных малочисленных народов Севера Алексей БОБРЯКОВ.
- Построить этнографический центр коренных народов именно в Петропавловске было нашей давней мечтой. Сама проблема выделения земли не стояла остро, главный вопрос заключался в финансировании. Я неоднократно обращался за помощью к бывшему губернатору края Кузьмицкому, но тот холодно отнёсся к этой идее. И только в этом году дело сдвинулось с мёртвой точки, руководство края и Петропавловска обратило на нас внимание. Нам выделили участок почти 9 000 кв. м - территория этнической площадки "В гостях у Кутха" между двумя шашлычками "Центральная" и "Лебёдушка" вдоль дороги до Култучного озера. Но власти заверили ассоциацию, что в дальнейшем нам будет передана вся Озерновская коса. Прежнюю этническую площадку придётся убрать, но я надеюсь, что будущий центр возьмёт её название - "В гостях у Кутха", но с приставкой - имени Георгия Поротова. Что касается шашлычек, то, скорее всего, им будет предоставлено другое место.
Штатный шаман
- Как будет выглядеть будущий центр?
- Уже в этом году мы планируем начать строительство капитального здания в виде острога, в нём будет расположено кафе с национальной кухней - рыбными, а также блюдами из оленины и медведя. В комнатах мастеров на глазах туристов будут изготавливаться национальные сувениры, проводиться мастер-классы. На сегодняшний день мастера работают кто где. В посёлках с этим проще - там частные дома, а в городе... одни снимают квартиры, другие - гаражи.
Мы также планируем открыть в центре музей быта коренных народов Севера с библиотекой и фонотекой. Специальное место отведём для стендов камчатских писателей - Поротова, Коянто (Косыгина) и других. Конечно, будут установлены и юрты, балаганы, тотемы, юкольники. Планируем сделать танцевальную площадку в виде бубна, на которой будут проходить фестивали коренных народов. В юрте можно будет посидеть на шкурах у костра, попить чайку... Поставим магазин по продаже сувениров, изготовленных мастерами со всей Камчатки. Но цены сделаем ниже, чем в салонах.
Специально для центра мы будем закупать национальную одежду - кухлянки, малахаи, чижи, торбаса. Городская администрация обещала помочь, стоит всё это очень дорого. Только одна кухлянка - 100 тыс. рублей, а минимальная цена бубна сегодня - 10 000 рублей.
Также проектом предусмотрены собачья упряжка и каюр. Будем, как в 60-е годы, катать горожан зимой по Култучному озеру. А ещё будет свой штатный шаман.
- Настоящий?
- Проведём среди них конкурс. Не каждый может быть шаманом, эти способности передаются по родству. В старину шаманы входили в транс, действуя на окружающих гипнозом, лечили заклинаниями и травами. Вылечивали, конечно, не всех, но им всё равно верили, боялись и уважали. Кстати, шаманы принимали участие в обороне Петропавловска 1854 года. Всего 46 коренных жителей тогда выступили ополченцами. Стрелки они были меткие, но не обладали приёмами штыкового боя, потому большинство и погибло.
Дуэль с Машковцевым
- Алексей Петрович, сколько сегодня на Камчатке проживает аборигенов?
- Около 18 тысяч человек. Ещё больше тысячи годами доказывают свою принадлежность к коренным народам в судах. Ведь в советское время национальность указывалась в паспортах в основном жителей Корякского автономного округа, а в остальных районах всех записывали русскими, многие архивы были потеряны, посёлки закрыты или разорены. Теперь добиться справедливости очень сложно. Разумеется, люди ходят по судам не из-за осознания того, что являются коренными, и не из-за национальной идеи, а из-за льготных участков под рыбалку и охоту.
Нашей общей большой победой стало то, что Петропавловск, Елизово и Вилючинск всё-таки признали районами проживания коренных народов Севера.
Как известно, раньше к ним относились только Корякский автономный округ и удалённые районы Камчатки. Несмотря на то, что в Петропавловске в ковше бухты рыбного порта стояли юрты, балаганы, в посёлке Халактырка жили ительмены... Об этом свидетельствуют старинные гравюры. Но губернатор Машковцев всячески этим фактам противился. В 2004 году я его на дуэль в прямом эфире местной телекомпании вызвал за то, что тот назвал коренных жителей асфальтными аборигенами. Предложил ему стреляться на карабинах. В шутку, конечно.
- Когда начнётся строительство?
- Мы хотим начать его уже в ноябре. Предполагаем, что землю нам дадут в аренду на 49 лет. Это будет культурный центр для горожан и туристов, мы также будем принимать там диаспоры других народов, устраивать национальные праздники. Знаете, у меня есть ощущение, что с появлением этого духовного центра проблемы коренных жителей будут решаться легче. И то, что он развернётся неподалёку от Дома правительства, - символично. Пусть мы будем на глазах у властей, чтобы они не забывали, что мы живём здесь и будем жить дальше.
Смотрите также:
- Праздники «Алхалалалай» и «Хололо» станут нематериальным наследием Камчатки →
- В Петропавловске пройдёт благотворительный концерт национальных коллективов →
- Этнографическая площадка «В гостях у Кутха» будет реконструирована →