У русских евреев положение в Израиле интересное. В России они - евреи. А в Израиле - русские...
Из путешествия по Святой земле вернулась журналистка "АиФ-Камчатка". Своими незабываемыми впечатлениями она поделилась с читателями еженедельника.
Приезжай!
...В Израиль я собиралась съездить давно - туда иммигрировала в перестроечные времена любимая институтская подруга, выйдя замуж за российского еврея. Она сама инициировала переезд, когда потеряла работу и осталась с двумя детьми практически без средств к существованию. Перспективная выпускница университета оказалась стране не нужна.
И вот, спустя 15 лет, звёзды сошлись как надо. "Приезжай!" - позвала подруга. Муж, вернувшись из командировки, отстегнул на визит. А тут ещё и билеты дешёвые - по акции... И я полетела.
Начинается Израиль в воздухе. Со стюардесс. В самолете Москва - Тель-Авив пассажиров, как родных, встречает весь экипаж. Улыбки - настолько широкие и искренние, что всерьёз начинаешь думать, будто ты - важная персона, и везти тебя для экипажа - верх счастья. Это уже потом понимаешь, что доброжелательность свойственна всем израильтянам, работающим в сфере обслуживания и не только. Шутки шутками, а самооценка действительно повышается. Прямо в воздухе.
В аэропорту "Бен Гурион", правда, чувство собственной значимости несколько меркнет из-за определенной настороженности персонала. Позже я узнала почему. По словам девушки-студентки, подрабатывающей переводчицей на встрече самолетов с туристами, русские ведут себя, как правило, по-хамски. Грубят, матерятся... Поэтому встречать самолёты из России - своего рода нагрузка...
Мне не раз пришлось испытать чувство стыда за своих соотечественников. Например, в экскурсионном автобусе, где мадам из Ростова громко возмущалась отказом водителя остановить машину там, где ей удобно (слава богу, ей хватило ума не обозвать хозяев чурками, хотя высказывания были где-то рядом). Или на одной из оживлённых городских улиц, где расположились двое нищих - мужчина и женщина. Как оказалось - русские переселенцы. Социальные службы регулярно отлавливают их, моют, обувают, одевают, пристраивают на работу... А парочка вскоре вновь оказывается на улице. Ну не привыкли господа трудиться!
Птицы поют...
Первое впечатление по приезде - пробуждение от поющих птиц. В центре густонаселённого города из приоткрытого окна рано утром льётся нежная мелодия. Таких рулад и переливов в России я не слышала. До нашего соловья птахе, конечно, далеко - но всё равно очень красиво! И необычно.
По утрам Израиль умывается: деловитые машинки, похожие на жуков, тщательно утюжат улицы. Чистка трехуровневая: спереди две плоских вращающихся щетки выметают грязь, скопившуюся возле бордюров, за ними - круглый сплошной валик, убирающий все подряд. И на всё это сверху направлены дозированные струйки воды, прибивающие пыль.
Вдоль улиц - мандариновые деревья, усыпанные оранжевыми плодами и цветами одновременно. Такое вот удивительное цитрусовое. Мандарины растут на расстоянии вытянутой руки - но никто их не рвёт. Они вдоль дороги впитывают разные вредности. Золотистые шары, созрев, падают на асфальт, и их убирают - как мусор. Израильтяне, кстати, просто помешаны на экологии и чистоте. Даже в часы пик, когда на дорогах пробки, дышится легко. Поэтому, наверное, и птицы поют. Чада и дыма из выхлопной трубы не увидишь - используют только высокооктановый бензин. Автопарк у них удивительно похож на камчатский - те же иномарки, почти сплошь японские. Правда, внедорожников заметно меньше - преобладают легковушки - "мазды", "тойоты", "судзуки". Это и понятно - дороги-то не чета нашим, ямочного ремонта там никогда не делают, даже не знают, что это такое... А бензин по цене сопоставим с камчатским, если перевести на рубли. Правда, российская и израильская зарплаты несопоставимы...
Кстати о зарплате. В начале 90-х годов прошлого века в страну обетованную из развалившегося Союза хлынул поток инициативных людей с высшим образованием. На радость Израилю. Для молодых специалистов, особенно технической направленности, здесь существуют специальные программы. Зарплата начинающего инженера - от 120 тысяч, если на рубли. Плюс обеспечение жильём и прочие социальные блага. Вот и едут сюда выпускники российских вузов. Россия отпускает свои "мозги" легко...
Подруга моя, трудящаяся на государственной службе в институте растениеводства, получает примерно 60 тысяч рублей и сетует, что это мало. При этом она содержит одна двоих детей, оба - учащиеся. Дочь - в институте, сын - в последнем классе средней школы. Подруга копит на квартиру: уже оформила ипотеку, там это 5 % годовых.
В автобус... с автоматом
Удивительного в Израиле много. Первое - многонациональность. Просто Вавилон! Чёрные, белые, жёлтые лица, европейские, скуластые, узкоглазые и не очень, но все - евреи. По преданию, когда двенадцать колен Израилевых, рассеянные по свету, соберутся в одном месте - вот тогда и придет Мессия.
Удивительна столица - Иерусалим. В нём уживаются представители трёх религий: христианский квартал соседствует с иудейским, где живут ортодоксальные евреи, те самые, в чёрных шляпах и с пейсами вдоль лица. Рядом - мусульманские кварталы.
Удивителен мирный, спокойный и тихий жизненный уклад. Пустые улицы по субботам - шабат, страна отдыхает. Нигде не услышишь крика, разве что на рынке, где горластые торговцы весело и остервенело выкрикивают до неприличия низкие цены: ананасы - по 5 шейкелей за кило, клубника - по 7, отборные помидоры - по 3. Умножьте на 7 - курс шейкеля к рублю.
На бульварах - вы не поверите, яркие тренажёры на все группы мышц стоят под открытым небом и совершенно бесплатно! Мы с подругой "покачались" немного - красота!
Все улыбаются - просто от солнца, мирного неба над головой. Недаром у израильтян и приветствие такое: шалом! - мир вам. И основной тост за столом - ле хайм! В дословном переводе - за жизнь!
Ещё одна особенность: военные с автоматами на улицах. Подходишь к остановке рано утром - а там парочка солдат с "Узи" через плечо ждет своего автобуса. Просто они ходят в армию служить, как мы - на работу. Пятница и суббота - дома, а в воскресенье - снова в армию. Если ребёнок один у родителей - то он и вовсе каждый день приходит после службы домой.
Проверки и охрана в Израиле повсюду: у входа в банки, на рынок, в крупные магазины, на автостанцию, в университет. Охранники специальной палочкой-детектором проводят по одежде и сумке, причём сумку просят открыть и показать содержимое. Всё спокойно, вежливо, быстро, никто не возражает и никакой очереди. Жизнь научила...
Сказка о будущем
Коммунальные платежи здесь примерно вдвое ниже, чем на Камчатке. Например, за четырехкомнатную квартиру с огромной гостиной и холлом подруга платит чуть меньше, чем я за "двушку" в хрущобе. Горячая вода - бесплатная: на крыше каждого дома - солнечные батареи и специальные баки-накопители. Интересно, что в кварталах ортодоксов эти баки чёрного цвета, а на обычных домах - белого.
Десять дней в стране обетованной пролетели калейдоскопом: Мёртвое море, река Иордан, Стена Плача... Словом, сказка.
Обратно в Москву я летела рядом с двумя мужчинами: совсем молодым, лет восемнадцати, и зрелым, что-то около пятидесяти. Отец и сын. Гостили у родственников в Израиле. В дороге юноша учил английский.
- Поедет в Америку учиться, - сообщил доверительно отец. - А там, глядишь, и мы переберёмся...
- Вы не верите в будущее России?
- А вы верите? - оживившись, ответил он вопросом на вопрос. И, задумавшись ненадолго, продолжил: - В ближайшее будущее - нет".
Вдыхая традиционное дорожное амбре, в полудрёме, под мерный гул самолёта, я вспомнила, как одна экскурсантка из России, впервые приехавшая в страну обетованную, сказала со вздохом: "Да, здесь люди... живут... А мы там... мучаемся". А другая призналась: "Мне так понравились евреи! Теперь, если мне говорят, что мужчина - еврей, для меня это знак качества!"
Скажу честно, во что мне обошёлся десятидневный вояж в Израиль: 40 тысяч российских рублей. Вместе с дорогой и экскурсиями. Экскурсии я покупала уже в Израиле, и они стоили ровно в два раза меньше, чем самые дешёвые в российских турфирмах...
Смотрите также:
- Чрезвычайная любовь. Как сделать незабываемое предложение руки и сердца →
- Камчатцы рассказали, почему им приходится есть картошку под одеялом… →
- Казак Николай Келин. Как служивый человек возненавидел войну →