Атомы в пустоте

   
   

...Пришла в храм девочка лет 14. Ее смутила учительница по физике, сказав, что существуют только атомы и пустота.

"Этот учитель преподает не физику, а свое представление о мире. Это очень наглядный частный случай. Поэтому начнем с того, что можно усомниться в существовании атома!" - горячо говорит священник, усадив в воскресной православной школе детей перед экраном смотреть "Хроники Нарнии" Клайва Льюиса.

Пока молодое поколение внимало притчам о жертве Христа, предательстве и самоотдаче, корреспондент "АиФ-Камчатка" беседовал о вечных человеческих ценностях с настоятелем прихода в вилючинском храме Серафима Саровского отцом Максимом.

Молодого прогрессивного священника, которого можно увидеть и с гитарой на концерте, и на велосипедном пробеге, знает в Вилючинске стар и млад.

Закон разума

- Сомнение в существовании атома - это серьезно?

   
   

- Абсолютно! В реальности атом мы не видим, не осязаем. Это абстракция! Атом, как раньше учили в школе, неделимый. Но сейчас мы знаем, что он многократно делим. В итоге - выходим в бездну демагогии. Если мы имеем какую-то неделимую частицу, из которой все состоит, - тогда да. Но нет такой частицы! Все операции в нашем уме должны иметь кальку в физическом мире. А мы всегда движемся внутрь и не находим неделимого сегмента. Закон движения есть, но закон разума его не воспринимает. Все материальное делится! В классической философии неделимым началом является дух.

- Но технический прогресс не остановить, сейчас на адронном коллайдере ищут новую частицу...

- Технический прогресс не решит всех человеческих трудностей. Как бы ни шел вперед прогресс, люди не становятся добрее и умнее. Если остаться на позициях грубого материализма, можно очень многое потерять. Наука же не рассматривает все с позиции добра и зла! Считается, что при достижении определенного уровня прогресса наступит золотой век всеобщего благоденствия. Но, как показывает практика, интеллект может развиваться, а духовная составляющая деградирует. И наоборот. Человек может быть не слишком умен, но очень добр сердцем.

- Да, говорят, в век прогресса работы у психоаналитиков только прибавляется.

- Учение о личности - это изобретение христианства, а не психоаналитиков! Это потом уже психоаналитики присвоили себе приоритет врачевателей душ. А раньше, когда болела душа, человек шел на исповедь к священнику. Личность человека описать нельзя - это нечто очень глубокое, ускользающее при попытке научного объяснения. "Теология есть антропология" - это сказал Фейербах. То, что люди говорят о богах, они списывают с самих себя! В богословии нет ничего лишнего, и то, что может быть непонятно, - просто недоступно на данном уровне развития человека.

Пошлятина не пройдет

Отец Максим преподает в воскресной школе, в которую постоянно ходят около 20 человек - и дети, и родители. Еще сотрудничает с молодежным клубом "Ровесник", обсуждает с подростками вопросы смысла жизни, семейных отношений, отцов и детей, отношения к алкоголю, наркотикам. И эти встречи востребованы.

- Нравственные ценности - абсолютны. Это то, что нужно понять и донести до людей. В том числе детей - они ведь тоже люди! Прихожу к ним, иногда с гитарой. Устраиваю концерты по произведениям русских авторов, поэтов: это настоящее, духовное, что берет за душу. На концертах бардовской песни играю и пою, говорю с ними на тему неба. Когда я прихожу, меняется формат встречи - на более возвышенный. В присутствии священника пошлятина уже не пройдет...

Многие дистанцируются от молодежи. Как будто они не совсем люди. Но молодежь честнее и острее, чем взрослые, переживает жизненные трудности - в силу юношеского максимализма. На человека с несформированным мировоззрением обрушивается множество разных фактов. Особенно в эпоху Интернета. "Правды нет, все врут" - нередкий вывод. Ведь Интернет - огромная помойка. А дети всеядны и очень доверчивы. В том числе к многообразной вредной информации. Поэтому, я считаю, ориентация на высшие, христианские ценности, на заповеди Божьи - единственный выход. А все остальное приложится.

Помните, у Достоевского: "Если Бога нет, то все позволено...". В прежние эпохи, когда люди не соблюдали заповедей, они так и говорили - мы грешим. Сейчас человек может найти для себя множество "отмазок", чтобы не соблюдать этих абсолютных истин.

- Вы считаете, что у материалиста-атеиста не может быть нравственности?

- Ну почему же, такие нравственные правила есть. Это Уголовный кодекс. Ведь нравственность предполагает выбор, а у материи выбора нет, есть константы, которые нельзя отменить. Тогда получается дилемма: или нравственности нет вообще, или все же есть дух. Мир гораздо богаче конкретной науки. Всякий серьезный ученый понимает это. А область человеческих отношений гораздо богаче, глубже и шире любой науки.

Чадо церкви

- Расскажите о себе. Как вы стали священником?

- И ждал и боялся этого вопроса - как я пришел к вере. Не знаю почему...

...Было время, когда я не любил смотреть старые черно-белые фотографии. Потом понял почему. Детство - цветное. Счастливое - даже в грязи, с червяками в руках и в обнимку с грязной собакой. Когда человек доверяет всем, воспринимает все так, как оно есть, ничего не домысливая сверху. А фотография - стоп-кадр, отмечающий только внешнюю обстановку. В том числе непричесанную, неухоженную действительность. Черно-белые осколки из теплой, объемной, цветной жизни. Воспоминания живые, а кадры - подобие жизни. Карикатура на что-то мне дорогое.

Задумываться о сущности вещей, предназначении человека стал лет в 14-15. Если Бог есть, думал я, если все это правда, то человек - самое счастливое существо. Широко общался с самыми разными людьми, среди которых, как ни странно, не было православных. У меня была одна мысль: необходимо что-то важное и нужное сделать, найти свое предназначение в этом мире.

В армии, под Уссурийском, читал священное писание своим сослуживцам, и меня слушали. И живо обсуждали. А сразу после демобилизации крестился.

Я - чадо Церкви. Она меня воспитала, выпестовала, наставила на путь истинный.

Для меня вопрос крещения, принадлежности к церкви - вопрос жизни и смерти, да или нет. И когда человек приходит и говорит: "Давай, покрести меня поскорее, без разглагольствований" - мне просто физически больно. Для него - стол накрыт, водка на столе стынет, а ты - как придаток какого-то фольклора. Становится стыдно, страшно, больно. Не по себе...

Философия навоза

- Вера начинает пробуждаться в человеке и ищет себе оправдания перед разумом. Вера есть одно из свойств человеческого существа, но она не имеет вектора. Муж верит жене, дети - родителям. Коммерсант верит в развитие дела, в которое вкладывает средства. Вера в добрый идеал - вся наша литература на этом построена. А атеизм - отрицание сверхъестественной реальности и, как следствие, смысла в бытии мира и заложенности в существовании человека какого-либо смысла вообще.

Самый ходовой смысл - мы живем ради своих детей. А те - ради своих. И т. д. Это - философия навоза. А с чего вы решили, что детям будет лучше? Опять упираемся в веру.

Митрополит Кирилл сказал: "Я, глядя на поколение Великой Отечественной войны, не могу сказать, что наша жизнь дороже. Как иначе примириться с тем, что они отдали свои жизни за нас? Получается, мы дороже?"

...В целом само по себе общество вступило в такую пору, которой еще не было, считает отец Максим. Отношения между церковью и государством сейчас выстраиваются заново. И в условиях непонятной политической формации молодой священник использует все гуманные и дозволенные способы обращения людей к Богу. Например, на рок-концертах выступает со словом к слушателям, исповедуя одну из форм добродетели - поделиться тем, что имеешь, в том числе добрыми мыслями.

Он всей душой верит и ждет возведения в Вилючинске нового храма. Деревянного, по всем церковным канонам. Хотя, кроме энтузиазма, за душой ничего. Но земля уже есть. И поддержка прихожан. Осталось собраться всем миром и построить. Чтобы не потерялись людские души - как атомы в пустоте.

ДОСЬЕ

Максим Дентовский, иерей. Родился 1 апреля 1975 г. в Севастополе в семье военного моряка. Окончил школу в Петропавловске. После армии помогал священникам в храме Николая Чудотворца, поступил в Московскую духовную семинарию в Троице-Сергиевой Лавре. Вернувшись на Камчатку, был рукоположен в священники и служил в соборе Николая Чудотворца, руководил отделом катехизации. 5 лет назад дополнительно к приходу в Петропавловском соборе был назначен настоятелем в храм Серафима Саровского в Вилючинске, Последние полгода переведен туда окончательно. Женат, двое детей.

Смотрите также: