Школа - это не булочная

   
   

Два года назад Министерство образования и науки РФ, Комитет Госдумы по образованию, а также Российский союз ректоров приступили к разработке закона "Об образовании". Его проект предполагается обсудить в Госдуме на заседании профильного комитета уже в сентябре текущего года.

Сейчас каждый субъект РФ рассматривает документ, вносит свои предложения и обсуждает совместно с педагогическими работниками. Камчатка не стала исключением.

О том, что нового будет в законе "Об образовании" и что волнует именно камчатских педагогов, нашему корреспонденту рассказал министр образования Камчатского края Виктор ТЮМЕНЦЕВ.

- Новый закон "Об образовании" - емкий, но при этом учитывает современные условия и охватывает всю систему образования Российской Федерации, - говорит Виктор Леонидович. - Предыдущий закон от 1992 года, которым мы пока руководствуемся, конечно, немного отстает от тех существующих актов и положений, которые устанавливают взаимоотношения юридических и физических лиц, - в частности, Гражданского, Семейного кодексов.

200 поправок

- Какие изменения внесены в новый закон?

   
   

- За последние пять лет в этот законопроект было внесено более 200 поправок. То есть закон постоянно штопают, для того чтобы он соответствовал требованиям сегодняшнего дня. В первую очередь предлагается создать единую нормативно-правовую базу, которая будет охватывать все уровни образования, включая высшее профессиональное - систему подготовки специалистов в вузах и аспирантуре. В законе отдельно прописана система профобразования, есть разделы, которые касаются участников образовательного процесса и образовательных услуг. Если в ныне действующем законе о правах и обязанностях сказано лаконично, то здесь детально выстроена система отношений между образовательным учреждением и теми лицами, которым оно оказывает образовательные услуги, включая отношения с работниками.

Достаточно четко прописана система льгот и гарантий. Если раньше существовали многочисленные подзаконные акты в виде постановлений правительства, то теперь это все предлагается включить в единую нормативно-правовую базу, которая позволила бы выстраивать единые подходы к льготам, преимуществам и обязанностям педагогических работников. Кроме того, произошли серьезные изменения в организации предоставления начального профобразования.

Казенное или автономное?

- Как будут решаться вопросы финансирования образовательных учреждений?

- Финансовое обеспечение учреждений образования напрямую будет зависеть от их правового статуса, определенного ФЗ N 83, который не нашел пока полного отражения в новом законе "Об образовании". Образовательным учреждениям дается возможность осуществлять деятельность в одном из трех типов - казенный, бюджетный и автономный. Казенное учреждение полностью финансируется в рамках бюджета и не может вести платной деятельности. Здесь жесткое финансовое регулирование и подчиненность, а степень свободы в финансовом плане крайне ограничена. По оценке специалистов, таких будет не более 5 % в системе образования. В основном это специализированные школы, коррекционные школы-интернаты, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Окончательный список казенных учреждений должен быть сформирован в каждом регионе до октября текущего года.

Бюджетные учреждения будут функционировать за счет бюджета, но с возможностью зарабатывать деньги. Автономные, в свою очередь, выполняя государственный или муниципальный заказ и финансируемые учредителем, имеют более широкие возможности привлечения средств инвесторов. Школа, к примеру, может открыть счет в любом коммерческом банке. На Камчатке сегодня автономное образовательное учреждение - это Камчатский политехнический техникум с учредителем в лице министерства образования края. У образовательных учреждений появится больше свободы и не будет жесткой регламентации, как заработать и на что потратить средства. Но самое главное, независимо от типа, каждое учебное учреждение должно выполнить стандарт образования как по содержанию, так и по качеству исполнения и по созданию условий.

Глубинка не защищена

- Каковы камчатские предложения в новый законопроект?

- Мы сформировали не только предложения, но и вопросы и до 6 сентября планируем направить их в Госдуму, чтобы они нашли отражение в материалах, которые будут рассматриваться на профильном комитете. К примеру, это вопрос статуса малокомплектных школ. В старом законе есть меры, позволяющие защищать малокомплектные школы с точки зрения финансового обеспечения. Там речь идет о том, что образовательные учреждения всех типов и видов финансируются по нормативу, независимо от количества учащихся. Но мы не увидели этой защиты в новом законодательстве. А в Камчатском крае каждая третья школа - сельская, малокомплектная.

Вследствие этого возникают вопросы нормативного финансирования. Субъекту придется самостоятельно выстраивать отношения и закреплять их законодательно либо добиваться защиты на федеральном уровне. Уверен, проблема обучения детей в отдаленных пунктах коснется и других регионов, учитывая демографическую яму, в которой мы еще лет 10 будем находиться. Деревни ведь не закроешь, детей не вывезешь и не лишишь возможности получать гарантированное законом образование. Сегодня мы вынуждены в силу нашей транспортной доступности содержать школы, в которых обучается по 3-4 человека в старших классах. Но другого варианта получить образование на территории отдаленного населенного пункта у таких детей просто-напросто нет. В других регионах идет укрупнение школ, но там можно организовать доставку детей, а у нас зачастую школа от школы находится на расстоянии сотни километров.

Рабочий рабочему рознь

- Есть ли спорные моменты в законе, на ваш взгляд?

- Да, например, система подготовки рабочих специальностей. Сегодня мы выпускаем из учреждений начального профобразования большей частью специалистов на уровне второго разряда. Работодатели говорят - нам такие не нужны. Им нужен специалист не ниже 3-4 разряда. Да, у нас есть категория образовательных учреждений, которые готовят более квалифицированных рабочих, но большая часть ограничивается стандартными разрядами, а некоторые просто выдают свидетельство об окончании. В современных условиях это недопустимо, какую сферу ни возьми.

Например, общественное питание. Сегодня повар должен работать на высокотехнологичном оборудовании и уж, конечно, не быть специалистом 2 разряда, который вообще не знает, с какой стороны к такому оборудованию подойти. Мы сейчас занимаемся проектом по совершенствованию питания на базе некоторых городских школ, там должны работать люди подготовленные, 4-5 разряда. Система подготовки для этой категории, равно как и для гостиниц, ресторанов, должна существовать. Ведь везде нужны специалисты широкого высокотехнологичного профиля.

Так вот эта система в законе носит спорный характер - предлагается сделать двухуровневую подготовку рабочих кадров. Предполагается, что готовить специалистов более высокого уровня будут в технических лицеях и сузах. А подготовку специалистов с низкими разрядами осуществлять через специализированные центры. Но что в конечном итоге лучше: идти в ногу со временем или не разрушить то, что мы создавали восемь десятков лет? Проблема и в том, что в этой среде обучается много молодых людей, которым нужна соцподдержка, - дети-сироты, к примеру, и они не имеют возможности получить специальность, которая позволит им встать на ноги.

Также есть вопросы по выстраиванию аттестационных процедур. Например, если вы аттестованы учредителем, то можете занять должность руководителя. Это, безусловно, спорный момент. В настоящее время руководитель должен иметь педагогическое образование, а по новому закону главным является наличие любого высшего образования и менеджерских способностей. Пока сложилось неоднозначное мнение по поводу того, что должно превалировать у руководителя - задатки менеджера или педагогические наклонности? Школа - это ведь не производственный цех и не булочная, это система взаимоотношений государства в лице представителя власти, учреждения, детей, родителей, которая должна создать все условия, чтобы мы подготовили будущего гражданина своей страны...

Смотрите также: