Сергей Косыгин: "Когда не было денег, играл на шляпу"

   
   

Он давно стал самым популярным представителем жанра авторской песни на Камчатке. Хотя сам признается, что не придерживается единого стиля в исполнении: не чужды ему ни средневековые баллады, ни рок-н-ролл. Непостоянен и многогранен, но всю жизнь верен ей - музыке.

Сегодня, 6 апреля, свой 55-й день рождения отмечает бард, поэт, композитор и писатель Сергей КОСЫГИН. Михалыч, как любя называют его друзья, в особом представлении читателям не нуждается.

- Сергей Михайлович, вы умеете делать что-нибудь еще, кроме как играть, петь, сочинять музыку и писать рассказы?

- Я умею всё! Другой вопрос, хочу ли я это делать? Когда мне было 14 лет, я учился в школе на Командорских островах, рядом с нами жил сосед - капитан дядя Вова. Он был ещё и художником, а я тогда пытался играть на гитаре и тоже пробовал рисовать, мы с ним даже обменивались картинами. Однажды он сказал такую фразу: "Мужчина должен уметь всё - приготовить обед, успокоить ребенка, поменять ему пелёнки, пришить пуговицу, не дать оторвать эту пуговицу кому-то другому...". Я на всю жизнь запомнил этот мудрый совет. Можно заниматься и музыкой, но, чтобы не идти копать землю на кладбище, профессиональному барду нужны дополнительный заработок и социальные гарантии.

Камчадалы приехали

- Неужели стабильность и соцпакет важны для творческого человека?

   
   

- Да. И я могу объяснить почему. Мы живём на Камчатке, и регулярно уезжать на гастроли отсюда не так-то просто, а трудоустройство позволяет это делать - к примеру, раз в два года бывать в Москве или Санкт-Петербурге. Сейчас любой камчатский музыкант имеет своё дело. Вот уже три года я обучаю ребятишек игре на гитаре - у меня студия в ДК "Сероглазка". Заниматься приходят самые разные дети, в том числе из малообеспеченных семей. Преподаю аккомпанемент, если вижу интерес - помогаю продвигаться дальше.

- То есть трудовая книжка у вас пристроена?

- Первая книжка была утеряна еще в 90-м году, когда я шёл устраиваться на работу в Камчатскую филармонию. Меня перехватили и предложили поехать на гастроли. Гастролировал я 6 месяцев, а когда вернулся, то фирмы, в которой числился, уже не было, соответственно трудовой книжки тоже. После этого пришлось заводить новую.

- Чем отличается бардовская жизнь на Камчатке, скажем, 80-х годов от нынешней?

- Ничем. Ведь что такое бардовская песня? Это хобби людей старше 40 лет, которые, помимо работы, в свободное время выступают в каких-то клубах с гитарой. И люди эти не меняются, потому что воспитываются на старых школах и учителях - Городницком, Визборе, Окуджаве... На них выросло уже три поколения людей.

Тема песен остаётся одна и та же - любовь и дружба. Всё то же самое: как не умели петь и играть, так и не умеют. Зато с отчаянием и от души. Но есть среди нас и профессионалы, например, Алексей Лысиков из Москвы - им столько песен написано о Камчатке!

- Алексей Лысиков давно уехал с Камчатки. Почему вы не отправились следом за своим другом?

- Уезжать куда-то надо в 20-летнем возрасте. А я уже слишком привязан к Камчатке. Люблю эту землю, здесь жили мои предки, здесь я родился и вырос...

- Но мысли уехать были?

- Конечно. И предложения уехать в Москву поступали. Когда-то я по пять раз в год ездил в столицу к друзьям да на гастроли, практически жил там, но остаться не захотел. Кстати, мои поездки начались с того, как однажды от приезжих я услышал, будто Камчатка - это медвежий угол. Стало обидно, потому что, на мой взгляд, Камчатка - это вообще отдельная страна. В первый свой вояж я попал к известному поэту и композитору Юлию Киму, который когда-то жил и работал у нас. Он написал к нашему с Сергеем Кинасом альбому "Камчадалы" хорошую аннотацию. Кстати, сегодня "Камчадалами" называется трио: Гилёв, Кинас, Косыгин. А название это пришло с тех времён, когда я еще выступал с Лысиковым. Стоило нам с Лёшей приехать на какой-нибудь фестиваль, как зачастую слышали типа: "Вася, складывай гитарки, камчадалы приехали". Громко и в то же время очень ответственно.

Микрофон в сторону

- Вы помните, как начали зарабатывать своими выступлениями?

- На Командорских островах в 71-72 гг. я самый первый исполнил песню группы "Битлз" "Когда я её увидел" ("When I saw here standing there"). Сначала играл популярную музыку, выступал в различных домах культуры... Когда совсем не было денег, играл, что называется, на шляпу.

- А сегодня как вы относитесь к предложениям спеть не за бесплатно?

- Это моя работа, и я умею делать её очень хорошо. Ко мне обращаются - играю и получаю за это плату. Ёщё выступаю бесплатно в детдомах, школах и библиотеках. Когда строился собор, ездил с гастролями по отдалённым районам Камчатки, много беседовал с епископом Игнатием о вере. Жаль, что теперь владыка уезжает от нас... То, что существуют этические рамки, когда деньги не берутся вообще, - для нормального человека естественно.

- Представьте на миг, что вас назначили министром культуры Камчатки. Что бы вы сделали на этом посту прежде всего?

- Это очень сложно представить, потому что стать министром меня даже под ружьём не заставишь. Ведь министр культуры подчиняется губернатору, его замам и, как правило, не имеет своего слова. А культура у нас низко оплачивается, держится на бюджете, и ею обычно затыкают все дыры. Если бы я стал министром, то, наверное, меня посадили бы за оскорбление власти на первом же заседании. И вообще, нормальный музыкант не должен быть придворным.

- Был ли в вашей жизни особый, необыкновенный концерт?

- Их было много, и все особенные. Случалось, кидал микрофон в сторону, хватал стойку и начинал отбиваться от неадекватных поклонников. Иногда приходилось выступать перед аудиторией 30 000-50 000 человек, например, на Грушинском фестивале, для меня это стало настоящим испытанием самого себя: смогу - не смогу. Очень запомнился концерт в Амстердаме, было такое ощущение, что все слушатели в зале обкуренные. Как-то выступал в Русском центре во Франции, видел, как отплясывает сам народный артист СССР Баталов - скромный, интеллигентный человек.

Уплыть и не вернуться

- Какую бы песню вы назвали своей визитной карточкой?

- Лично я люблю все свои песни. Но узнают меня чаще по "Девочке". Она была написана, когда я поругался со своей молодой женой. Знаете, женщины не всегда понимают, что музыкант - это дорога, концерты, гастроли, им плевать, что он знаменитость. И в совмещённой "гаванне" - ванна и туалет, я написал эту песню, исполнил жене, после чего она меня простила. На мой взгляд - это обыкновенная попсовая песня.

- Возникало ли когда-нибудь желание повесить гитару на гвоздь?

- Мне - 55 лет, и я, наверное, ещё молод, раз у меня не было такого желания.

- 55 - это время оглянуться или подумать о будущем?

- Никаких итогов я не подвожу. Если дано быть сочинителем, то надо идти петь и играть, а не думать, что будет, даже если тебе очень плохо. Однажды я приехал на гастроли в один из сибирских городов и там узнал, что на Камчатке у меня умерла мама. Всю ночь пробыл в одиночестве в гостинице, на следующий день отыграл концерт, стараясь не подать вида, что что-то произошло, и после уже поехал на похороны. Затем мне рассказали, что мама просила: "Серёжка с гастролей вернётся - похороните меня, и пускай он дальше едет для людей поёт".

- Мама поддерживала вас?

- Не всегда. До 30 лет родители не хотели, чтобы я занимался музыкой. Мечтали о том, чтобы я стал инженером-экономистом...

- О чем вы мечтаете?

- Не хочу говорить о том, чтобы наша Камчатка процветала - это было бы похоже на партийный лозунг. Я мечтаю уплыть куда-нибудь далеко на яхте. И не причалить и не вернуться...

ДОСЬЕ

Сергей Косыгин родился 6 апреля 1956 году в посёлке Палана. Музыкант, поэт, композитор, автор около 200 песен. Лауреат многочисленных фестивалей авторской песни. Выступал на Аляске, в Германии, Голландии, Франции, Бельгии, Люксембурге, на Кипре... В 2006 году в свет вышла его первая книга северных рассказов "Ветер странствий". В 2003 году создал трио "Камчадалы", пригласив гитариста, аранжировщика Сергея Кинаса и заслуженного артиста России скрипача Александра Гилёва.

Смотрите также: