Постоянный ток Вадима Бооля

   
   

ЖИВЕТ в Петропавловске скромный человек, имя которого известно, пожалуй, лишь краеведам да еще коллегам по бывшей работе.

МОЖЕТ быть, это потому, что желание "дополнить" память поколений, причем на "бессребренном" энтузиазме, пришло к нему лишь на склоне жизни. Зовут его Вадим БООЛЬ.

- Вадим Валентинович, у вас странная фамилия для наших мест. Родители сюда приехали по вербовке?

- Нет. Родился я не на Камчатке, и вербовки на путину не было. История начинается с того, что мои пращуры - немцы. Прапрадед, будучи доктором в Санкт-Петербурге, погиб в нем же во время эпидемии в середине XIX века. Прадед - бухгалтер на железной дороге, дед - инженер на все той же "железке". Чем только мои предки не занимались...

Отец и мама стали "научниками" - отправились на Дальний Восток поднимать ихтиологию. Наш поезд во Владивосток прибыл на неделю позже расписания - и на камчатский пароход родители опоздали. Во Владике в 1931 году я и родился. Родители вскоре разошлись. И в Петропавловске я оказался с мамой через год.

Бабки, прятки и футбол

   
   

- ОТЧИМОМ моим стал тоже немец по происхождению - так судьба решила. Жили мы довольно замкнуто, на улицу играть со сверстниками мне настоятельно ходить не рекомендовали - война началась. Так что я и сидел дома. Мне не объясняли почему. Это потом уже пришло понимание того, что, случись что, кличка "фашисты" обеспечена как минимум. А ссылать дальше некуда...

В то время я и сам не знал, кто мои предки и чем это грозит. У родителей всегда была осторожность: что-нибудь они случайно скажут при мне, а вдруг я, не понимая, "разнесу". Я и в пионерлагере был всего лишь раз - в годы войны, под Елизовом. Там сейчас аэродром "Кречет". В лагере и узнал большинство дворовых игр - лапту, бабки, прятки и футбол. После Победы в играх особого интереса уже не было - нужно было вкалывать.

- В Интернете мне, к сожалению, удалось найти всего лишь две ваших статьи - это несмотря на то, что вы регулярно участвуете в Крашенинниковских чтениях...

- Хм! У меня компьютера нет, поэтому сказать, что я с Интернетом "на ты", нельзя. Печатаю на машинке. Пишу по наитию - что помню, в чем уверен, что знаю доподлинно сам. А поскольку пишу об истории города, где жил и живу, считаю, что имею на это право. Я очевидец событий, происходивших в Петропавловске и на Камчатке на протяжении почти 70 лет. Да, у меня есть разногласия с учеными-краеведами и историками. Они оперируют документами, иногда опровергающими мои воспоминания в каких-то деталях. Но, пардон, здесь, вот в этом самом месте, если поднять асфальт, можно, образно говоря, найти следы моих башмаков. Их, современных исследователей, в те времена еще не было на свете. Будем спорить - пусть будет истина. Ну и, в конце концов, последнюю мою статью обкарнали так, что с оригиналом ничего общего и не осталось. Я с тех пор отношения с "учеными" придерживаю. А публикации - они есть, просто известны узкоспециализированному кругу.

А где рыба-то?

- ВЫ - по профессии энергетик. В своих трудах много рассказываете о предприятиях города, а вот символ энергетики старого Петропавловска, первую дизельную электростанцию, обошли стороной...

- Это из серии "замыленный глаз". Электростанция размещалась на Советской, на месте нынешней хрущевки, на первом этаже которой был 11-й гастроном. Наш домишко стоял почти под нею, на Ленинской. Район родной, все было знакомое. И когда город перешел на питание от новой станции, а старая исчезла, страничка памяти перевернулась. Хотя с другой стороны, когда я списался на берег, от электромеханических мастерских Тралфлота меня направили на практику именно на старую электростанцию - ремонтировать главный щит. Через какое-то время образовалось и управление "Камчатскэнерго". У них не было спецов по постоянному току, и меня взяли туда с условием поступления в институт.

- Как же и когда электрик, говоря по-простому, превратился в историка и краеведа?

- Я с юных лет пошел работать на флот - кочегаром, матросом на паруснике, мотористом, электриком. Во время каботажа видел многое со стороны. А придя в "Камчатскэнерго", увидел Камчатку изнутри - исходил-изъездил в командировках полуостров вдоль и поперек. Выйдя на пенсию, заинтересовался - кто, о чем и как пишет о Камчатке. Картина местами складывалась удручающая. А провоцирующим фактором явилось воспоминание о рунном ходе лосося под Елизовом в 30-40-е. Рыбы тогда было столько, что ее выдавливало, и весь правый берег в тех местах представлял собой живую серебристую массу. Паром закрывали! Лодку, шедшую вниз, живой поток тащил наверх. И вот я, выйдя на пенсию, посмотрел кругом и словно очнулся - а где рыба-то? Начал с того, что стал работать на общественных началах в Обществе охраны природы...

Я - как коряк: пишу только то, что вижу. Или видел. А то, что мне приписывают создание научных трудов вплоть до гидрогеологии Паратунских терм, - полный бред.

История в деталях

- ЗАВЕТНАЯ мечта у вас есть, которая... там, за горизонтом?

- Дело в том, что есть люди, которые, занявшись каким-то своим делом, не изменяют ему всю жизнь. У меня сложилось все по-другому. Кувырком. То я матрос, то электрик, то инженер, то в море, то на берегу, в конторе... Как жизнь складывалась, так и складывалась, жил одним днем.

В принципе, у меня есть цель - донести до потомков неискаженную историю родного края, выдать как можно больше чистого, правдивого материала. Но здесь, как в "Кавказской пленнице", - выпьем за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями. Так вот здоровье и финансы далеки от желаемых. У меня этот год просто пропал. И болезнь, и бытовые неурядицы - все сложилось вместе.

Сейчас в планах - создание труда, подводящего некую черту сделанному, обобщающего мои многолетние исследования и воспоминания. Страшновато начинать. Но все же... Хочется дать понять поколениям, идущим на смену нам, что история начинается с нас самих. И только потом она пожелтевшими страницами осядет в пыльных архивах.

А самое главное - помнить, что история складывается из мелких, ничем не примечательных в отдельности деталей. Но именно благодаря им мы можем объективно трактовать события, которые периодически сотрясают мир.

ДОСЬЕ

Вадим Валентинович Бооль родился 27 мая 1931 года. На Камчатке - с 1932 г. Трудовую деятельность начал в 1945 году в Петропавловском морском порту учеником электрослесаря. С 1947 года ходил в море на пароходе "Серов", танкере "Максим Горький", шхуне "Кальмар", пароходе "Эскимос". С 1969 года работал в электротехнической службе "Камчатскэнерго". Был членом научно-технического совета Камчатского отделения Всесоюзного общества охраны природы. Автор многих статей о Петропавловске-Камчатском 1940-1950-х годов.

Смотрите также: