Чернобыль. Фукусима. Камчатка?

   
   

На прошлой неделе Гринпис России начал сбор подписей под обращением к Президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой отказаться от строительства в стране плавучих атомных станций (ПАТЭС).

Особое беспокойство экологов вызывают планы Росатома разместить одну из них ("Академик Ломоносов") у берегов Камчатки - цунамиопасного и сейсмоопасного региона. По мнению представителей Гринпис, это является "ярким примером того, что руководство атомной отрасли в первую очередь интересуют деньги, а не радиационная безопасность населения". На сайте www.greenpeace.org под обращением к президенту подписались уже более 19 тысяч человек.

Но чиновники делают вид, будто ничего особенного не происходит. Они стараются не напоминать жителям Камчатки о том, что в 2012 году собираются подарить им баржу с ядерным реактором на борту. Хотя не так давно (до событий на японской Фукусиме) эта тема открыто обсуждалась. Камчатцев убеждали, что экологические риски, связанные с установкой ПАТЭС, невелики. Планируется, что станция должна снабжать электричеством закрытый город Вилючинск. И, по уверениям властей, она не более опасна, чем атомная подлодка. От цунами же заводь, куда собираются завести ПАТЭС, защищена островом Крашенинникова.

Наши эксперты, впрочем, имеют другое мнение на этот счёт.

"Разрушительные цунами в этом районе маловероятны, а вот береговую инфраструктуру землетрясение повредить может, - говорит председатель Камчатского филиала Российского экспертного совета по прогнозам землетрясения и оценке сейсмического риска Виктор Чебров. - В любом случае, рисков с появлением ПАТЭС станет больше, чем без неё..."

Член-корреспондент Российской академии наук, известный эколог Алексей Яблоков еще более категоричен. Плавучие АЭС он называет морскими хиросимами. "В Авачинской бухте высота волны цунами от землетрясения 2 ноября 1952 года достигала пяти метров, - написал Яблоков в своем блоге на сайте радиостанции "Эхо Москвы". - Не 10 метров, конечно, как в Японии, и не 15 метров, как в Индонезии в декабре 2004 года, но и пятиметровой волны хватит, чтобы выкинуть атомную баржу на берег или перевернуть её".

   
   

Но мало того, что ПАТЭС - объект, мягко говоря, небезопасный, он еще и абсолютно бессмысленный с экономической точки зрения. "Установка станции создаст предпосылки для удорожания электроэнергии и тепла, приведет к негативным социальным последствиям, - сообщили корреспонденту "АиФ-Камчатка" в региональной энергокомпании. - Но, к сожалению, вся история развития энергетики полуострова - это выбор между плохим и хорошим в сторону худшего".

Камчатский энергокомплекс являет собой пример бесхозяйственности российского капитализма. Реформировать его начали 90-х годах прошлого века. Танкеры с мазутом тогда ходили на полуостров нерегулярно, люди неделями жили без тепла и света. Власти стали думать - как эту проблему решить. И додумались.

Бумажный эффект

Сначала за несколько сотен миллионов долларов построили Мутновскую ГеоЭС, которая работает на энергии термального поля, расположенного под вулканами. На бумаге проект выглядел чрезвычайно эффектно. "Вулканы будут служить людям, давать тепло", - рассказывали чиновники. Но со временем выяснилось, что служба вулканов обходится довольно дорого, да и эффективность её сомнительна.

Линия электропередач от станции до краевого центра проходит в лавиноопасной зоне. Зимой энергетикам приходится плавить лед на проводах, ставить лавинорезы, обстреливать сопки из пушек, расчищать многометровые снежные завалы. Чтобы строительство ГеоЭС не выглядело совсем уж нелепо, затраты на обслуживание ЛЭП повесили на компанию "Камчатскэнерго". У неё, в результате, стоимость киловатта выросла, а у ГеоЭС - снизилась. Теперь чиновники всем рассказывают, что станция эффективна...

Не успела ГеоЭС заработать на полную мощность, как Правительство РФ издало распоряжение о строительстве для Камчатки плавучей атомной станции. А потом Путин поручил прорыть ещё и газопровод (он, по разным оценкам, обошёлся в полтора-два миллиарда долларов и оказался убыточным). На севере полуострова в это время активно взялись за возведение серии мини-ТЭЦ, на которые было потрачено несколько миллиардов рублей. Вскоре, правда, проект посчитали неэффективным и строительство прекратили. Ответственности за разбазаривание казённых денег никто, естественно, не понёс... Ещё на Камчатке есть две мазутных ТЭЦ и каскад Толмачёвских гидроэлектростанций. У нас можно вырабатывать столько электроэнергии, что хватит и соседним регионам.

Кто в плюсе?

Жаль, что в депрессивном крае это богатство некому покупать. Да и себестоимость киловатт/часа - немаленькая. А с появлением экспериментальной ПАТЭС она, похоже, вовсе станет заоблачной (суммарная энергетическая мощность региона составит примерно 535 МВт, хотя больше 220 МВт здесь не потребляют даже в самые пиковые нагрузки). Деньги, вложенные в станции и газопроводы, вряд ли когда-нибудь вернутся. Напротив, государство продолжит вкачивать в регион миллиарды - на субсидирование тарифа. Такова цена странных энергетических преобразований. Если кто-то и остался после них в плюсе, то только госкорпорации ("Росатом", "Газпром", РАО "ЕЭС"), которые осваивали деньги. И, возможно, чиновники, которые эти деньги распределяли...

Впрочем, вернемся к ПАТЭС. Жители Камчатки мирному атому совсем не рады. К подлодкам здесь вроде как привыкли, они проверены временем, ПАТЭС же - станция экспериментальная. А становиться подопытными кроликами никому не хочется. Российские президенты неоднократно заявляли, что Камчатку надо заселять и развивать. Власти даже стали вкладывать в регион деньги. Но делают они это так непродуманно, что отток населения только усиливается. ПАТЭС - показательный пример в этом плане. Кто же захочет жить рядом с плавучей атомной бомбой? Заверения чиновников о том, что она безвредна и экологически чиста, мало кого успокаивают. Ведь и Фукусима, над которой ещё не рассеялся радиоактивный дым, до землетрясения была безопасна. Да и Чернобыльская АЭС, пока не случилась авария, приносила людям пользу...

Смотрите также: