Опытный моряк с 22-летним стажем до сих пор не может сдержать волнение при выходе в океан.
Несмотря на сложность поставленных задач и ответственность за экипаж из трёхсот человек, командир уникального корабля "Маршал Крылов" Игорь ШАЛЫНА воспринимает каждый выход на задание как праздник...
Запах корабля
Детство будущего моряка прошло в Видяеве (посёлок-ЗАТО в Мурманской области, база подводных лодок Северного флота), где служил отец - военный врач. Впервые ступив на военный корабль в пятилетнем возрасте, Игорь испытал всепоглощающий восторг и запомнил те ощущения на всю жизнь: запах корабля, его непередаваемую атмосферу, синюю робу сопровождающего матроса... С тех пор морская тельняшка стала для парня символом: все отцовские он износил до дыр. Поэтому, когда пришла пора задуматься о выборе профессии, вопрос стоял однозначно - только в море! В начале восьмидесятых начала набирать темп и моду компьютерная техника. Игорь совместил два в одном - поступил в Ленинградское ВВМУРЭ имени А. С. Попова (Высшее военно-морское училище радиоэлектроники).
- В те времена у нас был великолепный преподавательский состав: боевые офицеры, с мощным кругозором, образованностью и опытом. Они учили не только военному мастерству, но и жизни. Уровень подготовки в училище был очень высок, в том числе и патриотической, и психологической подготовки к трудностям военной службы.
На пятом курсе будущий военно-морской инженер АСУ (автоматизированных систем управления) стажировался в Вилючинске на корабле "Маршал Неделин". И, как в свой первый корабль, влюбился в юную медсестру городской больницы Елену, оказавшуюся в кругу друзей моряка. Уехал в Санкт-Петербург Игорь Шалына уже семейным человеком. Поэтому вопрос о распределении решился сам собой - на Камчатку!
По гороскопу Шалына - Дева. Одно из качеств характера - настойчивость, граничащая с упрямством, - помогает ему во многом. "Упрусь, но своего добьюсь!" - со смехом говорит командир. По темпераменту он - сангвиник, и улыбка - частый гость на его лице.
- Формула успеха? Она проста: заниматься своим делом, любить и делать его хорошо. Привлекать свою команду и быть в ней генератором идей, стержнем, вокруг которого всё вертится. Как говорят флотские, воду под собой шевелить! И тщательно обдумывать принимаемые решения. Знаете, что труднее всего? Сказать "нет". Но решение всегда однозначное, я пропускаю его через спинной мозг прежде, чем принять. Ошибки бывают - как у всякого человека. Я их переживаю, перевариваю и... кладу в копилку опыта.
Победители стихий
- Сейчас многие стесняются произносить "красивые" слова - долг, честь, совесть. А ведь это очень серьёзно. Конечно, времена меняются. У старослужащих чувство долга, необходимости неукоснительного выполнения своих обязанностей, любви к кораблю - в крови. А у молодых взгляды более светлые, что ли. Они не зацикливаются на службе, сочетая обязанности военного с общим развитием личности. Более прагматичны: знают, по какому течению плыть. Сегодня наметилась даже такая тенденция: современные молодые люди стесняются носить военную форму, на берегу у них - свой, отличный от корабельного круг общения...
Было такое понятие, что все вояки - дубы. Но у настоящего военного нет стереотипа. Да, приказы не обсуждаются. Но осмысливаются и выполняются осознанно. И это вовсе не исключает развития личности. Профессия же военного моряка, командира заставляет каждый день разбираться с возникающими сложностями, принимать ответственные решения, от которых может зависеть судьба человека. Здесь очень важно выбрать правильный фарватер!
Кстати о принятии решений. Однажды произошёл со мной просто мистический случай, который врезался в память до мельчайших деталей. Выполняли мы задачу в районе Курильских островов, нужно было зайти в бухту. Подходим к заливу у острова Симушир, а там стоит густейший туман, полностью закрывающий видимость. В точке невозврата я подумал: имею ли право рисковать жизнями вверенных мне сотен людей? И уже был готов повернуть обратно, как вдруг туман разошёлся ровно посередине на две половины, открыв берег, на котором сияло солнце. Мы благополучно зашли в бухту, я поднялся на мостик и оглянулся: на моих глазах туман сошёлся вновь, наглухо закрыв временный проход...
Уникальные ситуации возникают едва ли не каждый раз при выходе в океан. И, кстати, у камчатских моряков есть своя традиция, благодаря которой у скал Три Брата на выходе из бухты скопился уже целый клад из монет. Каждый раз, пересекая невидимую границу в горле бухты, нужно бросить монетку - чтобы вернуться...
В 2008 году в Охотском море попали мы в сильнейший шторм. Но была задача: лечь на строго определённый курс. Ветер и огромные волны не позволяли развернуть корабль. Мы сработали всей командой: механик, штурман, командир, подгадав момент, с креном в 17 градусов повернули корабль. Отработали задачу... на отлично! И сколько себя помню, всегда выходили победителями из стихии. В нашем корабле - огромный запас прочности. Уверен, что корабль ждёт блестящее будущее. Хочу поздравить весь свой экипаж с наступающим профессиональным праздником - Днём ВМФ, пожелать ярких достижений, спокойных морских миль, крепкого флотского здоровья. И пусть на берегу вас всегда ждут любимые люди!
ДОСЬЕ
Шалына Игорь Евгеньевич родился 10 сентября 1967 года в с. Ура-Губа Мурманской области. С 1989 года служит на Камчатке. Прошёл путь от инженера до командира корабля измерительного комплекса. Награждён медалями и почётным знаком "За заслуги" от командующего Космическими войсками России. Женат, имеет взрослую дочь. Капитан увлекается книгами, рыбалкой и туризмом. Самый большой улов - палтус весом в 14 кг, пойманный на спиннинг. Любит готовить. Мясо в ананасах - его фирменное блюдо, которое он может быстро приготовить для внезапно нагрянувших гостей.
СПРАВКА
Судно измерительного комплекса "Маршал Крылов" - единственное в своём классе судно российского флота, выполняющее задачи по обеспечению лётно-конструкторских испытаний и отработке новых образцов ракетно-космической техники (космических аппаратов, крылатых и баллистических ракет, ракетоносителей и др.). Уникальность КИК "Маршал Крылов" - в его мобильности: поставленные задачи он может выполнять из любой точки земного шара.
РЕЦЕПТ
Мясо в ананасах
Свиной карбонад нарезать кусочками толщиной в 2 см, посолить, обжарить с одной стороны. На обжаренную сторону положить кружок ананаса, сверху - ломтик твёрдого сыра, посыпать всё это приправой карри. И - в духовку при t 180 градусов на 20 минут.
Смотрите также:
- Подводник Веденеев играл в арктический футбол, опровергал заявления Рейгана и смывался от американцев →
- Мятеж на «Былине». Военный журналист бежал от ареста в открытое море →
- Без табеля о рангах. Экипаж подлодки – одна семья →