Стеклянная галерея Анадыря

   
   

...Почти все жители Камчатки рано или поздно выезжают на материк. Хабаровск, Владивосток, Москва, Турция, Египет - наши привычные маршруты.

Мы хорошо знаем, как живут люди на западе и юге. Но как обстоят дела в северных регионах - мало кому известно. А разве это правильно? Ведь именно северяне - наши ближайшие соседи. И проблемы у нас с ними схожи...

С дружественным визитом на Чукотке побывал корреспондент "АиФ-Камчатка". Сегодня мы предлагаем вашему вниманию его записки...

Она - не дырь...

Анадырь. "Она - дырь" - как шутят опытные путешественники по Северам. Город, стоящий между лиманом и бухтой, продуваемый холодными ветрами вдоль и поперек. Заклятое место для тех, кто не может пробежать вприпрыжку 300 метров до очага - теплого и гостеприимного. Пусть это будет даже не самая уютная гостиница. Главное, чтобы у администратора не шел пар изо рта, а самому не заснуть в тамбуре от ощущения тепла и вечного спокойствия. О том, что на улице здесь бывает под минус 40, а может, и еще ниже, видимо, говорить не стоит...

Но Анадырь не разочаровал. Я думал действительно: "Она - дырь". А вот ведь и нет. Пусть небольшой, но самый настоящий город. С правильно расчерченными улицами и кварталами, с шикарной шириной дорог.

Когда меня спрашивают: "Оставил там что-нибудь Абрамович?" Отвечаю: "Оставил растущий регион!" Чукотка не просто жива, а... живет! Особых сожалений о сложении губернаторских полномочий владельцем "Челси" в частных разговорах с местными я так и не услышал. Зато оставшееся недвижимое наследие они называют не иначе как подарки Абрамовича...

Аэропорт "Анадырь" - чукотское Шереметьево-2. Очень большой комплекс для небольшого города. Даже в здание современной гостиницы можно пройти прямо из зала ожидания по стеклянной галерее. Пассажиры одного из местных рейсов в зале почти затерялись. Что там человек тридцать, когда здесь могут одновременно разместиться сотни людей. Огромные площади: красивые, эстетичные и пустынные...

Город без гаражей

Город с аэропортом и с комплексом промышленных поселков, где добывают уголь, связывает "дорога жизни": зимой - по льду и летом - на барже. В межсезонье те, кому нужно в аэропорт, собираются на берегу и садятся в вертолет, как в обычный микрик, пока не заполнят полностью. Время лёта - минут семь-десять. С носа - по две тысячи рублей с гаком. Вертушка берет 22 человека, если с умеренным багажом. Потом вертолет на другом берегу поджидает автобус - он приходит по звуку вертушки. Еще минут 15-20 - и вы в аэропорту, в царстве комфорта. Э-эх! Нужно было г-на Абрамовича еще немного оставить на посту - глядишь, и на скромненький мост бы денег нашёл. Хотя бы понтонный...

Анадырь - город холодный, но в домах тепло. Практически все здания капитальные, как и положено на севере, без балконов и эркеров. Красивенькие такие дома - разукрашенные. Все частные металлические гаражи власти вывезли в район промзоны. Там теперь "железный" городок, а сам город чист как белый лист...

Отдельный разговор - местный бревенчатый собор. Уж не знаю, сделан он "без гвоздя" или по полной "схеме", но выглядит очень убедительно и на своем месте. За ним над берегом - памятник Святителям земли русской. Есть в Анадыре и Крест Поклонный. Стоит он над городом, обдуваемый ветрами, скромный, деревянный - но с цветами у подножья. Пока не занесет очередная пурга. К нему обязательно ездят молодожены.

Чукотские джентльмены

Что неприятно удивило в Анадыре, так это цены на продукты. Любая колбаса - от 600 руб. Всякая, разных производителей, копченая, вареная, сырокопченая - но от 600 руб. за кг. Пол-литра привозного приморского кефира - 120 руб., местное молоко - в пределах 80 руб. Булка черного хлеба - 60! Зато спиртное - почти как на Камчатке. Пачка "Доширака" - 50 руб...

А что удивило со знаком плюс, так это вежливость водителей. Вечер, машин на дороге почти нет. Пешеходный переход, ты один у "зебры". Идет машина, одна-одинёшенька. И чего бы водителю суетиться? Посигналил, промелькнул, и все. Так нет же. Каждый, повторю, каждый (!) водитель обязательно остановится на переходе, а то и просто на дороге, и пропустит. Независимо - день, ночь, один человек или группа, джип это или "Москвич". Может, потому что водители тоже делают порой пробежки по морозцу? Иначе как объяснить, почему "чукчи" оказались удивительными джентльменами...

СПРАВКА

Анадырский острог был основан С. И. Дежнёвым в 1649 г. и затем снесён в 1771 г. В 1889 близ Чукотского поселения Вьен был основан пограничный пост Ново-Мариинск. Назвали его в честь жены Александра III императрицы Марии Фёдоровны. В 1923 г. Новомариинск переименовали в Анадырь. Городом он стал в 1965 г.

Смотрите также: