Убеждение капитана Кошеля

   
   

"Только смелым покоряются моря", - поётся в известной песне. Но в нашем рыбном крае всем известно: быть смелым и подтянутым - капитану мало. "Нас можно сравнить с космонавтами", - говорит Сергей КОШЕЛЬ.

Вот уже 25 лет Сергей Дмитриевич бороздит моря и океаны, а половину этого срока стоит на капитанском мостике и ведёт за собой людей, которые ему всецело доверяют...

Династия

Капитан Кошель из рыбацкой династии. Причём вышло так, что вся жизнь его семьи связана с рыболовецким колхозом имени В. И. Ленина.

- Отец более 30 лет ходил в море на мэрээсках и на среднем траулере. Мама тоже работала в колхозе, сейчас она уже на пенсии, - рассказывает Кошель.

- Получается, ваша судьба была предрешена?

   
   

- Сначала я хотел пойти учиться по автомобильной специальности. Сдал экзамены в хабаровский вуз, но не прошёл по конкурсу. С теми же документами в 1981 году меня приняли в наш камчатский Дальрыбвтуз, на факультет промышленного рыболовства и судовождения на морских путях. Родители никогда не препятствовали выбору профессии. А на втором курсе института я женился. С женой мне очень повезло. Мы с Ириной уже серебряную свадьбу отметили, а ведь знакомы ещё со школы и на танцы вместе ходили в ДК колхоза имени Ленина. Сын Дмитрий уже взрослый и тоже ходит в море, пока вторым и третьим штурманом. Капитанить ему рановато - всего 24 года...

- Семья - это тыл для капитана?

- Конечно! Любому рыбаку важно знать, что его ждут из рейса. А работа такая, что нашим женщинам волей-неволей приходится брать на себя много забот, и в чём-то даже мужских. Мы с женой регулярно созваниваемся, она мудрая женщина и старается лишний раз не волновать, не рассказывать о каких-то бытовых проблемах. Но прожили столько лет вместе, что я без слов могу догадаться: что-то случилось.

- Вы когда-нибудь подсчитывали, сколько времени провели на берегу с семьёй?

- Нет, но из 25 лет - половина точно прошла в море. Один друг как-то спросил: "Сергей, как ты можешь с женой проводить отпуск?". А я ответил: "Мне от жены отдыхать не надо, мне с ней не скучно. Мы ещё друг от друга не устали".

- Вам снится море?

- Снится, и больше того... Раньше я жил в Сероглазке в доме с видом на бухту, и уже через месяц по приходе из рейса ловил себя на том, что смотрю в окно на то, как корабли заходят в порт. Даже на отдыхе не могу не думать о работе. Однажды на Кипре я увидел, как небольшие суда ловят рыбу, и сказал жене: "Вот сюда бы наш сейнер, мы бы всем показали!".

- Вы можете угадать, где есть рыба?

- У меня за плечами 12 сайровых экспедиций, и это только те, в которых я был капитаном, а ещё 3 года работал штурманом на сейнерах. Сложно знать, где рыба, но можно предполагать, где она будет. Я всё время говорю своему экипажу: "Один капитан рыбалку не делает". Вот уже 11 лет ловить сайру мне помогает акустик Сергей Якименко - лучше него в этом деле на Камчатке никого нет. Я с вероятностью до 70 % могу привести судно туда, где, по моим предположениям, есть сайра, а ему нужно правильно выйти на косяк и выбрать из множества самый лучший. Он стоит на мостике с наступлением сумерек до рассвета: крепкий, здоровый, но главное - это то, что у него, как и у меня, есть азарт к рыбалке. Прошлый рейс выдался тяжёлым, ноябрь и декабрь в Охотском море были штормовыми, работали, можно сказать, на пределе, но справились. За рейс с конца прошлого года по май 2011-го наш вылов составил 6 673 тонн рыбы - это очень хороший показатель.

Вязаная шапка

- Бытует мнение, что выходить в море по понедельникам - не к добру. А вы суеверный человек?

- Я не суеверный, но признаюсь, у меня есть вязаная шапка, которую я беру с собой в каждый рейс уже на протяжении 12 лет - с тех пор как перешёл работать на СРТМ "Карымский". Жена не раз предлагала взять другие шапки, и они, может быть, лучше. Но я по-прежнему ношу только ту.

- Какими качествами должен обладать капитан?

- Я всегда говорю: "Хороший человек - это не профессия". Капитан должен сам быть профессионалом, умеющим руководить людьми, но не с позиции силы, а скорее убеждением. Тем не менее на любом судне он - главный, единоначалие, и здесь нет места коллегиальности. Я могу учесть мнение тралмастера, штурманов, матросов, механика. Но решение останется за мной.

- И даже окажись Владимир Владимирович (Путин - Ред.) в прошлом году именно на вашем судне, всё равно был бы не указ?

- Думаю, с ним не было бы проблем. Мне кажется, он человек с понятием.

- Кого из выдающихся рыбаков Сероглазки вы могли бы назвать своим учителем?

- Это заслуженный капитан и работник колхоза имени Ленина Николай Иванович Хорт, сейчас он живёт на материке, а когда-то ещё с моим отцом в море ходил. Виктор Родионович Гаврилов, царствие ему небесное, такой капитан был! Несколько лет я с ним работал в одной экспедиции, а сейчас наша плавбаза, которая раньше называлась "Камчатский шельф", носит его имя. Человек он был незаурядных, выдающихся способностей. И что мне в нём особенно нравилось: несмотря на его опыт - свыше 40 лет на капитанском мостике, с ним можно было говорить на равных, даже спорить. Но я всегда уважал его мнение. Он был очень человечный и мудрый.

- Вы когда-нибудь попадали в критические ситуации в море?

- Такие ситуации не редкость. Однажды, лет пять назад, на базе "Технолог", когда та возвращалась из рейса в Охотском море, обнаружилась течь в трюме. Сила ветра более 30 метров в секунду, порывы - 30-35 метров. Нужно было срочно снимать экипаж. Мы на "Карымском" подходили к этой базе с полного хода, а она стояла на 2 якорях, удерживаемая спасателем. Сняли почти всех. У меня на судне было столько людей - рыбообработчицы, прачки, буфетчица, практиканты... Я их кое-как разместил, ступить было некуда. На "Технологе" остался капитан Владимир Таров, несколько механиков и штурманов. Они заделали пробоину, завели пластырь и, переждав шторм, дошли до порта.

Найти "Аметист"

- Когда вы чувствуете, что, наконец, дома: когда вы видите ворота бухты или ступаете на берег?

- Когда заглушаю главный двигатель, привязываюсь у пирса на все кончики - и наступает пронзительная тишина. В море ведь не бывает тихо: работают двигатели и прочие механизмы, лебедка постоянно вира-майна. Даже в дрейфе всё равно слышен шум и клёкот.

- Как вы считаете, что могло случиться с траулером "Аметист"?

- Я много лет работаю на подобном судне и могу лишь предположить, что произошло нарушение устойчивости, возможно, сыграли свою роль обледенение и сила ветра. Такое судно переворачивается моментально. Если это произошло ночью - люди могли отдыхать, а часть из них несла вахту. Зимой, если человек падает за борт, пусть даже в идеальную погоду, и ему сразу не окажут помощь - всё. Может быть, обморожение, люди часто погибают от шока. Найти "Аметист" и его экипаж нужно обязательно. И это возможно, только необходимы время и средства.

- В целом как бы вы охарактеризовали состояние камчатского флота?

- Об этом можно много говорить. Конечно, он стареет, а новых судов сегодня строится мало, и стоит это очень больших денег. Поэтому большинство компаний идут по пути модернизации, усовершенствования судов, и наша - не исключение. Вот СТР "Путятин" пошёл в Китай, там ему заменят часть корпуса, вспомогательные двигатели, поставят новое навигационное и рыбопромысловое оборудование. Дай бог, пятилетку, а то и больше отработает. Эти мероприятия тоже затратные, но не соизмеримы с тем, чтобы построить новое судно такого класса.

ДОСЬЕ

Сергей Дмитриевич Кошель родился в Петропавловске-Камчатском 27 марта 1963 года. Окончил Дальрыбвтуз по специальности "инженер-механик промышленного рыболовства". Службу в армии прошёл на о. Русский. С 1988 года работает в рыболовецком колхозе им. В. И. Ленина. Женат, сын Дмитрий пошёл по стопам отца и тоже связал свою судьбу с морем.

Смотрите также: