6 ноября старейшее предприятие полуострова - Петропавловская судоремонтная верфь - отметило свой 75-летний юбилей. А накануне там побывал корреспондент "АиФ-Камчатка".
...До 1934 года на этом месте была тайга. Но бухта Раковая настолько привлекла комиссию Акционерного Камчатского Общества своей глубиной, защитой от океанических ветров и близостью к камчатской столице, что спустя пару лет, 6 ноября 1936 г., завод уже принял в ремонт свой первый пароход - "Эскимос".
Выстояли!
- Предприятие наращивало темпы и объёмы вплоть до 80-х годов, когда судоверфь достигла вершины своего развития, - рассказывает генеральный директор ОАО "Петропавловская судоверфь" Алексей УСОВ. - Тогда здесь трудились более трёх тысяч человек, и пароходы стояли в три ряда. В 90-х, как и по всей стране, начался развал. Был период, когда в ремонте стояло лишь одно судно. Но предприятие выстояло! За последние 5 лет, к примеру, объёмы стабильно растут на 20-25 % в год. Летом, при максимальной загрузке верфи, в ремонте одновременно стоят более 20 судов.
Мы стараемся поддерживать рост зарплаты на уровне 15-20 % в год - прежде всего, за счёт увеличения выработки. Часть заброшенных территорий, например, площадку бывшего литейного цеха, перепрофилировали в грузовой терминал, холодильник и цех рыбопереработки. Но главное - мы остановили падение производства, массовый уход рабочих с предприятия и смогли вернуть заказчиков.
Сегодня наши основные партнёры, ставящие суда на ремонт, - "Океанрыбфлот", "Акрос", Тымлатский, Озерновский и Октябрьский рыбоконсервные заводы, колхоз "Ударник" и другие крупные рыбопромышленные предприятия края.
Не только судоремонт
- Мы помогаем восстанавливать оборудование тем, кто нуждается в наших высококлассных специалистах: геотермальщикам налаживали циркуляционные насосы, ремонтировали технику в Николаевском карьере, варили трубы для водовода на Паужетке, для "Камчатскэнерго" наплавляли валы на турбины... Хотя и для нас приток молодых квалифицированных кадров - проблема, - говорит Алексей Альбертович. - К сожалению, профессия судоремонтника сейчас не в моде: все хотят быть менеджерами, экономистами и юристами...
...Поговорить со "штучными" специалистами нам удалось прямо на рабочем месте.
Фрезеровщик 5-го разряда Юган Путро работает на заводе без малого 50 лет и в своём деле - виртуоз. На Камчатку сибиряк попал после службы в ВМФ. Юган Иванович помнит, как возили детали с кузнечного цеха на лошадях - при СРВ был конный двор. На его глазах предприятие развивалось, чахло и возрождалось вновь.
- Одна беда - молодёжь к нам не идёт! - говорит ветеран. - А ведь других таких предприятий на Камчатке больше нет...
Слесарь Геннадий Панюта на верфи с 1957 года. Всю свою трудовую жизнь Геннадий Петрович провёл на кислородном участке. Он - один из самых классных специалистов.
- Для того чтобы стать хорошим станочником-судоремонтником, нужно иметь руки, голову и лет 5 стажа работы, потому что у нас - не конвейерная лента, работы все разные, постоянно перестраиваться приходится, - говорит главный инженер судоверфи Александр Фальковский. - Наша судоверфь - это настоящая кузница кадров, и не только в судоремонте! Видели венок, висящий на цепях в сквере Победы? Это наши мастера отливали из латунных артиллерийских гильз. Макеты пушек на батарее Максутова, галерея Почётных граждан - тоже их рук дело...
- Пользуясь случаем, хочу от всей души поздравить всех своих коллег с юбилеем предприятия, пожелать им благосостояния, семейного благополучия и крепкого здоровья! Нам всем есть чем гордиться, - закончил разговор генеральный директор.